17. Матерь Царя в терновом венце
В «Лоретанской литании» святая Мария призывается как Царица. В антифоне, завершающем молитву дня по Литургии Часов, поется древняя григорианская песнь - Salve, Regina ("Славься, Царица"). Случаются торжества по случаю коронации икон Богородицы, мы читаем об этих празднествах в католической прессе. Иногда верных потрясают сообщения о краже золотых венцов...
Мария Царица... Какое значение имеет это обращение и это название? Ведь мы живем во времена, когда уже проходит время царей, цариц и царств. Если сейчас изредка и встречаются эти титулы, то они скорее означают достоинство, чем власть и царствование. Скорее привязанность народов к традиции, чем правление. Имеет ли смысл сегодня называть Марию Царицей и если да, то какой? Не анахронизм ли это? Следует ли этот титул понимать по-мирски, со всем присущим ему придворным этикетом и напыщенностью? Если же нет, то в каком смысле его понимать? Из чего нужно исходить, начиная исследование о царственности Марии? Разумеется, не из политики и не из этикета царского двора, но из источников Откровения. В свете Откровения надо рассматривать также обычай коронации икон Матери Божией.
Богословские основания царственности Марии
Прежде чем ответить на поставленные вопросы, остановимся на библейских источниках этого титула. Его Святейшество Папа Пий XII, устанавливая праздник Марии Царицы, привел две причины, по которым Матерь Божия заслуживает этого имени "Царицы". Первая: как Матерь Царя, Она разделяет с Сыном царское достоинство. Поскольку Сын Марии истинный Царь, то и Его Матери принадлежит этот титул. Об этом ясно говорится у св. Луки: "И сказал Ей Ангел: Не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк 1, 30сл.). В этих словах слышен отзвук ветхозаветных пророчеств, предрекавших, что грядущий Мессия будет царем справедливым и миролюбивым (Ис 11, 1-6). При Благовещении началось исполнение этих предсказаний. Мария была избрана Богом стать Матерью Царя, Матерью Мессии.
Вторая причина: Христос Царь людей и мироздания не только по Своему достоинству Сына Божия и Мессии, но также и потому, что Он приобрел это звание, через искупив человечество, ценой Своей крови. При совершении дела спасения Матерь была соединена со Своим Сыном и поэтому Она тоже получила титул Царицы и "совершив путь земной жизни, была взята с телом и душой в небесную славу, и превознесена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Сыну Своему, Господу господствующих (ср. Откр 19, 16) и Победителю греха и смерти" (LG 59).
Царское достоинство Марии основано на участии в царственности Сына... Она - Царица, ибо Она - Матерь Царя.
Смысл царственности Марии
Царское достоинство Марии заключается в участии в царственности Иисуса Христа, Ее Сына. Поэтому, если мы хотим сказать что-то о царственности Марии, то надо начать с исследования того, в чем состоит царское достоинство Ее Сына. Она - Царица по образу своего Сына - Царя.
В чем же заключается царственность Сына Марии? Это стало явным во время суда над Иисусом. В разговоре с Пилатом Иисус сказал: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям. Но ныне Царство Мое не отсюда". Пилат сказал Ему: "Итак, Ты - Царь?" Иисус отвечал: "ты говоришь, что Я - Царь" (Ин 18, 33-37).
Иисус - Царь, но не по подобию римских императоров или политически сильного царя, о котором мечтали Иудеи тех времен. Его Царство и царствование не мирское, политическое, но - религиозное. Он не пришел для того, чтобы жестоко расправиться с врагами Своего народа, но чтобы пролить Свою кровь за народ и за всех людей.
Все время Своего общественного служения Он посвятил тому, чтобы объяснить природу Своего Царства и смысл Своего Царствования. Когда толпа хотела сделать Его царем, Иисус скрылся. Знаменательно, что в Евангелиях слово "Мессия, Христос" никогда не произносится Самим Иисусом. Когда другие называли Его этим именем, Он не противился этому, но повелевал молчать, либо сразу объяснял, как надо понимать это название. Необходимо было сначала научить учеников и народ правильно понимать царственность Иисуса. Нелегок переход от политического и военного понимания к постижению религиозного смысла.
Для того чтобы привести учеников к правильному пониманию Его царского достоинства, Иисус пользовался выражением "Сын Человеческий". Оно встречается в Евангелиях исключительно в речениях Самого Иисуса. Когда Петр исповедует Иисуса Христом, т.е. царем из рода Давидова, тогда Господь начинает учить, "что Сыну Человеческому много должно пострадать" (Мк 8, 29-31); "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10, 45).
В этом и состоит царское и мессианское достоинство Иисуса. Он - Царь, Который служит, как и страдающий Раб Божий (Ис 53, 1-6) приносит Свою жизнь в жертву за многих, что на библейском языке означает: за всех. Таково значение царственности Иисуса: Он - Царь в терновом венце, царствующий на древе креста. Его царское достоинство является в готовности послужить, вплоть до смерти.
В достоинстве Сына, понятом таким образом, принимает участие и Матерь Его. Она тоже - Царица, которая служит. Дважды Она назвала себя рабой (Лк 1, 38.48) и ни разу - царицей. Так Она говорит о Себе в очень важных обстоятельствах. Тотчас же после предсказания о том, что Она станет Матерью Царя, говорит: "се, Раба Господня..." (Лк 1, 38), и "с поспешностью идет в нагорную страну, в город Иудин" (Лк 1, 39), чтобы послужить. Она присутствует в Кане Галилейской чтобы разделить с людьми их радость, помогать им и служить. Как Матерь страдающего Раба - Сына Человеческого, Она стоит при кресте, а Ее душу пронзает оружие скорби. Царица скорби.
"Царствовать" на языке Евангелия значит служить нам меньшим, до того, чтобы отдать жизнь за них. Царственно велик тот, кто служит. Из Евангелия мы узнаём, что ученики с большим трудом воспринимали такое понимание царственности Иисуса. Сколько раз Он называл Себя Сыном Человеческим, Которому должно пострадать и умереть, но они этого не понимали. Более того: Петр даже хотел отговорить Его от такого пути (Мк 8, 32сл.). Но название "Мессия" их чрезвычайно интересовал и восхищал. Они спрашивали Иисуса, когда Он восстановит царство Израиля. Хотели воссесть по правую и левую стороны в Царстве Небесном. Спорили, кто из них больше, и кто - первый.
Понимать царское достоинство Марии нужно основываясь на стремлении служить, именно это стремление необходимо проецировать на богородичное благочестие и подлинную духовность. "Царствовать" на языке Евангелия значит "служить".
"Христианское призвание: служить и царствовать" (RH 21)
Служение - одна из основных черт христианской духовности. Служил Христос, служила и Его Матерь. Царственность верующих во Христа "выражается в готовности служить по примеру Христа, Который пришел не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить" (RH 21). Далее Папа говорит, что "в свете этого стремления Христа по-настоящему господствовать можно только лишь служа". Величие и первенство в общине учеников Иисуса измеряется не земными титулами и званиями, но величием служения. Воистину велик тот, кто служит наименьшим. Для определения служащего человека в Евангелии употребляются два слова: служитель (diakonos) и раб (doulos). В классическом греческом языке эти слова означают выполняющих подчиненную службу, смиренную, чаще всего домашних работников, напр. уборщиков, а особенно служителей при столе. В Новом Завете эти слова сохранили свой первоначальный смысл и означают скромное и смиренное служение, для исполнения которого надевается рабочая одежда. Этот царский путь служения избрал Иисус Христос - Раб Божий и Его Матерь - Раба Господня.
На этот путь служения Иисус призвал всех Своих учеников. Встать на этот же путь призывает Своих почитателей и Раба Господня. Ибо сущность Ее почитания заключается в подражании Ей.
И здесь возникает проблема. Ученикам Иисуса нелегко было уразуметь трудный путь служения. Их скорее восхищало царское звание Иисуса Христа. Они выспрашивали, когда Он восстановит Царство Израиля, желали воссесть в этом Царстве с Ним, т.е. разделить с Ним власть и победу. Часто спорили, кто из них больше и кто - первый.
Такой подход не исчез со смертью апостолов. Нам также нелегко вступить на путь служения. Мы предпочитаем удобный путь триумфализма; это касается и богородичного благочестия. Все это мы оправдываем ложным, не по-евангельски понятым царствованием Марии. Мы все еще любим реквизит и придворную напыщенность. Нам хорошо удается проводить настоящие "монархические" манифестации, но не получается вести обыденную жизнь по Евангелию. Парадокс богородичного благочестия католиков, шокирующий посторонних, состоит в том, что христианская этика отстает от напыщенного внешнего культа. Христос, когда Его хотели провозгласить царем, удалился от толпы. Быть может, так же поступает и Его верная Ученица, когда мы хотим почитать Ее слишком по-мирски и чересчур торжественно. Это - старая опасность, угрожавшая еще народу Ветхого Завета (Ам 5, 21-27; Ис 1, 10-17).
Когда хотели увековечить память о мариологическом конгрессе в Сан Доминго, то было два проекта. Первый: пожертвования верных, полученные от конгресса, отдать на окончание строительства монументального кафедрального собора в столице этой страны, и второй проект: предназначить те же деньги на строительство городка для бедных и бездомных в той же столице. По желанию Папы Павла VI был принят второй проект. Это - знамение нашего времени, нашего богородичного благочестия. Меньше царских ритуалов, больше Евангелия. Меньше придворной напыщенности, больше простого смиренного служения. Меньше обетов и деклараций, а больше последовательных действий. Смиренная Раба Господня не требует от нас изысканных слов и драгоценностей, но хочет искренней любви. Поэтому каждое слово молитвы Розария, каждое благочестивое дело надо направить на дело служению братьям, подражая Сыну Человеческому и Рабе Господней. Служить - значит царствовать.
Необходимо в свете источников Откровения и обновленного богослужения переосмыслить богословие коронации икон Матери Иисуса. Надо спросить у смиренной и нищей Рабы Господней, действительно ли Она ждет от нас золота и серебра царских украшений или, быть может, Она хочет получить от нас золото и серебро наших сердец?