|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ЧАСТЬ III

ВИДИМАЯ СТРУКТУРА ЦЕРКВИ: ОТ АПОСТОЛОВ ДО ЕПИСКОПОВ

37. Церковь - иерархическая община, построенная на фундаменте двенадцати Апостолов

38. Епископы - преемники Апостолов

39. Епископат - таинство священства

40. Коллегия Епископов

41. Миссия, порученная каждому епископу

42. Епископы - «вестники веры» в проповеди Евангелия

43. Епископы - «домоправители благодати наивысшего священства»

44. Пастырское служение епископов

37.

Церковь - иерархическая община, построенная на фундаменте двенадцати Апостолов

1. Церковь как священническая, сакраментальная и пророческая община была установлена Иисусом Христом, который придал ей определенную структуру, сделал ее иерархическим и служебным обществом, чтобы осуществляемое в ней пастырское управление способство вало формированию и постоянному росту общины. Эта служебная и пастырская функция вначале была доверена двенадцати Апостолам, выбранным Иисусом Христом как видимый фундамент Его Церкви. Как говорит II Ватиканский Собор, «Иисус Христос, вечный Пастырь, создал Святую Церковь, послав Апостолов, как и Сам Он был послан Отцом (ср. Ин 20, 21), и пожелал, чтобы их преемники, то есть Епископы, были в Его Церкви пастырями до скончания века» (Lumen gentium, 18).
Этот фрагмент Догматической конституции о Церкви Lumen gentium прежде всего показывает первоначаль ную и исключительную роль Aпостолов в институцио нальной структуре Церкви. Из евангельских деяний мы знаем, что Иисус позвал учеников идти за Ним и выбрал из них двенадцать (ср. Лк 6, 13). Евангельский рассказ позволяет нам понять, что это было очень важное для Иисуса решение, принятое после ночи молитвы (ср. Лк 6, 12); это был выбор, сделанный независимо и свободно. Мы читаем у Марка, что Иисус, взойдя на гору, призвал к себе, «кого сам хотел» (Мк 3, 13). Евангельские тексты приводят имена отдельных призванных (ср. Мк 3, 16-19 и парал.) - знак того, что уже в первоначальной Церкви замечалась и признавалась их особая роль.

2. Создавая группу Двенадцати, Иисус создавал Церковь как видимое общество, сформированное так, чтобы оно служило Евангелию и пришествию Царства Божия. Число двенадцать связано с двенадцатью коленами Израиля, это указывает на то, что Иисус собирался создать новый Израиль, новый Народ Божий - Церковь. Этот творческий замысел Иисуса заметен в самом слове, которым пользуется Марк в описании поставления: «И поставил из них двенадцать» (Мк 3, 14). «Устанавливать », «творить» напоминает слово, употребленное в описании сотворения мира в Книге Бытия, а также в Книге Второ-Исаии (ср. Ис 43, 1; 44, 2), где речь идет об образовании Народа Божия, древнего Израиля.

Творческая воля выражается также в давании новых имен Симону (Петр), Иакову и Иоанну (Сыновья Грома), а также всей группе, то есть коллегии в целом. Ибо Лука пишет, что Иисус «избрал из них Двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк 6, 13). Двенадцать Апостолов становились, таким образом, особой общественно-церковной действительностью, отдельной и в каком-то смысле неповторимой. В их группе выделялся апостол Петр, с которым Иисус связывал четкий замысел создания нового Израиля, давая Симону имя Петр, что значит «Скала»: именно на этой «Скале» Иисус хотел построить свою Церковь (ср. Мф 16, 18).

3. Цель, которую ставил Иисус, поставляя двенадцать, раскрывается у Марка: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк 3, 14-15). Первым фундаментальным элементом группы Двенадцати является абсолютная привязанность к Христу: они были призваны, чтобы «быть с Ним», то есть следовать за Ним, оставляя все. Второй элемент носит миссионерский характер, он является отражением миссии самого Иисуса, который проповедо вал и изгонял злых духов. Миссия Двенадцати представляет собой участие в миссии Христа тесно связанных с Ним людей - учеников, друзей, доверенных лиц.

4. Евангелист Марк подчеркивает «власть изгнания злых духов» как конструктивный элемент миссии Апостолов по отношению к силе зла, что в позитивном смысле означает власть передавать людям спасение Христа - Того, кто изгоняет вон князя мира сего (ср. Ин 12, 31).

Лука подтверждает значение этой власти, а также цель поставления Двенадцати, приводя слова, которые Иисус произнес, давая Апостолам власть в Царстве: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк 22, 28-29).

Это заявление также указывает на тесную связь между пребыванием в единстве со Христом и властью, полученной в Царстве. Это пастырская власть, что подтверждает текст на тему особой миссии, вверенной непосредственно Петру: «паси агнцев Моих. (...) паси овец Моих» (ср. Ин 21, 15-17). Лично Петр получает наивысшую власть в пастырском служении.

Это служение осуществляется как участие во власти единственного Пастыря и Учителя - Христа.

Наивысшая власть, доверенная Петру, не нарушает власти, данной другим Апостолам в Царстве. Двенадцать Апостолов, совместно участвующих в пастырском служении, подчиняются власти одного всеобщего Пастыря, который действует по поручению и представляет Доброго Пастыря, Христа.

5. Особые задачи, связанные с миссией, порученной Иисусом Двенадцати, следующие:

а) миссия и власть евангелизации всех народов: ее однозначно подтверждают три синоптика (ср. Мф 28, 18-20; Мк 16, 16-18; Лк 24, 45-48). Среди них Матфей подчеркивает связь, установленную самим Иисусом между Его мессианской властью и миссией, порученной Апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы» (Мф 28, 18-19). Апостолы будут способны и должны осуществлять свое служение благодаря силе Христовой, которая в них явится;

б) миссия и власть крещения (ср. Мф 28, 29) как исполнение повеления Христа; это должно быть крещение во имя Пресвятой Троицы (ср. там же), которое в силу связи с пасхальной тайной Христа именуется в Деяниях Апостолов также крещением во имя Иисуса (ср. Деян 2, 38; 8, 16);

в) миссия и власть совершения Евхаристии: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19; 1 Кор 11, 24-25). Повеление воспроизводить то, что совершил Иисус во время Тайной Вечери освящением хлеба и вина, означает власть наивысшей степени. Сказать во имя Христа «сие есть Тело мое», «сия есть Кровь моя» означает почти отождествить себя с Христом в сакраментальном действии;

г) миссия и власть отпущения грехов (ср. Ин 20, 22-23). Это участие Апостолов во власти Сына Человечес кого отпускать грехи на земле (ср. Мк 2, 10). Эта власть, проявлявшаяся в публичной жизни Иисуса, изумляла народ, о котором евангелист Матфей говорит, что он «прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф 9, 8).

6. Чтобы выполнить эту миссию, Апостолы кроме власти получили особый дар Святого Духа (ср. Ин 20, 21-22), который явился в день Пятидесятницы в соответствии с обещанием Иисуса (ср. Деян 1, 8). В силу этого дара они в день Пятидесятницы начали дело евангелизации всех народов. Об этом говорит II Ватиканский Собор в Конституции Lumen gentium: «Апостолы же, проповедуя повсюду Евангелие (ср. Мк 16, 20), принимаемое слушающими под действием Святого Духа, собирают вселенскую Церковь, которую Господь утвердил на основании Апостолов и воздвиг на блаженном Петре, их Начальнике, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа (ср. Откр 21, 14; Мф 16, 18; Еф 2, 20)» (Lumen gentium, 19).

7. Миссия Двенадцати включала также предназна ченную только для них очень важную задачу, которую никто другой не мог выполнить: они должны были быть свидетелями-очевидцами жизни, смерти и воскресения Христа (ср. Лк 24, 48), передать Его послание первоначальной общине, быть связующим звеном между Божественным Откровением и Церковью, и тем самым положить начало Церкви во имя и силой Христа, действием Святого Духа. Для решения этой задачи двенадцать Апостолов создают группу, единственную в своем роде в Церкви, которая уже в Никео-Константинопольском Символе веры определяется как апостольская (Credo unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam), поскольку она нераздельно связана с Двенадцатью. Это объясняет, почему Церковь в своей литургии так торжествен но почитает Aпостолов.

8. Иисус также поручил Апостолам миссию евангелизации всех народов, которая требует очень длительного времени и будет продолжаться «вплоть до скончания века» (Мф 28, 20). Апостолы поняли, что Христос хотел, чтобы они нашли себе преемников, которые как их наследники и посланцы продолжили бы их миссию. Так они поставили в отдельных общинах «епископов и диаконов» и «распорядились, чтобы по их смерти другие опытные мужи переняли их служение» (св. Климент Римский, Послание к Коринфянам, 44, 2; ср. 42, 1-4).

Таким образом Христос установил иерархическую и служебную структуру Церкви, складывающуюся из Aпостолов и их преемников. Структура эта происходит не от предыдущей, ранее установленной общины, но была создана непосредственно Им. Апостолы были в свое время начатком Нового Израиля и положили начало святой иерархии, как мы читаем в соборном Декрете Ad gentes (ср. Ad gentes, 5). Следовательно, эта структура принадлежит самой природе Церкви согласно Божественному замыслу, осуществленному Иисусом. В соответствии с этим замыслом она играет существен ную роль во всем развитии христианской общины со дня Пятидесятницы до конца времен, когда в небесном Иерусалиме все избранные достигнут полноты участия в «новой жизни» навеки.

(1.7.1992)

38.

Епископы - преемники Aпостолов

1. Деяния и Послания Апостолов подтверждают то, о чем говорится в Конституции Lumen gentium II Ватиканского Собора, а именно, что Aпостолы «имели различных помощников в служении» (Lumen gentium, 20). Существенно, что среди христианских общин, которые возникли вскоре после Пятидесятницы, без сомнения выделялись Aпостолы, а особенно почитавшиеся в Иерусалим ской общине столпами Иаков, Кифа и Иоанн, как утверждает св. Павел в Послании к Галатам (ср. Гал 2, 9). Речь здесь идет о Петре, поставленном Иисусом главой Aпостолов и наивысшим пастырем Церкви; затем об Иоанне - любимом Aпостоле; наконец, об Иакове - «брате Господнем», которого считали главой Иерусалимской церкви. Рядом с Апостолами Деяния Апостолов упоминают также «старших» (ср. Деян 11, 29-30; 15, 2. 4), которые вместе с ними составляли первую подчиненную им степень иерархии. Апостолы посылают своего представителя Варнаву в Антиохию в связи с успехами проповеди Евангелия в этом городе (ср. Деян 11, 22). Деяния Апостолов говорят также о Савле (св. Павле), что он после обращения и первых миссионерских трудов отправился вместе с Варнавой, который ниже называется Апостолом (ср. Деян 14, 14), в Иерусалим - центр церковной власти, чтобы посоветоваться с Апостолами. Одновременно он оказывает материальную помощь иерусалимской общине (ср. Деян 11, 29). В Антиохийской Церкви рядом с Варнавой и Савлом перечисляются как пророки и учители Симеон Нигер, Луций Киринеянин и Манаил (ср. Деян 13, 1). Варнава и Савл были оттуда отправлены в апостольское путешествие после возложения на них рук (ср. Деян 13, 2-3). Со времени этого путешествия Савл принимает имя Павел (ср. Деян 13, 9). Позже, по мере возникновения общин, мы читаем о поставлении старших (ср. Деян 14, 23). Задачи этих старших точно определяются в пастырских Посланиях к Титу и Тимофею, поставленным во главе общин (ср. Тит 1, 5; 1 Тим 5, 17).
После Иерусалимского Собора Апостолы посылают в Антиохию вместе с Варнавой и Павлом двух других руководителей Иуду, называемого Варсавой, а также Силу, - «мужей, начальствующих между братьями» (Деян 15, 22). В Посланиях Павла, кроме Тита и Тимофея, называются еще другие сотрудники и товарищи Апостола (ср. 1 Фес 1, 1; 2 Кор 1, 19; Рим 16, 1. 3-5).

2. В определенный момент Церковь оказывается перед необходимостью поставления новых руководителей, преемников Апостолов. II Ватиканский Собор говорит на эту тему, что Апостолы, «чтобы вверенная им миссия продолжилась и после их смерти, (...) словно в завещание, возложили на своих непосредственных сотрудников обязанность исполнить и упрочить начатое ими дело, поручив им внимать всему стаду, в котором Святой Дух поставил их блюстителями, и пасти Церковь Божию (ср. Деян 20, 28). Итак, они назначили мужей и впредь вменили им в правило, чтобы по их смерти другие испытанные мужи принимали их служение (ср. св. Климент Римский, Послание к Коринфянам , 44, 3)» (Lumen gentium, 20).

Установление этого принципа преемственности подтверждают и небиблейские христианские авторы св. Климент, св. Ириней и Тертуллиан. Этот принцип является основой передачи подлинного апостольского свидетельства из поколения в поколение. Собор говорит: «Таким образом, по свидетельству Св. Иринея, через тех, кого Апостолы поставили в Епископы, а также через их преемников до нашего времени, апостольское предание проявляется и сохраняется во всем мире (ср. св. Ириней, Adv. Haer., 3, 1; cp. Tертуллиан, De Praescr., 20, 4-8: PL 2, 32; CC 1, 202)» (Lumen gentium, 20).

3. Из тех же текстов следует, что апостольская преемственность имеет два взаимодополняющих измерения - пастырское и доктринальное как продолжение миссии Апостолов. В связи с этим надо на основании текстов объяснить то, что уже неоднократно утверждалось: Апостолы не могли иметь преемников, ибо их уделом стал единственный в своем роде опыт дружбы с Христом в Его земной жизни, а также неповторимая роль в начале дела спасения.

Правда, что Апостолам был дан единственный и необыкновенный опыт, непередаваемый другим, поскольку он был личным, и что они сыграли неповторимую роль в формировании Церкви и в основании Церкви в Иерусалиме, передавая слово и тайну Христа, которого знали лично. Но одновременно они получили задание учительства и пастырского руководства Церковью, чтобы она могла развиваться. И это задание передается, и согласно желанию Иисуса оно должно было быть передано преемникам, чтобы они могли вести всеобщую евангелиза цию. Ибо в этом втором смысле Апостолы имели сотрудников, а затем - преемников. Собор это многократно подтверждает (ср. Lumen gentium, 18, 20, 22).

4. Епископы исполняют пастырское служение, вверенное Апостолам, и обладают всеми связанными с ним полномочиями. Кроме того, подобно Апостолам они исполняют его с помощью сотрудников. В Конституции Lumen gentium мы читаем: «Епископы приняли на себя служение общине вместе со своими помощниками, священниками и диаконами, от имени Бога возглавляя то стадо, пастырями которого они являются (ср. св. Игнатий Антиохийский, Philad., Praef., 1, 1) как наставники в учении, священники богопочитания и служители управления» (Lumen gentium, 20).

5. Собор особо подчеркнул эту апостольскую преемственность епископов, утверждая, что преемственность - установление Божье. Далее мы читаем в Lumen gentium: «Священный Собор учит, что Епископы по Божествен ному установлению наследуют Апостолам как пастыри Церкви, и слушающий их слушает Христа, а отвергающий их отвергает Христа и Пославшего Его (ср. Лк 10, 16)» (Lumen gentium, 20).

В силу этого Божественного установления епископы представляют Христа, и тот, кто слушает их, слушает Христа. Следовательно, не только Преемник Петра представляет Христа-Пастыря, но также и другие преемники Апостолов. Ибо Собор учит: «в лице Епископов, которым помогают священники, среди верующих присутствует Господь Иисус Христос, Верховный Первосвященник» (Lumen gentium, 21). Приведенные Собором слова Иисуса: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк 10, 16) имеют еще более широкое применение, поскольку они были адресованы семидесяти двум ученикам. А тексты из Деяний Апостолов, приведенные в первых двух абзацах данного катехетического поучения, показывают, какое множество сотрудников собиралось вокруг Апостолов: в этой иерархии вскоре начали выделять священников (епископов и их сотрудников), а также диаконов, которым в пастырском служении помогали простые верные.

(8.7.1992)

39.

Епископат - таинство священства

1. После долгого перерыва мы возобновляем цикл катехетических поучений о Церкви, который мы прервали в начале июля. Тогда мы говорили о епископах как о преемниках Апостолов, подчеркивая, что эта преемственность связана с участием в служении и во власти, доверенной Иисусом Апостолам.

Размышляя на эту тему, II Ватиканский Собор указал на сакраментальный характер епископского сана, являющегося отражением служебного священства, которое Апостолы получили от самого Иисуса. Таким образом определяется природа задач, выполняемых в Церкви епископами.

2 Ибо в Конституции Собора мы читаем, что Иисус Христос, «восседая одесную Бога Отца, (...) не лишает Своего присутствия сонм Своих первосвященников, но прежде всего через их возвышенное служение» (Lumen gentium, 21):
а) во-первых, «проповедует Слово Божье всем народам» (там же). А следовательно, это Христос в полноте славы, благодаря своей суверенной, спасительной власти действует посредством епископов, чье служение проповеди Слова Божия справедливо называет «возвышен ным» (там же). Проповедь епископа - это не только продолжение евангельской проповеди самого Христа, но проповедь самого Христа, исполняющего свое служение;

б) затем, через посредство епископов (а также их сотрудников) Христос «преподает верующим таинства веры, благодаря их отцовскому попечению включает в Свое Тело новые члены через возрождение свыше» (там же). Все таинства совершаются именем Христа. Духовное отцовство, выражающееся и осуществляемое в Таинстве Крещения, особым образом связано с возрождением, происходящим от Христа;

в) наконец, Христос «их мудростью и знанием ведет и направляет Народ Нового Завета в его странствовании к вечному блаженству» (там же). Мудрость и благоразумие - это черты епископов, но происходят они от Христа, который посредством их руководит Народом Божиим.

3. Здесь необходимо добавить, что, когда Господь действует посредством епископов, Он не лишает их человеческой ограниченности и несовершенств, проявляющихся в темпераменте, характере, особенностях поведения и установках, зависящих от исторического контекста культуры и жизни. Также и в этой области мы можем воспользоваться отрывками из Евангелий, характеризую щими Апостолов, избранных Иисусом.

Несомненно, у этих людей были недостатки. В период публичной деятельности Иисуса они спорили, кто из них главный, а в момент ареста все оставили своего Учителя. После Пятидесятницы, благодаря благодати Святого Духа, они жили в единстве веры и любви. Однако это не значит, что они полностью освободились от человеческой ограниченности. Как известно, Павел осудил Петра за слишком снисходительное отношение к тем, кто хотел в христианстве соблюдать иудейские законы (ср. Гал 2, 11-14). О Павле мы знаем, что у него был тяжелый характер и что между ним и Варнавой возник серьезный конфликт (ср. Деян 15, 39), хотя тот был «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян 11, 24).

Иисус знал, что те, кого Он избрал, несовершенны и не изменил решения даже тогда, когда последствия этого несовершенства оказались серьезными. Иисус хотел действовать через людей несовершенных, а в чем-то, возможно, даже заслуживающих порицания, чтобы, независимо от их слабостей, могла восторжествовать благодать, данная Святым Духом. Бывает, что из-за своих несовершенств, и даже вин, также и епископы не исполняют обязанностей, вытекающих из их миссии, и приносят вред общине. Поэтому мы должны молиться за епископов, дабы они всегда старались подражать Доброму Пастырю. И действительно, во многих из них явился и является лик Христа Пастыря.

4. Невозможно здесь перечислить всех святых епископов, которые были проводниками, формирующими свои Церкви в древности и в более поздние эпохи вплоть до наших дней. Достаточно вспомнить несколько замечательных личностей с необычным духовным профилем. Подумаем об апостольском рвении и мученичестве св. Игнатия Антиохийского; о мудрости и пастырском горении св. Амвросия, а также св. Августина; о вовлеченности св. Карла Борромея в подлинную реформу Церкви; о духовном учении св. Франциска Сальского и его борьбе за сохранение католической веры; о заботе св. Альфонса Марии де Лигуори об освящении народа и руководстве душами; о непоколебимой верности Евангелию и Церкви св. Антония Марии Джианелли! Как многих еще пастырей Народа Божия, происходящих из всех народов и всех Церквей мира, следовало бы почтить! Сегодня мы можем только вспомнить с благодарностью многочисленных епископов прошлого и настоящего, деятельность, молитва и мученичество (часто переживаемое в сердце, а иногда запечатленное кровью) которых является продолжением свидетельства о Христе Апостолов.

Очевидно, «высокое служение», доверенное им Христом как преемникам Апостолов, связано с миссией «служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (ср. 1 Кор 4, 1). Как служители, совершающие Божии таинства от имени Христа, епископы должны быть в тесном единении со своим Учителем и непоколебимо верны Тому, Кто без колебаний доверил им, как Апостолам, миссию, от которой зависит жизнь Церкви во все времена: освящение Народа Божия.

5. После утверждения, что Христос присутствует в служении епископов, II Ватиканский Собор учит о сакраментальности епископского сана. Очень долго этот вопрос был предметом доктринальных разногласий. Тридентский Собор признал превосходство епископов над священниками, утверждая, что это превосходство проявляется в том, что только епископы имеют власть совершать таинства миропомазания и рукоположения (ср. DS 1777). Однако этот Собор не признал еще сакраментального характера епископской хиротонии. Итак, мы можем заметить доктринальный прогресс, которого достиг последний Собор, провозглашая: «Святой Собор учит, что через епископское посвящение сообщается полнота таинства Священства. Это бесспорно, ибо и в литургических обычаях Церкви, и в изречениях Святых Отцов оно именуется высшим священством, вершиной священнослуже ние» (Lumen gentium, 21).

6. Собор основывает это утверждение на Предании и указывает мотивы, подтверждающие сакраментальный характер епископской хиротонии. Она дает епископу способность замещать Самого Христа, Учителя, Пастыря и Первосвященника, и действовать от Его лица (in Eius persona) (ср. Lumen gentium, 21). С другой стороны, литургический обряд посвящения сакраментален: «через возложение рук и через слова посвящения так сообщается благодать Святого Духа и так налагается священная печать» (Lumen gentium, 21).

Уже в пастырских Посланиях (ср. 1 Тим 4, 14) все это считалось плодом таинства, которое принимают епископы, а затем из рук епископов - священники и диаконы. На этом сакраментальном основании формируется иерархическая структура Церкви - Тела Христа.

7. Собор утверждает, что «Епископам принадлежит право принимать новых избранников в состав Епископов через таинство Священства» (Lumen gentium, 21). Это наивысшее выражение иерархической власти, поскольку речь идет о жизненно важных делах Церкви, которая есть Тело Христа: назначение проводников и пастырей, продолжающих дело Апостолов в единстве с Христом и с помощью Святого Духа.

То же в случае посвящения в священники, которое могут совершать только епископы на основании традиции, выводимой из Нового Завета, согласно с которой они как преемники Апостолов обладают властью возложения рук (ср. Деян 6, 6; 8, 19; 1 Тим 4, 14; 2 Тим 1, 6), то есть поставления в Церкви слуг Христа, тесно связанных с теми, кто осуществляет иерархическую миссию. Это означает, что деятельность священников рождается в единой сакраментальной, священнической и иерархической действительности, в которой она развивается в общении церковной любви.

8. Вершиной этого общения является епископ, осуществляющий власть, данную ему в полноте таинства священства и принятую как служение любви, как участие - свойственным ему образом - в любви, разлитой в Церкви Святым Духом (ср. Рим 5, 5). Осознавая эту любовь, епископ, которому подражает священник, не будет действовать индивидуалистически и категорич но, но «только в иерархическом общении (communio) с Главою и Членами Коллегии» (Lumen gentium, 21). Общение епископов, объединенных друг с другом и с Папой, а также соответствующее ему общение священников и диаконов показывает совершеннейшим способом единство всей Церкви как общины любви.

(30.9.1992)

40.

Коллегия Епископов

1. В Конституции Lumen gentium II Ватиканский Собор проводит аналогию между коллегией Апостолов и Коллегией Епископов, связанными с Епископом Рима: «Как по установлению Господню святой Петр и прочие Апостолы составляют одну апостольскую Коллегию, равным образом связаны между собой Римский Понтифик, преемник Петра, и Епископы, преемники Апостолов» (Lumen gentium, 22). Это учение о коллегиальности епископата в Церкви. Его первым принципом является факт, что, основывая Церковь, Господь Иисус Христос призвал Двенадцать, которых поставил Апостолами, доверив им миссию проповеди Евангелия, а также пастырского руководства христианским народом, то есть создал «служебную» структуру Церкви. Двенадцать Апостолов - это corpus и collegium людей, объединенных благодаря любви Христа, который, назначая их начальником Петра, сказал: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16, 18). А поскольку эта первая группа получила задание проповедовать Евангелие вплоть до конца света, она должна была иметь преемников, которыми являются именно епископы. По учению Собора, эта преемствен ность повторяет первоначальную структуру коллегии Двенадцати, по воле Христа объединенных под началом Петра.

2. Собор понимает это учение не как что-то новое, разве что за исключением самой формулировки, но как реальную историю принятия и исполнения воли Христа в согласии со свидетельством Предания.

а) Собор говорит о древнем порядке, «согласно которому Епископы, поставленные по всему миру, общались друг с другом и с Римским Епископом, храня узы единства, любви и мира» (Lumen gentium, 22).

б) «А также созывавшиеся Соборы, на которых важнейшие решения принимались совместно, по рассмотрении мнений многих участников, знаменуют собою сущность и коллегиальные основания епископского чина. Это с очевидностью подтверждается и Вселенскими Соборами, состоявшимися на протяжении веков» (Lumen gentium, 22).

в) На коллегиальность указывает «и установленный издревле обычай, по которому созывалось несколько Епископов, участвовавших в возведении вновь избранного на высшую степень священства. Членами епископско го состава становятся в силу таинства посвящения и иерархического общения с Главой и членами Коллегии» (Lumen gentium, 22).

3. Далее читаем: «Поскольку этот Собор, или Коллегия, состоит из многих членов, она выражает многообразие и вселенскость Народа Божия; поскольку же она собрана под одним Главой, она выражает единство стада Христова» (Lumen gentium, 22). В единстве с Преемником Петра вся Коллегия Епископов осуществляет во вселенской Церкви наивысшую власть. О «служении Петровом» в Церкви мы будем говорить в следующих катехетических поучениях. Однако, о нем следует помнить также в связи с коллегиальностью епископата.

Несомненно, «Верховная власть во вселенской Церкви, которой пользуется эта Коллегия, осуществляется в торжественном порядке на Вселенском Соборе» (Lumen gentium, 22). Однако мы также читаем, что «прерогати ва Римского Понтифика - созывать такие Соборы, председатель ствовать на них и утверждать их» (Lumen gentium, 22).

Собор не может быть действительно вселенским, если он не утвержден или, по крайней мере, не признан Епископом Рима. Ему не хватало бы признака единства, гарантируемого Преемником Петра. Если единство и кафоличность гарантированы, Вселенский Собор может также безошибочно формулировать истины, касающиеся веры и нравственности. На протяжении истории Вселенские Соборы играли важную и решающую роль в уточнении, определении и развитии доктрины. Достаточно вспомнить Соборы в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне.

4. Кроме Вселенских Соборов, «Та же коллегиальная власть в единении с Папой может осуществляться Епископами, обитающими в разных краях земли - но лишь в том случае, если Глава Коллегии призовет их к коллегиальному действию или, по крайней мере, одобрит или свободно примет согласованное действие Епископов, живущих по всему миру, чтобы тем самым совершилось подлинно коллегиальное деяние» (Lumen gentium, 22).

Синоды епископов, установленные после II Ватиканского Собора, являются конкретным проявлением участия Коллегии Епископов в повсеместном управлении Церковью. Эти синоды изучают и рассматривают особо существенные для вселенской Церкви пастырские и доктринальные проблемы. Результаты этих заседаний, обработанные в контакте с Апостольским Престолом, содержатся в документах и широко распространены. Документы, опубликованные после последних синодов, содержат в титуле определение «по-синодальное».

5. Кроме того, «Коллегиальное единство проявляется также во взаимных отношениях каждого из Епископов с отдельными Церквами и со Вселенской Церковью» (Lumen gentium, 23). «Каждый из Епископов представляет свою Церковь, а все они вместе с Папой - всю Церковь в союзе мира, любви и единства» (Lumen gentium, 23).

Поэтому епископы «как члены епископской Коллегии и законные преемники Апостолов (...) обязаны по установлению и заповеди Христовой иметь такое попечение о вселенской Церкви, которое, даже если оно и не осуществляется в акте юрисдикции, тем не менее всячески содействует благу вселенской Церкви» (Lumen gentium, 23).

«Ведь все Епископы должны укреплять и оберегать единство веры и общую дисциплину всей Церкви, наставлять верных в любви ко всему мистическому Телу Христову в целом, прежде всего к бедным его членам, к страждущим и гонимым за правду (ср. Мф 5, 10) и, наконец, содействовать всякой деятельности, общей для всей Церкви, особенно ради того, чтобы вера возрастала и свет полноты истины воссиял всем людям» (Lumen gentium,23).

6. В этом месте напоминается, что «По Божествен ному Провидению произошло так, что разные Церкви, основанные Апостолами и их преемниками в разных местах, с течением времени образовали объединения, скрепляемые органической связью. Хотя в неприкосновенности остается единство веры и единое Божественное устроение вселенской Церкви, эти объединения обладают собственным распорядком, собственными литургическими обычаями, собственным богословским и духовным наследием. Некоторые из них, а именно древние Патриаршие Церкви, словно матери веры, породили другие Церкви, как дочерей, с которыми они до нынешнего дня остаются соединенными: как особо тесными узами любви в общении через таинства, так и взаимным уважением к правам и обязанностям» (Lumen gentium, 23).

7. Как видно, в учении о коллегиальности епископов Собор выделяет также основную истину о взаимном проникновении и интеграции в структуре Церкви местной действительности и вселенского измерения. С этой точки зрения рассматривается роль Конференции Епископов. соборная Конституция о Церкви утверждает: «объединения Епископов могут сегодня многообразно и плодотворно содействовать тому, чтобы коллегиальный дух осуществлялся в конкретных делах» (Lumen gentium, 23).

Более подробно об этом сказано в ДекретеChristus Dominus, посвященном пастырским задачам епископов в Церкви: «Конференция Епископов есть некая группа, в которой священные предстоятели каждой страны или территории совместно осуществляют свое пастырское служение, чтобы лучше способствовать тому благу, которое Церковь предоставляет людям, особенно через различные формы и способы апостольства, должным образом соотнесенные с обстоятельствами нынешней эпохи» (Christus Dominus, 38, 1).

Из этих текстов следует, что Конференции Епископов могут заниматься проблемами, касающимися всей подчиненной им территории, выходя за границы отдельных диоцезов, и разрабатывать решения пастырского и доктринального характера. Они могут также выражать мнения по проблемам вселенской Церкви. Они могут авторитет но управлять развитием Церкви, принимая во внимание требования менталитета и национальной культуры. Они могут принимать решения, которые, если будут одобрены епископами-членами Конференции, смогут оказывать значительное влияние на пастырскую деятельность.

8. Конференции Епископов отвечают за подчиненные им территории, но их решения оказывают влияние на жизнь вселенской Церкви. Служение Петра - Епископа Рима остается гарантией соединения деятельности Конференции с жизнью и учением вселенской Церкви. Декрет Собора постановляет: «Если решения Конференции Епископов были вынесены законно, причем по крайней мере двумя третями голосов Предстоятелей, входящих в состав Конференции с правом решающего голоса, и если решения эти были признаны Апостольским Престолом, они имеют юридически обязательную силу, но лишь в тех случаях, когда это предписывается общим правом или постановляется особым мандатом Апостольского Престола, данным по собственному почину или по просьбе самой Конференции» (Christus Dominus, 38, 4). Декрет также постановляет: «Если этого потребуют особые обстоятель ства, Епископы нескольких стран смогут составить единую Конференцию с одобрения Апостольского Престола» (там же, 38, 5).

Это касается также советов или встреч епископов целого континента, как в случае Совета Конференций Епископов Латинской Америки (CELAM) или Европейских Церквей (CCEE). Существует много новых групп и организаций, через которые Церковь старается дать ответ на духовные и общественные потребности и проблемы современного мира. Это знак того, что Церковь в наше время живет, мыслит и действует как апостол Евангелия. Она всегда стремится действовать и жить, храня верность двум основным чертам каждой христианской общины всех времен, а особенно апостольской коллегии: единству и кафоличности. И она желает именно так быть воспринимаемой другими.

(7.10.1992)

41.

Миссия , порученная каждому епископу

1. Как преемники Апостолов епископы призваны участвовать в миссии, которую Иисус Христос поручил Двенадцати, а также Церкви. Об этом нам напоминает II Ватиканский Собор: «Как преемники Апостолов Епископы принимают от Господа, которому дана всякая власть на небе и на земле, миссию учить все народы и проповедовать Евангелие всей твари, чтобы все люди обрели спасение через веру, крещение и соблюдение заповедей» (Lumen gentium, 24).

По соборному тексту, это миссия, которую епископы «получают от Господа» и которая идентична миссии, порученной Апостолам. Она, как мы видели в предыдущем катехетическом поучении, передана всей Коллегии Епископов. Следует, однако, добавить, что наследие Апостолов - как миссия и как святая власть - передано каждому епископу, входящему в Коллегию Епископов. Именно это мы хотим пояснить в сегодняшнем катехетичес ком поучении, ссылаясь прежде всего на тексты Собора. Ибо в них содержится наиболее авторитетное и компетентное учение на эту тему.

2. Сфера, в которой отдельные епископы выполняют свою миссию, точно определена. Ибо в соборном тексте мы читаем: «Каждый из Епископов, возглавляющих отдельные Церкви, осуществляет свое пастырское правление порученной ему частью Народа Божия, но не другими Церквами и не вселенской Церковью» (Lumen gentium, 23). Этот вопрос определяется на основании «канонической миссии», данной каждому епископу (ср. Lumen gentium, 24).

В любом случае вмешательство наивысшей власти является гарантией того, что каноническая миссия дается не только на благо местной общины, но и на благо всей Церкви в согласии с вселенской миссией, общей для всех епископов, объединенных с Папой. Это основной элемент «Петрова служения».

3. Большинство епископов исполняет свое пастырское служение в диоцезах. Что такое диоцез? На этот вопрос соборный декрет о епископах Christus Dominus отвечает следующим образом: «Диоцез - это часть Народа Божия, вверяемая пастырскому попечению Епископа в сотрудничестве с священникием, чтобы она, держась своего пастыря и будучи собрана им во Святом Духе посредством Евангелия и Евхаристии, составила отдельную Церковь, в которой воистину пребывает и действует единая святая католическая и апостольская Церковь Христова» (Christus Dominus, 11).

А потому, по мысли Собора, каждая партикуляр ная Церковь живет жизнью вселенской Церкви, и именно это составляет основную действительность Церкви. Это важнейшая и наиболее характерная черта диоцеза, который входит во вселенскую Церковь не только как часть Народа Божия, как правило, связанного с определенной территорией, но вносит в него особые приметы и качества, заслуживающие уважения и одобрения. В некоторых случаях, как свидетельствует история, это незаурядные ценности, влияющие на отдельные народы и даже на вселенскую Церковь. Можно, однако, утверждать, что всегда и везде разнообразие диоцезов способствует духовному обогащению и осуществлению пастырской миссии Церкви.

4. Далее в документах Собора читаем: «Все Епископы, которым поручена забота о той или иной отдельной Церкви, пасут своих овец от имени Господа под началом Верховного Первосвященника как собственные, ординарные и непосредственные пастыри этих Церквей, исполняя по отношению к ним обязанность учительства, освящения и управления» (Christus Dominus, 11). Следовательно, юрисдикция епископов над вверенной им овчарней является «прямой, канонической и непосредствен ной». Однако порядок и единство Церкви требуют, чтобы эта юрисдикция осуществлялась в тесном единстве с авторитетом Папы. По этой же причине епископ должен «признавать права, законно принадлежащие либо Патриархам, либо иным иерархическим властям» (Christus Dominus, 11) в соответствии с тем, как в истории сформировалась структура Церкви в разных странах. Собор, однако, подчеркивает, что наиболее важным и решающим является факт, что епископы осуществляют пастырскую миссию «во имя Господа».

5. В этой перспективе, с институциональной, духовной и пастырской точек зрения, миссия епископов по отношению к ситуациям разных категорий вверенного им народа представляется следующим образом: «Пусть Епископы ревностно исполняют свое апостольское служение как свидетели Христа перед всеми людьми, заботясь не только о тех, кто уже следует за Пастырена чальником, но также всей душой посвящая себя тем людям, которые так или иначе отклонились от пути истины, равно как и тем, кто еще не знает Евангелия Христа и Его спасительного милосердия, покуда все не будут наконец ходить «во всякой благости, праведности и истине» (Еф 5, 9)» (Christus Dominus, 11).

6. В том же духе Собор говорит далее: «Особым попечением следует окружить тех верных, которые по условиям своей жизни не могут в достаточной мере пользоваться ординарной пастырской заботой приходских настоятелей или полностью ее лишены - как например, многие переселенцы, изгнанники и беженцы, моряки и летчики, кочевники и прочие подобные категории. Надлежит также развивать подходящие пастырские методы для содействия духовной жизни тех, кто временно уезжает в другие места на отдых» (Christus Dominus, 18). Все категории, все группы, все общественные слои, то есть всех людей, живущих в обществах старого и нового типов, охватывает пастырская миссия епископов внутри постоянных структур диоцезов и за их границами, как всех их обнимает вселенская Церковь.

7. Осуществляя свою миссию, епископы действуют в общественных структурах, а также в контакте с руководителями этих структур. В этой области они должны поступать в соответствии с евангельскими принципами свободы и любви, подражая апостолам. Всегда остаются актуальными слова апостолов Петра и Иоанна, сказанные Синедриону: «судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4, 19). Эти слова ясно показывают принцип поведения пастырей Церкви по отношению к светским властям во все века. На эту тему Собор говорит: «В исполнении своего апостольского служения, имеющего целью спасение душ, Епископы как таковые пользуются полной и совершенной свободой и независимостью от любой гражданской власти. Поэтому недопустимо прямо или косвенно препятствовать исполнению их церковного служения или запрещать им свободное сообщение с Апостольским Престолом и с другими церковными властями, а также с их подчиненными. Несомненно, священные Пастыри, осуществляя духовное попечение о своей пастве, в действительности содействуют также социальному и гражданскому преуспеянию и процветанию. В силу своей должности и так, как подобает Епископам, они объединяются для этой цели с гражданскими властями в совместном деле, а также призывают повиноваться справедливым законам и питать уважение к законно установленным властям» (Christus Dominus, 19).

8. Говоря о миссии и задачах епископов, Собор затрагивает также вопрос о епископах-помощниках, назначаемых тогда, когда диоцезальный епископ «из-за чрезмерной обширности диоцеза или из-за слишком большого числа его жителей, в силу особых условий апостольства или иных причин разного рода диоцезальный Епископ оказывается не в состоянии сам исполнять все епископские обязанности, как того требует благо душ. Более того: иногда особая необходимость требует, чтобы в помощь диоцезальному Епископу был назначен Епископ-коадъютор» (Christus Dominus, 25). Обычно епископ-коадъютор назначается с правом наследования правящему епископу. Но кроме всяких отличий канонического характера, нужно учитывать прежде всего принцип, о котором соборный текст говорит: «благо душ». Все всегда должно решать и делать в соответствии с высшим законом, который есть спасение душ.

9. В связи с этим благом можно истолковать также следующие распоряжения Собора: «Поскольку пастырские нужды все настоятельнее требуют того, чтобы известные пастырские обязанности исполнялись под согласованным управлением и руководством, для служения всем или нескольким диоцезам определенного региона или страны целесообразно будет учредить некоторые должности, исполнение коих можно поручить и Епископам» (Christus Dominus, 42). Рассматривая пастырские структуры сегодняшней Церкви в разных странах мира, мы можем легко заметить, что распоряже ния эти были реализованы благодаря учреждению епископами и Апостольским Престолом многих должностей до и после Собора, особенно в области миссионер ской и благотворительной деятельности, а также в сфере культуры. Типичным и известным примером может быть духовная забота о солдатах. С этой целью Собор повелевает учреждать специальные ординариаты в соответствии с многолетней практикой Апостольского Престола: «Поскольку духовное попечение о военнослужа щих в силу особых условий их жизни требует исключительного внимания, в каждой стране следует по мере возможности учредить Викариат для военнослужащих» (Christus Dominus, 43).

10. В этих новых видах деятельности, часто сложных и трудных, но также и в обычном исполнении пастырских задач в отдельных вверенных им диоцезах, епископам необходимо единство и сотрудничество в духе братской любви и апостольской солидарности, соединяющей их как членов Коллегии епископов, выполняющих свои каждодневные большие и малые задачи. Собор говорит: «Епископы, особенно в наше время, нередко не смогут успешно и плодотворно исполнять свое служение, если не будут все теснее и согласованнее сотрудничать с другими Епископами» (Christus Dominus, 37).

Как мы видим, единство и сотрудничество всегда указываются как соединительные звенья пастырской работы. Это экклезиологический принцип, которому мы всегда должны хранить верность, если хотим «строить Тело Христово», как желал св. Павел (ср. Еф 4, 12; Кол 2, 19; 1 Кор 12, 12 и сл.; Рим 12, 4-5), а вместе с ним - каждый истинный пастырь Церкви всех времен.

(28.10.1992)

42.

Епископы - «вестники веры» в проповеди Евангелия

1. Обсудив в свете учения II Ватиканского Собора служение епископов как Коллегии и как отдельных пастырей, каждому из которых доверен диоцез, теперь мы хотели бы рассмотреть существенные элементы этого служения, содержащиеся в документах Собора. Первым из них является авторитетная и ответственная проповедь слова Божия. Собор говорит: «В числе главных обязанностей Епископов на первом месте стоит проповедь Евангелия» (Lumen gentium, 25).

Это первая функция епископов, которым, как и Апостолам, было доверено пастырское служение проповеди слова Божия. В наше время Церковь более чем когда-либо осознает необходимость проповеди Благой Вести как для спасения душ, так и для развития и укрепления своей собственной общинной и социальной структуры. Она помнит слова св. Павла: «Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Kак веровать в Того, о Ком не слыхали? Kак слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Kак написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим 10, 13-15).
2. Поэтому Собор говорит, что Епископы являются глашатаями веры и этим способствуют росту и плодоношению веры Народа Божия (ср. Lumen gentium, 25).

Затем Собор перечисляет задачи епископов, связанные с этой основной ролью «глашатаев»: забота о катехизации молодежи и взрослых; проповедь истины откровения, тайны Христа во всей ее полноте; напоминание учения Церкви, особенно касающегося тех тем, которые вызывают сомнения или критику. В Декрете Christus Dominus мы читаем: «Исполняя свое учительское служение, пусть они возвещают людям Евангелие Христа - ведь в числе главных обязанностей Епископов эта стоит на первом месте, - в силе Духа призывая их к вере или же утверждая их в живой вере. Епископы должны излагать им тайну Христову во всей ее полноте, то есть те истины, не знать которые означает не знать Христа, равно как и открытый свыше путь к прославлению Бога, а тем самым и к достижению вечного блаженства» (Christus Dominus, 12).

Одновременно Собор также призывает епископов, чтобы они излагали «христианское вероучение в порядке, сообразном с потребностями времени, то есть отвечающем на те затруднения и вопросы, которые наиболее терзают и тревожат людей. Это вероучение Епископы должны также соблюдать, уча самих верных защищать и распространять его» (Christus Dominus, 13).

3. С проповедью связана - в свете тайны Христа - необходимость передачи учения об истинной ценности человека, человеческой личности, а также «бренных вещей». Собор рекомендует епископам указывать «что земные дела и человеческие установления по предначертанию Бога-Творца тоже направлены ко спасению людей и потому могут немало способствовать созиданию Тела Христова. Поэтому им следует учить о том, насколько высоко надлежит, по учению Церкви, ценить человеческую личность с ее свободой и самой телесной жизнью; семью, ее единство и прочность, рождение и воспитание потомства; гражданское общество с его законами и профессиями; труд и досуг, искусства и технические изобретения; бедность и изобилие имущества. Наконец, пусть они предлагают способы, посредством которых можно решить важнейшие вопросы, касающиеся владения материальными благами, их возрастания и верного распределения, мира и войны, а также братского сосуществования всех народов» (Christus Dominus, 12).

Это историческо-общественное измерение проповеди, а также самого Христова Евангелия, переданного Апостолами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что характерной особенностью сегодняшней проповеди является большой интерес к истории и общественным проблемам человека, хотя проповедь должна прежде всего затрагивать религиозную и нравственную сферы. Забота о человеке, живущем сегодня в беспокойстве и часто терзаемом трудностями в хозяйственной, общественной и политической областях, выражается в постоянных стараниях поддерживать людей и народы, неся им свет и любовь Евангелия.

4. Верные должны принимать учение епископов в духе веры. «Епископов, учащих в общении с Римским Понтификом, все должны почитать как свидетелей Божествен ной и кафолической истины; верные же должны соглашаться с суждением своего Епископа по вопросам веры и нравов, высказанным от имени Христа, и держаться его с благоговейным послушанием духа» (Lumen gentium, 25).

Как мы видим, Собор ясно говорит, что существенным условием ценности, а также обязывающего характера учения епископов, является пребывание и учение в единстве с папой. Разумеется, каждый епископ представляет собой личность и проповедует учение Господа в соответствии со своими способностями, но, принимая во внимание, что речь идет о проповеди учения Господня, вверенного Церкви, он должен всегда делать это в единстве мысли и сердца с видимым главой Церкви.

5. Если учение о вере или нормах поведения проповедуется повсеместно епископами в Церкви как окончательное, это их учение становится безошибочным. Это утверждает и Собор: «Хотя отдельные Предстоятели и не обладают прерогативой безошибочности, тем не менее когда они, даже будучи рассеяны по всей земле, но сохраняя при этом связь общения друг с другом и с преемником Петра, достоверно учат о вопросах веры и нравов и сходятся на том, что некое суждение следует принимать как окончательное, тогда они безошибочно провозглашают учение Христа. И это становится еще более очевидным, когда, объединившись на Вселенском Соборе, в вопросах веры и нравов они являются для всей Церкви учителями и судьями, чьих определений надлежит придерживаться в послушании веры» (Lumen gentium, 25).

6. Как глава Коллегии Епископов Папа одарен харизмой безошибочности. Об этом мы будем говорить в одном из следующих катехетических поучений. А сейчас закончим чтение соборного текста, посвященного епископам: «Безошибочность, обещанная Церкви, принадлежит и составу Епископов, когда они вместе с Преемником Петра осуществляют верховное учительство. Этим определениям никогда не может быть отказано в согласии Церкви благодаря тому действию Святого Духа, которым все стадо Христово оберегается и движется вперед в единстве веры» (Lumen gentium, 25).

Святой Дух, гарантирующий истину безошибочного учения Коллегии Епископов, действует своей благодатью так, что Церковь принимает это учение с верой. Единство в вере является делом Святого Духа - души Церкви.

7. Собор говорит: «Эта безошибочность, которой Божественный Искупитель пожелал наделить Свою Церковь в определении учения о вере и нравах, простирается столь же широко, сколь и сокровищница Божественного Откровения (...). А когда либо Римский Понтифик, либо весь состав Епископов вместе с ним приходят к тому или иному решению, то выносят они его согласно самому Откровению, которого все обязаны держаться, с ним сообразовываясь - Откровению, которое в неприкосновенности передается письменно или через законное епископское преемство, и прежде всего заботами самого Римского Понтифика, а также свято хранится и верно излагается в Церкви благодаря предозаряюще му Духу Истины» (Lumen gentium, 25).

8. Наконец, Собор провозглашает, что сокровище «Божественного Откровения (...) должно свято храниться и верно излагаться» (Lumen gentium,25).

Итак, вся Коллегия в единстве с Папой несет ответственность за постоянное и верное хранение наследия веры, доверенного Церкви Христом. Depositum custodi («храни преданное тебе»), - велит св. Павел своему ученику Тимофею (1 Тим 6, 20), которому он вверил пастырскую заботу о Церкви в Эфесе (ср. 1 Тим 1, 3). Мы все, епископы католической Церкви, должны сознавать ответственность. Мы знаем, что, если будем верно хранить «преданное», сможем сохранить ненарушенной веру Народа Божия и передать ее сегодняшнему миру и будущим поколениям.

(4.11.1992)

43.

Епископы - «домоправители благодати наивысшего священства»

1. Говоря о функциях, выполняемых епископом, II Ватиканский Собор пользуется прекрасным выражением, взятым из молитвы посвящения в епископы по византийскому обряду: «Епископ, облеченный полнотой таинства священства, есть «домостроитель благодати высшего священства» (Lumen gentium, 26). Эту тему мы постараемся развить в сегодняшнем катехетическом поучении. Она связана с темой предыдущего катехетическо го поучения, посвященного епископам как «глашатаям веры». Ибо служение проповеди Евангелия тесно связано со служением благодати в святых таинствах Церкви. Как домоправитель благодати епископ совершает в таинствах munus sanctificandi, с которым соединяет ся munus docendi, исполняемое им среди вверенного ему Народа Божия.

2. В центре этого сакраментального служения епископа находится Евхаристия, «которую он приносит сам или заботится о том, чтобы ее приносили другие» (Lumen gentium, 26). Собор учит: «Каждым (...) совершением Евхаристии правит Епископ, которому поручена обязанность воздавать Божественному Величию поклонение, составляющее суть христианской религии, и распоряжаться им по заповедям Господним и по законам Церкви, подробнее уточняемым для диоцеза по особому суждению Епископа» (Lumen gentium, 26).

Следовательно, епископ воспринимается верующими прежде всего как человек нового и вечного культа, воздаваемого Богу, установленного Иисусом Христом благодаря жертве Креста и Тайной Вечере; как Sacerdos et Pontifex, указывающий на Христа, - главное Лицо, совершающее евхаристическую жертву, которую епископ и вместе с ним священники совершают in persona Christi (cp. Фома Аквинский, Summa Theol., III, q. 78, a. 1; q. 82, a. 1); как Иерарх, отдающийся совершению святых тайн алтаря, которые он возвещает и разъясняет в проповеди (ср. Псевдо-Дионисий, De Ecclesiastica Hierarchia, P. III, 7: PG 3, 513; св. Фома Аквинский, Summa Theol., II-II, q. 184, a. 5).

3. Исполняя свою роль совершителя святых тайн, епископ является созидателем Церкви как единения во Христе. Ибо Евхаристия - важнейший принцип жизни не только отдельных верных, но и самой общины во Христе. Верные, собранные благодаря проповеди Христова Евангелия, создают общины, в которых подлинно присутствует Церковь Христова, так как в принесении евхаристической жертвы они находят и являют свое полное единство. В соборном тексте мы читаем: «Во всякой общине, собранной вокруг престола под началом священнослужителя - Епископа, обретается символ той любви и «единства мистического Тела, без которого не может быть спасения» (cp. св. Фома Аквинский, Summa Theol., III, q. 73, a. 3). В этих общинах, хотя зачастую они малы, бедны или пребывают в рассеянии, присутствует Христос, силою Которого объединяется единая, святая, кафолическая и апостольская Церковь. Ведь «при причащении Тела и Крови Христовой с нами происходит не что иное, как преображе ние в то, что мы вкушаем» (св. Леон Великий, Serm. 63, 7: PL 54, 357C)» (Lumen gentium, 26).

4. Из этого следует, что одной из главных задач епископа является забота о том, чтобы в различных общинах его диоцеза совершалась Евхаристия. Выполняя эту задачу, он должен принимать во внимание время и место ее совершения, помня о словах Христа: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6, 53).

Известны трудности, с которыми сегодня сталкивается удовлетворение этих потребностей на различных территориях как новых, так и старых Церквей из-за нехватки священников и по другим причинам. Епископа, сознающего, что его задачей является организация культа в диоцезе, это стимулирует уделять больше внимания проблеме призваний и разумному распределению священников. Надо действительно приложить усилия, чтобы как можно большее число верных могло принимать Тело и Кровь Христа во время совершения Евхаристии, вершина которой - святое причастие. К обязанностям епископа относится также забота о больных и нетрудоспо собных, которые могут участвовать в Евхаристии только у себя дома или там, где они находятся на лечении. Из всех обязанностей пастырского служения задачи, связанные с совершением Евхаристии, или, как мы могли бы сказать, с апостолатом Евхаристии, являются наиболее неотложными и важными.

5. То, что было сказано о Пресвятой Евхаристии, относится к совершению таинств в целом и к сакраментальной жизни диоцеза. Как мы читаем в Конституции Lumen gentium, епископы «руководят совершением Крещения, через которое сообщается участие в царском священстве Христа. Они являются первоначальными совершителями Миропомазания, преподателями степеней священства и руководителями покаянной дисциплины. Они заботливо увещают и наставляют свой народ, чтобы он с верою и благоговением принимал участие в богослужении, особенно в священном жертвоприношении Мессы» (Lumen gentium,26).

6. В приведенном выше соборном тексте проводится различие между крещением и миропомазанием, двумя таинствами, разграничение которых подтверждается эпизодом из Деяний Апостолов: «находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян 8, 14-17; ср. Деян 1, 5; 2, 38).

Возложение рук двумя Апостолами для принятия «дара Духа Святого», который Деяния Апостолов называют также «даром Божиим» (ср. Деян 8, 20; 2, 38; 10, 45; 11, 17; Лк 11, 9-13), положило начало традиции Западной Церкви, в соответствии с которой миропомазание совершается только епископом. Как преемник Апостолов епископ является обычным служителем этого таинства, причем служителем первым, так как елей мира (материя), будучи существенным элементом таинственного обряда, может освящаться только епископом.

В отношении крещения, которое обычно не совершается лично епископом, следует помнить, что уделение этого таинства также совершается под его руководством.

7. Другая обязанность епископов - быть «преподате лями степеней священства и руководителями покаянной дисциплины», как говорит Собор, определяя их пастырскую ответственность. Согласно этому соборному тексту, епископ является распорядителем рукоположения в том смысле, что он обладает властью свершать рукоположение. А поскольку эта власть связана с пастырской миссией епископа, он также является ответственным, как мы уже сказали, за рост числа призваний к священству и за соблюдение дисциплины кандидатами в священники.

Как узаконитель покаянной дисциплины епископ определяет условия совершения Таинства Покаяния. Особо напоминаем, что в его обязанности входит обеспечение достаточного числа исповедников, чтобы верные имели возможность приступить к этому таинству.

8. Наконец, Собор требует, чтобы каждый епископ был примером и образцом христианской жизни. «Наконец, примером своего поведения они должны служить на благо тем, кого возглавляют, удерживаясь в своих поступках от всякого зла и в меру сил, с помощью Господней, обращаясь к добру, дабы вместе со вверенным им стадом достигнуть жизни вечной» (Lumen gentium, 26).

Итак, речь идет о примере жизни, полностью сориентированной на богословские добродетели: веру, надежду, любовь. Речь идет о целом образе жизни и поведения, основанном на силе Божьей благодати. Это пример, который заражает, привлекает, убеждает, который действительно является ответом на предписание Первого Послания св. Петра: «пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр 5, 2-3).

9. Особенно важен этот последний пункт, обращающий внимание на бескорыстие, заботу о бедных, полное самопожертвование ради блага душ и Церкви. Речь идет о примере, который, как свидетельствуют Деяния Апостолов, подавал Павел. Он мог сказать о себе: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20, 35). Во Втором Послании к Фесалоникийцам он писал так же: «ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, не потому, что мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» (2 Фес 3, 7-9). А в конце он призывал коринфян: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор 11, 1).

10. Велика и нелегка миссия епископа как «служителя благодати». Не исполнить ему ее без молитвы. Итак, в заключение мы подтверждаем, что жизнь епископа исполнена молитвы. Речь идет не только о том, чтобы дать «свидетельство молитвы», но о внутренней жизни, оживленной духом молитвы - источнике всего служения. Прежде всего епископ осознает значение слов Христа, обращенных к Апостолам, а через них к их преемникам: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5).

(11.11.1992)

44.

Пастырское служение епископов

1. Кроме пророческого и сакраментального служения, которым мы посвятили предыдущие катехетические поучения, епископы исполняют также пастырское служение. Об этом служении II Ватиканский Собор говорит: «Епископы правят порученными им отдельными Церквами как наместники и посланники Христа, советами, увещаниями, примером, а также полномочиями и священной властью, которой они пользуются лишь для того, чтобы назидать свое стадо в истине и святости, памятуя, что больший должен быть как меньший, а начальствующий - как служащий (ср. Лк 22, 26-27)» (Lumen gentium, 27).

Это замечательное учение, основывающееся на фундаментальном принципе: цель власти в Церкви - созидание. Так ее понимал св. Павел, писавший к коринфянам: «Ибо, если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» (2 Кор 10, 8). По отношению к членам этой дорогой ему Церкви он всегда выражал надежду, что не будет вынужден действовать сурово - «по власти, данной (...) Господом к созиданию, а не к разорению» (2 Кор 13, 10).

Задача созидания требует от епископа терпения и кротости. Речь идет о «назидании своего стада в истине и святости», как говорит Собор: в истине евангельско го учения и в святости, которую переживал Христос, какой Он хотел и какую предлагал.

2. Следует подчеркнуть характер службы, свойственной каждой церковной должности, начиная от служения епископов. Так епископство является скорее служением, чем почестью, а если оно является почестью, то лишь тогда, когда епископ, преемник Апостолов, служит в духе евангельского смирения, по примеру Сына Человечес кого, предостерегающего Двенадцать: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» (Лк 22, 26). «И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 44-45; ср. Мф 20, 27-28).

3. В Декрете Christus Dominus Собор добавляет: «В исполнении своего отцовского и пастырского служения Епископы должны быть посреди своих как служащие; как добрые пастыри, которые знают овец своих, и которых знают их овцы; как настоящие отцы, отличающиеся духом любви и заботы обо всех, власти которых, данной свыше, все подчиняются с благодарностью. Им следует так собирать и воспитывать всю семью своей паствы, чтобы все, зная свои обязанности, жили и действовали в общении любви» (Christus Dominus, 16).

4. Власть епископа, даже если она навсегда подчинена власти папы, следует понимать в свете служения доброго пастыря. В Конституции Lumen gentium читаем, что «власть, которую они (епископы) лично осуществляют от имени Христа, является собственной, ординарной и непосредственной, хотя в конечном счете ее осуществление направляется верховной властью Церкви и может быть ограничено в известных пределах ради блага Церкви и верных. Благодаря этой власти Епископы обладают священным правом и обязанностью пред Господом давать законы подвластным им, вершить суд и управлять всем, что касается богопочитания и апостольства» (Lumen gentium, 27).

Очевидно, что это истинная власть, которую следует уважать и которой должны быть подчинены и послушны как духовные лица, так и миряне в сферах, подлежащих церковному управлению. Однако всегда речь идет о власти в пастырском аспекте.

5. В отношении этой пастырской заботы о вверенной им овчарне и связанной с ней личной ответственностью за рост христианской жизни вверенного им народа Собор утверждает, что епископам «полностью поручается пастырское служение, то есть постоянная и ежедневная забота о своих овцах. Их не следует рассматривать как наместников Римского Понтифика, ибо действуют они своей собственной властью и с полным правом называются предстоятелями народов, которыми правят» (Lumen gentium, 27).

Как видно, Собор без колебаний утверждает, что каждый епископ осуществляет истинную власть в своем диоцезе или поместной Церкви. Однако он усиленно подчеркивает еще один принцип, являющийся основным для единства и вселенскости Церкви: общение cum Petro каждого епископа и всего Corpus Episcoporum, которое является также общением sub Petro, с точки зрения экклезиологического принципа (о котором иногда забывают), согласно которому служение Преемника Петра принадлежит к сущности каждой поместной Церкви как бы изнутри, то есть является требованием самой структуры Церкви, а не чем-то навязанным извне, например, по причинам историческим, социологическим или практическим. Речь здесь идет не о приспособлении к нуждам времени, но о верности воле Христа в делах Его Церкви. Созидание Церкви на Петре-Камне, дарование Петру главенства, которое переходит к его преемникам - Епископам Рима, образует связь со вселенской Церковью и с ее центром в Римской Церкви как основной элемент местной Церкви и как условие того, что она является Церковью. Это фундаментальная истина подлинного богословия поместной Церкви.

6. С другой стороны, власть Епископа Рима не представляет угрозы власти епископов. Как говорит Собор: «власть их не упраздняется верховной и вселенской властью, но, напротив, утверждается, укрепляется и защищается ею, ибо Святой Дух нерушимо блюдет форму правления, установленную Христом Господом в Своей Церкви» (Lumen gentium, 27).

Отсюда следует, что отношения между епископами и папой основываются на сотрудничестве и взаимной помощи в духе дружбы и братского доверия, что можно заметить и испытать в действительности сегодняшней Церкви.

7. Власть епископа связана с его ответственностью как пастыря, благодаря которой он чувствует, что должен по примеру Доброго Пастыря день за днем отдавать свою жизнь за овец. Соединенный с крестом Христовым, он призван лично приносить множество жертв за Церковь. В этих жертвах конкретизируется обязательство совершенной любви, к которой он призван в силу статуса епископа. На этом основана особая духовность епископа, являющаяся совершеннейшей формой подражания Христу - Доброму Пастырю и глубочайшим участием в Его любви.

Епископ должен быть последователем Христа-Пастыря, руководствуясь любовью ко всем. Собор особенно рекомендует ему быть готовым слушать: «Да не отказывается он выслушивать подвластных ему, которых он лелеет как истинных чад своих и побуждает их ревностно помогать ему в трудах» (Lumen gentium, 27). Епископ должен обладать всеми чертами, необходимыми для взаимопонимания и единства со своими сынами и братьями: пониманием и сочувствием к духовной и материальной нужде; готовностью прийти на помощь, должен распространять и развивать сотрудничество, а особенно - нести всеобщую любовь без исключений, ограничений или предвзятости.

8. По мысли Собора, все это должно проявляться в отношении епископа к его братьям в служебном священстве: «Священников, которые частично несут на себе обязанности и заботы Епископов и ежедневно исполняют их с таким ревностным усердием, Епископы пусть всегда окружают особой любовью, считая их своими сыновьями и друзьями, и потому, будучи готовы их выслушать, пусть стараются в доверительной близости с ними осуществлять все пастырское дело в диоцезе» (Christus Dominus, 16).

Собор напоминает также об обязанностях пастырей перед мирянами: «Осуществляя это пастырское попечение, пусть Епископы сохраняют за своими верными подобающую им меру участия в делах Церкви, признавая за ними обязанность и право действенно сотрудничать в созидании мистического Тела Христова» (Christus Dominus, 16). Собор также говорит о вселенском измерении любви, которая должна оживлять ministerium episcopale: «Епископам нужно окружать любовью отделенных от нас братьев, призывая верных относиться к ним с великим человеколюбием и милосердием, поощряя также экуменизм, как его понимает Церковь. Даже некрещеные должны быть близки их сердцу, чтобы и для них воссияла любовь Иисуса Христа, свидетелями Которого перед всеми выступают Епископы» (Christus Dominus, 16).

9. Итак, в соборных текстах формируется образ епископа, который выделяется в Церкви важностью своего служения и благородством духа доброго пастыря. Эти обстоятельства ставят перед ним трудные и ответственные задачи и призывают его любить Христа и братьев. Это трудная миссия и трудная жизнь, поэтому ожидается, что весь Народ Божий диоцеза будет оказывать епископу любовь, подчинение и готовность к сотрудничеству, чтобы настало Царство Божье. В заключение приведем еще раз слова Собора: «Верные же должны быть едины с Епископом, как Церковь - с Иисусом Христом и как Иисус Христос - с Отцом, дабы все пришло в согласие через единство и изобиловало во славу Божию (ср. 2 Кор 4, 15)» (Lumen gentium, 27).

(18.11.1992)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|