7. "И Слово стало плотью" (Ин 1, 14)
Настало время перейти в наших размышлениях к толкованию Иоанном воплощения и рождества Господа Иисуса, а также участия в них Марии. Пролог Евангелия от Иоанна это - прекрасный гимн Слову, Которое стало плотию и обитало с нами. Будем с верой внимать этому гимну, по примеру Марии, которая слова о Своем Сыне слагала в сердце (Лк 2, 19). Почему Бог стал человеком, и какое участие приняла в этом Мария?
Бог стал человеком
Cur Deus homo? Почему Бог вочеловечился? Этот вопрос поставил великий богослов средневековья св. Ансельм. Этот вопрос встает перед всяким, кто пытается глубже проникнуть в тайну Боговоплощения. На этот вопрос отвечает величайший богослов Первоцеркви - св. Иоанн. "И Слово стало плотью и обитало с нами" (Ин 1, 14). Слово Божие, Сын Божий, изначально бывший у Отца, будучи сиянием Его славы, воспринял человеческий облик, человеческий вид. Почему Иоанн говорит, что Он стал плотью, а не человеком? Слово "плоть" на языке Библии означает человеческую личность, человека, как существо слабое, ломкое, преходящее, страдающее и смертное. "Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава; увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа" (Ис 40, 6сл.). Используя определение "плоть", Иоанн подчеркивает реальность воплощения. Сын Божий принял настоящую плоть; Он стал человеком, одним из нас, подобным нам во всем, кроме греха.
Бог стал человеком, чтобы явить истинного человека
Однако, почему же Он вочеловечился? Во-первых, потому, что Он хотел осуществить и явить истинного совершенного человека, человека по замыслу Своему. Это - излюбленная богословская и философская мысль средневековья. Первый человек - Адам - был совершенным и прекрасным человеком, сотворенным по образу и подобию Божию. Однако грех исказил его человечески облик. В новом Адаме - во Христе, Который есть образ Бога невидимого (Кол 1, 15), Бог воссоздал то, что было уничтожено в первом Адаме. Таким образом, чтобы узнать теперь, кто такой и кем должен быть человек, нам надо обратиться к единственному Человеку, достойному этого имени, Который когда-либо жил; Тому, о Ком Пилат изрек пророческое слово: "Се, Человек" (Ин 19, 5). Только через Христа мы знаем, Кто есть Бог, и кто есть человек. Христос - мера; Он - подлинная мера человечества. Об этой истине часто говорит Папа Иоанн Павел II.
Христос - ключ к пониманию человека, этой великой и основополагающей реальности. "Потому что человека нельзя понять до конца без Христа. Человек не может постичь самого себя без Христа. Он не может понять ни того, кто он есть, ни того, какова его настоящая ценность, ни того, к чему он призван и окончательно предназначен. Всего этого он не может уразуметь без Христа. И поэтому Христа невозможно исключить из дел человеческих в каком бы то ни было месте на Земле".
Бог во Христе явил нам истинного человека. Ибо только Он знает, каков истинный совершенный человек. Если бы Бог этого не сделал, то и поныне нам пришлось бы с пресловутым фонарем Диогена искать человека.
Воплощение учит нас, что чем ближе человек к Богу, чем теснее его связь с Богом, тем прекраснее, совершеннее и подлиннее человек. Иисус Христос был полностью соединен с Богом, и потому Он был прекраснейшим из людей. Боговоплощение учит, что только в присутствии Бога, в сиянии божества, развивается наша человечность. Бог не унижает, не отчуждает, не задерживает развитие человека, но возвышает. Как растение не может жить, развиваться, расти и цвести без солнца, так и человек не может жить и развиваться без Бога. Для человека, у которого отнимают Бога, все превращается в божество - раса, класс, материя. Человеческая жизнь без Бога ведет к идолопоклонству (К. Барт). Во имя своего кумира человек готов совершить любое преступление.
Ханна Малевская заканчивает свою повесть "Преходит образ мира" волнующим эпизодом: Старик Кассиодор "счистив наслоения, наконец увидел слова, которые можно читать - древнегреческий шрифт - предложение без начала и конца. Он прочитал: ... как прекрасен человек, если он - человек. Он закрыл глаза. Через какое-то время из-под его покрытых коростой посиневших век потекли крупные слезы". Как прекрасен человек, если он - человек по образу единственного и прекраснейшего Человека - Нового Адама, Иисуса Христа. Прекрасен человек, воссоединившийся с Христом.
Бог стал человеком, чтобы спасти нас
Почему Бог вочеловечился? Ответ, данный в начале нашего размышления, красив, но неполон. Христос пришел в мир не только для того, чтобы явить нам прекрасного и совершенного человека. Он пришел спасти нас от грехов. "Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель" (Лк 2, 11). Что это значит? Как выразить эту истину выразить современным языком?
Роман Ингарден, умерший несколько лет тому назад польский философ, в своей "Книжке о человеке" писал: "Человеческая природа основана на непрестанном выходе за пределы животного, которое сидит в человеке: в преодолении его человечностью и волей человека, как творца ценностей. Без этого стремления, без этого усилия преодоления самого себя человек постепенно превращается в животное, в чем и заключается его смерть". К таким выводам, будучи честной, приходит современная философия человека. Однако она не объясняет глубочайшей причины этой ситуации. Здесь спешит помочь богословие. В самом человеке есть граница; пасть ниже этой границы - значит опуститься до уровня животного, смерти, до того, что богословие называет грехом; переступить верхнюю границу - войти в мир ценностей, который на богословском языке называется благодатью. Сын Божий стал человеком, чтобы взять нас за руку и постоянно вести за пределы животного состояния и смерти в мир ценностей, в мир благодати, в мир Божий. Именно поэтому Единородный Сын Божий пришел к нам, "полный благодати и истины" (Ин 1, 14). "И от полноты Его все мы приняли, и благодать на благодать" (Ин 1, 16). Бог вочеловечился, чтобы спасти нас. Все тексты о Рождестве Христовом говорят о спасении: "Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь", "Грядет Спаситель твой" (Ис 62, 11).
Спасение, дарованное нам, состоит не только в освобождении от греха: "Дал власть быть чадами Божиими" (Ин 1, 12). Единородный Сын Отца стал человеком, чтобы нам быть усыновленными Богом. К нам пришел кто-то очень простой, маленьким ребенком в пеленках, в яслях хлева-вертепа. Простой, как просты были пастухи, которым Он открылся первым; простой, как повседневность. Во Христе - Единородном Сыне Божием - к нам обращается Бог со словом: чадо. В Сыне мы дерзаем говорить Богу прекраснейшее слово: Авва - Отче. Все это произошло благодаря благости и любви Спасителя, Который "спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит 3, 4-7). Божию милость, явленную в спасении человека, прославляет Иоанн Павел II в окружном послании Dives in misericordia (Бог, богатый милосердием) (ср. особенно No 7), говоря о милосердии, открывшемся в Кресте и Воскресении. Тема спасения привносит в настроение Рождества Христова некую серьезность. Жесткие ясли напоминают о кресте. Присутствие ангелов предвещает воскресение и прославление родившегося Мессии.
Говоря о спасении, дарованном нам Воплощенным Сыном Божиим - Спасителем, мы часто впадаем в односторонность - говорим о том, что значит для нас спасение, гораздо чаще, чем о цене нашего искупления: "Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца" (1Петр 1, 18-19). Мы спасены величайшей ценой крови. Наше спасение для Христа означало страдание, смерть, Он отдал за нас жизнь. Иисус полностью жил для Отца и полностью для нас, до смерти. Эта двойная отдача Иисуса знаменует крест: вертикальный столб - совершенная отдача Себя Отцу, горизонтальная перекладина - объятие всех людей. Существование Иисуса было «просуществованием». Вся Его жизнь была ради (pro) других: ради Отца и братьев. В этом - глубочайший смысл Боговоплощения.
Матерь Спасителя
Папа Иоанн Павел II начал энциклику Redemptoris Mater (Матерь Искупителя) словами: "Матерь Искупителя занимает вполне определенное место в замысле спасения, "ибо когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены..." " (Гал 4, 4). Его Святейшество ссылается здесь на догматическую Конституцию о Церкви Второго Ватиканского Собора: "Сын Божий принял от Нее человеческое естество, дабы тайнами Своей Плоти избавить человека от греха" (LG 55). Благодаря этому Она - "истинная Матерь Бога и Искупителя" (LG 53). Она "принесла миру Жизнь" (LG 53), таким образом содействуя жизни, а не смерти (Ева). Здесь мы прикасаемся к тайне, сияющей с особой силой в Боговоплощении: Бог восхотел прийти к людям через человеческое содействие, к человеку через человека. Сын Божий став человеком, не гнушается человеческим телом, материей, но только злом и грехом. Именно поэтому Он обогатил Марию "дарами, сообразными со столь великим служением" (LG 56). Отцы Церкви называли Ее "Всесвятой, и от всякой скверны греха предохраненной, как бы образованной Святым Духом и созданной как новое творение" (LG 56). Бог хотел и хочет приходить к людям через святых людей.
Бог восхотел, чтобы Мария родила Воплощенное Слово - нашего единого Посредника и Спасителя. Именно поэтому Она заслуживает имени Посредницы спасения, ибо Ее посредством пришел Спаситель. Папа Иоанн Павел II учит, что "посредничество Марии тесно связано с Ее Богоматеринством, оно имеет особый материнский характер... это - также посредничество путем участия" (RM 38). Так понятое посредничество Марии "не затемняет и не умаляет... единственное посредничество Христа" (LG 60). Участвуя в посредничестве Самого Христа, Она споспешествует верным своей материнской заботой, чтобы они "прилепились к Посреднику и Спасителю" (RM 38; ср. LG 62). Бог доподлинно приходит к людям через людей, в особенности же через святых и непорочных.
Смысл Боговоплощения
Почему Бог вочеловечился? Ответ св. Иоанна имеет глубокий богословский и экзистенциальный смысл, он полон оптимизма и радости.
Бог стал человеком, чтобы показать нам, кто есть и каким должен быть человек. Иисус Христос, Воплощенный Сын Божий это Икона Бога невидимого и в то же время - истинный, прекрасный и совершенный Человек. Он дан нам затем, чтобы, взирая на Него, мы созидали наш человеческий облик по Его образу. Насколько часто мы взираем с верой на этот Божественный Лик?
Истина Боговоплощения говорит: чем ближе к Богу, тем целостнее и совершеннее человек. Это правило подтверждается жизнью Иисуса и Его Матери. Иисус и Отец - одно (Ин 10, 30), они единосущны, и в то же время Христос - самый прекрасный человек. Мария была исполнена благодати, особо возлюблена Богом и потому избавлена от всякого пятна греха, вся прекрасна. Чем ближе к Богу, чем теснее единение с Богом, тем прекраснее человек.
В каждом человеке есть граница! Во мне тоже. Адам, где ты? Выше этой границы - в мире благодати и истины, или ниже - в животном мире греха? Уже здесь, на земле, начинается рай, здесь же начинается и ад. Жизнь выше звериной границы - начало рая, залог и начаток славы, жизнь ниже границы - предвкушение ада. Чтобы подняться выше границы животного, мы все нуждаемся в Спасителе. Как часто мы радуемся сейчас, что родился нам Спаситель. У всех появилась возможность и надежда. Будем держаться за протянутую нам руку Спасителя. Он вытащит нас из нашего животного состояния.
Жизнь Иисуса-Спасителя была посвящена другим. Его бытие есть просуществование. Он жил для Отца и для братьев, вплоть до того, что принял смерть. Бытия для других, просуществования Он требует и от Своих учеников: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин 13, 34; ср. 13, 14). Быть учеником Христа значит быть и жить для других, до смерти. Таким учеником Христа был св. Максимилиан Кольбе14. Он научился этому искусству жить в школе Непорочной Девы Марии. На этот путь "для-бытия", по примеру Христа, вступила и Мать Тереза из Калькутты15. Она сделалась совестью мира и нашей совестью. Не мы сами и не наши монахини, а она и ее дочери, миссионерки любви, нашли в Европе Калькутту. Одна из монахинь так рассказывает о своей первой встрече с Польшей: "Когда мы приехали в Польшу, мы еще не знали, чего Бог от нас хочет. Мы пошли в кафедральный собор в Варшаве, чтобы узнать фамилии старых и больных людей, которым мы могли бы помочь. Обычно мы начинали с уборки жилья, мытья этих несчастных. Работы было не много, но это было самое необходимое". Именно среди прихожан кафедрального собора они нашли женщину, судьба которой стала прекрасной иллюстрацией их деятельности. Это была пожилая и одинокая женщина, у которой не было никого, кто позаботился бы о ней. Она умирала в своей квартире, и все забыли о ней. Это - польская Калькутта. Дальше И дальше рассказывает говорит сестра Тереза: "Девушки очень удивились, что даже в Польше можно встретить такую ситуациюс таким столкнуться..." Монахини привезли ее к себе в Заборов в субботу, а в воскресенье она умерла, на праздник Ченстоховской Божией Матери (26 августа). На Ясной Горе участвовали в празднестве сотни тысяч поющих и молящихся паломников. В то же самое время умирала одинокая женщина, которую приютили монахини-иностранки. Вот оно, наше богородичное благочестие... "Она умерла, когда все сестры стояли возле нее и молились. Умерла достойно и не в глухом одиночестве". Сестра Тереза закончила свой рассказ такими словами: "Даже в Европе есть много одиноких и жестоко страдающих людей, даже здесь не хватает гуманности. Этот недостаток мы попытаемся восполнить... в этом - служение сестер. Они до конца и без остатка посвящают себя служению бедным". Это и есть христианское просуществование, состоящее из малых дел.
Cur Deus homo? Бог вочеловечился для того, чтобы мы могли встретить Его в ближних, в братьях, в другом человеке. Таинство брата! Живое таинство, которое есть ближний. В таинствах мы встречаем Бога через Иисуса Христа. Брат, ближний, другой человек - знак присутствия Бога. Ближний - настоящее инкогнито Бога. Под видом гостя, бедняка может таиться Бог. Христос, Воплощенный Сын Божий, отождествил Себя с братьями меньшими: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25, 40.45). Это отождествление Иисуса с братьями Папа Иоанн Павел II истолковывает в свете истины о Боговоплощении и искуплении: "В Своем Воплощении Сын Божий некоторым образом соединился с каждым человеком", "вошел в его сердце" (RH 8). В искуплении же Он всех объял Своей любовью. Через человеческую природу, которую Мария дала Божественному Логосу, Воплощенный Сын Божий стал не только солидарен с людьми, но и "некоторым образом соединился с каждым человеком" (RH 8). Тот, Который един с Отцом, стал также един с человеком (Ин 17, 22). Какое возвышение человеческого достоинства!
Блаженный Августин сказал: "Timeo Deum transeuntem - боюсь Бога, проходящего мимо". Будем остерегаться того, чтобы Бог не прошел мимо нас, был незамечен в человеке. От того, какой будет наша встреча, зависит наша вечность (Мф 25, 31-46). На Суде будет судима наша любовь.