|< в начало << назад к содержанию

ЧАСТЬ IX

ЭКУМЕНИЗМ

131. Разнообразие в единстве: задачи экуменизма

132. Проблемы экуменизма

133. Пути экуменизма

134. Экуменическая деятельность

135. Экуменизм и взаимоотношения с Восточными Церквами

136. Экуменизм и разъединенные с нами Западные Церкви

137. Единство побеждает разделения

131.

Разнообразие в единстве: задачи экуменизма

1. В миссионерское измерение Церкви, охарактери зованное в предыдущих катехетических размышлени ях, входит также экуменизм. С особой радостью я обращаюсь к этой теме во время пребывания в Риме официальной делегации Константинопольской Патриархии во главе с Его Святейшеством Варфоломеем I. Я уверен, что Достопочтенный Брат также глубоко озабочен этим вопросом, а его визит внесет весомый вклад в развитие экуменического диалога.

Этой специфической проблемы я коснулся в недавно опубликованной энциклике Ut unum sint, призывая тех, кто считает себя учениками Христа, чтобы они с еще большим усердием стремились к полному единству всех христиан. Действительно, «то единство, которое Господь дал своей Церкви и которое желает распространить на всех, не является чем-то малосущественным, в нем - главное слагаемое Его творения. Точно так и для общины учеников Христа - это не второстепенная черта, а ее глубочайшая суть. Бог возлюбил Церковь, ибо жаждет единства, и именно в единстве выражается вся глубина Его agape» (п. 9).

К сожалению, на протяжении веков среди учеников Христа не раз происходили разделения. Эти разделения отнюдь не то же самое, что и естественное разнообразие, которым отличаются поместные или отдельные Церкви и в котором присутствует и выражается единая Церковь Христа.

2. Для того чтобы разъяснить исторически сложившуюся разнородность и многообразие Христианских Церквей, необходимо отметить, что то единство, которого жаждал Христос, не приводит к внешней скудной однородности. В связи с этим я подчеркнул в вышеупомянутой энциклике, что «правомерное разнообразие ни в коей мере не противоречит единству Церкви, напротив - возвеличивает ее славу и в значительной мере способствует осуществлению ее миссии» (п. 50). Многочисленные поместные или отдельные Церкви сохраняют свой собственный опыт христианства, обращенный к обычаям, установившимся в апостольские времена, или к древним традициям, или же к практике, сложившейся в разные эпохи как итог накопленного опыта, доказавшего свою пригодность в процессе привнесения в культуру Евангелия. Так на протяжении веков сформировалось многообразие поместных Церквей, которое способствовало и продолжает способствовать духовному обогащению Вселенской Церкви, не нанося ущерба единству.

Следовательно, необходимо, чтобы это разнообразие сохранилось. От этого не пострадает единство Церкви, особенно если христиане, осознавая Божественный характер природы единства, будут постоянно просить о нем в молитве: ибо оно является плодом усилий Святого Духа.

II Ватиканский Собор справедливо напоминает нам, что единство Вселенской Церкви не является результатом или плодом единства поместных Церквей, но ее сущностной особенностью. В самом начале Церковь была основана Христом как Вселенская, а поместные Церкви исторически сложились как отражение присутствия в мире и форма проявления этой единой Вселенской Церкви. Поэтому христианская вера является верой в единую и католическую Церковь (ср. Lumen gentium, 13).

3. Слово Христа, воспринятое апостолами и заключенное в Новом Завете, вне всяких сомнений выражает Его волю, соответствующую замыслу Отца: «Не о них же [апостолах] только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17, 20-21). Единство Отца и Сына в Святом Духе является глубочайшей основой единства Церкви. Следует подражать этому трансцендентальному единству, чтобы собрать всех «воедино» (Ин 17, 23). Итак, Божье единство является основанием, на которое опирается единство верующих: «и они да будут в Нас едино» (Ин 17, 21).

Кроме того, Евангелие и другие писания Нового Завета ясно подтверждают, что единство Церкви было достигнуто благодаря искупительной жертве. Например, мы читаем в Евангелии от св. Иоанна: «Иисус умрет (...) не только за народ, но чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино» (11, 51-52). Если рассеяние было результатом греха - чему нас учит библейская история с Вавилонской башней - то повторное соединение рассеянных чад Божиих является делом Искупления. Своей жертвой Иисус создал «одного нового человека» и примирил людей между собой, устранив разделявшую их враждебность (ср. Еф 2, 14-16).

4. В духе слов Христа, св. апостол Павел поучает, что разнообразие частей тела не нарушает их единства: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос» (1 Кор 12, 12). Это единство в Церкви исходит прежде всего из Крещения и Евхаристии, в которых ниспосылается и действует Святой Дух: «Ибо мы все одним Духом крестились в одно тело (...) и все напоены одним Духом» (1 Кор 12, 13). «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1 Кор 10, 17).

Св. Павел, апостол и учитель единства, так описывает осуществление этого единства в церковной жизни: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4, 4-6).

Одно тело - этот образ выражает органическое целое, неразрывно связанное благодаря духовному единству: один Дух. Здесь подразумевается истинное единство, которым христиане должны проникаться все глубже, сообразуясь с его требованиями, а также «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф 4, 2).

Единство Церкви раскрывается в двояком аспекте: оно является ее характерной чертой, глубоко укорененной в самом Божественном единстве Пресвятой Троицы, но за него несут ответственность также и верующие, которые должны его воспринять и претворять в жизнь (ср. Ut unum sint, 6).

5. Прежде всего следует сохранять una fides, исповедание единой веры, о которой говорит апостол Павел. Эта вера связана с всеобщей преданностью Христу и истинам веры, открытым Им человечеству, о которых свидетельствует Священное Писание и которые запечатлены в живом Предании Церкви. Именно с целью сохранения и углубления веры (unitatis fidei catholicae), Иисус пожелал установить в лице Апостольской Коллегии особую власть, связывая ее учение со своей Божественной Ипостасью: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк 10, 16; ср. Мф 28, 18-20).

По отношению к koinonii верующих, власть апостолов и их преемников является служением в сакраментальной, вероучительной и пастырской сфере, подразумевающим не только единство вероучения, но также единоначалие и единовластие. Об этом пишет св. апостол Павел: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (...) для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф 4, 11-13).

С этой точки зрения становится более понятным особое служение, порученное апостолу Петру и его Преемникам. Основы этого служения заключены в словах Христа, переданных нам евангельской традицией (ср. Ut unum sint, 91).

Это служение во имя благодати, которую возжелал для своей Церкви предвечный Пастырь наших душ, дабы, возрастая и действуя в духе любви и правды, она всегда оставалась зримо объединенной во славу Бога Отца.

Попросим Его о даровании более глубокого согласия между верующими и пастырями, а относительно служения Петра - попросим о ниспослании света, столь необходимого для того, чтобы найти наилучшие способы осуществлять служение единства, которое будет признано всеми (ср. Ut unum sint, 96).

(28.6.1995)

132.

Проблемы экуменизма

1. Участие в экуменическом движении является для христианина делом первостепенной важности. Ведь мы знаем, что во время Тайной Вечери Иисус горячо молился о единстве своих учеников: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 21).

Иисус не колеблясь просит Отца, дабы ученики Его «были совершены воедино» (ср. Ин 17, 23), хотя знал, что им придется противостоять трудностям и внутренней напряженности. Он Сам заметил разногласия, которые возникали среди Двенадцати даже во время Тайной Вечери, и предвидел, что несогласие будет иметь место в жизни христианских общин, рассеянных в столь обширном и неоднородном мире. Но несмотря на это Он молился о совершенном единстве своих учеников и ради этого пожертвовал Своею жизнью.

Следовательно, единство - это дар Господа для Его Церкви - «народа, собравшегося благодаря единству Отца, Сына и Святого Духа», как точно заметил св. Киприан (De Orat. Dom., 23: PL 4, 536). Действительно, «высший образец и начало этой тайны - Троичное единство Ипостасей единого Бога, Отца и Сына во Святом Духе» (Unitatis redintegratio, 2).

Действительно, в первой общине, собравшейся после Пятидесятницы, господствовал дух глубокого единства: все «пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 42), а «у множества (...) уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4, 32).

2. Когда мы читаем в Деяниях Апостолов отрывок, в котором описывается первый жизненный опыт апостольской общины, нас поражает факт, что это единство и согласие были вдохновлены присутствием Марии (ср. 1, 13-14). Среди женщин, присутствовавших в первой общине, только Ее по имени упоминает евангелист Лука, который не преминул назвать Ее «Матерью Иисуса» и указал на Нее, как на знамение и внутреннюю силу «koinonii». Этим наименованием признается Ее исключительная роль, связанная с новым материнством, о котором возвестил распятый на кресте Христос. Нетрудно заметить, что в этом тексте единство Церкви подразумевается как верность Христу, поддерживаемая и соблюдаемая благодаря материнскому присутствию Марии.

Это единство, осуществляемое на первоначальном этапе жизни Церкви, никогда не утратит своего основополагающего значения. Об этом напомнил II Ватиканский Собор: «Христос Господь основал единую и единственную Церковь» (Unitatis redintegratio, 1). И все же необходимо отметить, что это первоначальное единство было в течение веков значительно ослаблено. Любовь ко Христу должна склонять Его нынешних учеников всем вместе задуматься над прошлым, чтобы вновь непреклонно вступить на путь единства.

3. В книгах Нового Завета говорится, что в самом начале истории Церкви возникли разделения среди христиан. Апостол Павел пишет о разногласиях в Церкви в Коринфе (ср. 1 Кор 1, 10-12). Апостол Иоанн жалуется на тех, кто распространяет ложное учение (ср. 2 Ин 10) или требует главенства в Церкви (ср. 3 Ин 9-10). Таково начало печальной истории, которая во многих эпохах отмечена возникновением отдельных групп христиан, отделяющихся от Католической Церкви, зарождением схизмы и ересей, а также созданием «отделившихся» Церквей. Церкви эти не пребывали в единении ни с другими отдельными Церквами, ни со Вселенской Церковью, установленной как «одно стадо» под опекой «одного Пастыря» (ср. Ин 10, 16), представителем которого является один единствен ной Его наместник - Папа.

4. Из печального сопоставления этой исторической ситуации с евангельским заветом единства родилось экуменическое движение, задачей которого является восстановление единства между всеми христианами, в том числе и видимого, «чтобы мир обратился к Евангелию и таким образом был спасен во славу Божию» (Unitatis redintegratio, 1). II Ватиканский Собор придает очень большое значение этому движению, подчеркивая, что для тех, кто в нем участвует, это означает общину верующих в Пресвятую Троицу и Христа, общее стремление к единой и Вселенской Церкви (там же). Однако истинная вовлеченнос ть в экуменическое движение предполагает, что все христиане, руководствующиеся искренним желанием единства, должны освободиться от тех предубеждений, которые препятствуют развитию диалога в духе истины.

Собор представил разнообразные точки зрения на тему исторического развития разделений: «немалое число общин отделилось от полного общения (communio) с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны» (там же, 3). Речь здесь идет о первом этапе разделений. Позже ситуация меняется: «Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняет ся веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью» (там же).

II Ватиканский Собор способствовал тому, что Католическая Церковь бесповоротно вступила на путь экуменических поисков, прислушиваясь к голосу Духа Господнего. Отныне экуменический путь - это путь Церкви.

5. Мы также должны помнить, что, согласно учению Отцов Собора, те, кто отделился от Католической Церкви, продолжает находиться с нею в особом общении - неполном, но реальном. Ибо тех, кто верует во Христа и принял крещение, «чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе», даже если существуют разногласия «по вопросам вероучения, а иногда и дисциплины, как и строения Церкви» (Unitatis redintegratio, 3). Мы можем быть едины с ними благодаря нескольким очень важным обстоятель ствам: «писаное Слово Божье, жизнь благодати, вера, надежда и любовь, а также иные внутренние дары Святого Духа, и прочие зримые проявления» (там же). Все это является наследием единственной Христовой Церкви, которая «осуществлена в Католической Церкви» (Lumen gentium, 8).

Позиция Собора по отношению к проблеме евангелизации и освящения ясна и исполнена уважения. Он утверждает, что Церковь и церковные Общины имеют определенное значение и весомость в тайне спасения. «Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами» (Unitatis redintegratio, 3).

Все это заключает в себе безотлагательный призыв к полному единству. Речь не идет об обычном соединении всех духовных богатств, разбросанных по многочислен ным христианским общинам, как будто таким образом можно воздвигнуть более совершенную Церковь - Церковь, которую Бог хотел бы иметь в будущем. На самом деле имеется в виду осуществление во всей полноте той Церкви, которую Бог в день Сошествия Святого Духа явил во всей глубине ее истинной сути. Вот цель, к которой мы все должны стремиться, уже сейчас объединенные надеждой, молитвой, преображенными сердцами, а также - как это часто бывает в жизни - страданием, ценность которого нам указует крест Христов.

(12.7.1995)

133.

Пути экуменизма

1. Стремление к единству христиан - это насущная необходимость, которая глубоко ощущается как среди католиков, так и среди христиан, принадлежащих к другим Церквам и христианским Общинам. II Ватиканский Собор стал проводником экуменических идей и в декрете Unitatis redintegratio определил принципы разумного экуменизма. Сегодня я бы хотел кратко осветить их основную суть, напоминая, что принципы эти более подробно были представлены и дополнены практическими указаниями в Директивах по проблемам осуществления принципов и норм экуменизма (Directoire pour l'application des principes et des normes sur l'Oecumenisme, 25 марта 1993: AAS 85 (1993), 1039-1119). Мы не должны бездействовать перед лицом разделения, которое вот уже целые века является подлинным бедствием христианско го мира. Католики и некатолики искренне сожалеют о расколах, столь резко противоречащих волнующим словам Христа, произнесенным во время Тайной Вечери (ср. Ин 17, 20-23).

Верно, что основополагающее единство Церкви, к которому так страстно призывал ее Основатель, никогда не исчезало, потому что оно сохраняется незыблемым в Католической Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы по благодати Святого Духа, уделенной апостолам, и осталась верна традициям вероучения и общинной жизни, основанных на наследии законных пастырей, пребывающих в единстве с Преемником св. апостола Петра.

Такова роль провидения в ситуациях, в которых по воле Христа тесно переплелись исторические факты и теологические предпосылки. Однако нельзя отрицать и того, что в исторических реалиях, минувших и сегодняшних, единство Церкви не проявляется во всей той силе и всеохватности, каких оно могло бы и должно достичь согласно евангельским требованиям, которым оно призвано отвечать.

2. Поэтому христиане, которые стремятся к единству и осознают, насколько далеко достигнутое на деле единство от того, которого желал Христос, должны прежде всего обратить взор к Небесам и просить Бога, дабы Он вновь и вновь пробуждал в нас волю к объединению по вдохновению от Святого Духа. Согласно указаниям II Ватиканского Собора мы должны прежде всего признать первостепенное значение молитвы о единстве. Ибо оно не может заключаться только лишь в совместной жизни в согласии и мире между людьми. Иисус просил Отца о единстве верующих, образцом которого было Божье единение, в силу которого Он и Отец, в единстве Святого Духа, будут «едино» (ср. Ин 17, 20-21). Этой цели можно достичь лишь с помощью благодати Божьей. Именно этим обусловлена необходимость молитвы.

С другой стороны, те ежедневно переживаемые трудности, которыми усеян путь экуменизма, позволяют еще яснее осознать недостаточность человеческих сил и необходимость с упованием призывать Божье всемогуще ство. Знаком выражения этой осознанности является ежегодная Неделя, посвященная молитвам о единстве христиан - это прежде всего время интенсивных молитв. Конечно, это важное начинание благоприятствует размышлениям ученых, интеллектуальным контактам, обмену идеями и опыту, но первоочередная задача Недели - молитва.

Во многих других случаях Церковь молится также о единство христиан. Следует напомнить, что в кульминационный момент каждой Евхаристической Литургии, непосредственно перед Причастием, священник обращается к Богу с молитвой о единстве и мире в Церкви.

3. Собор призывает также каждого христианина активно стремиться к единству. Это должно выражаться прежде всего в мыслях и словах, ибо католики призваны к тому, чтобы предпринимать «все усилия, направленные на упразднение различных речений, суждений и дел, не отвечающих по справедливости и истине положению отделенных от нас братьев и потому усложняющих взаимоотношения с ними» (Unitatis redintegratio, 4). Напоминая это важное указание, я призываю всех преодолеть предвзятость и занять открытую позицию в духе любви и уважения, которая скорее подчеркивает то, что объединяет, а не то, что разделяет; разумеется, не отказываясь от защиты целостности наследия, переданного апостолами.

Следует также развивать диалог, стремясь к лучшему взаимопониманию. Если он ведется лицами, подготовленными к этому (ср. Ut unum sint, 81), диалог может содействовать взаимному уважению и пониманию между различными Церквами и Общинами, а также более тесному сотрудничеству «во всяческих делах, способству ющих общему благу, которых требует всякая христианская совесть» (Unitatis redintegratio, 4).

В основе диалога и любой другой экуменической инициативы должна лежать готовность к лояльному и последовательному признанию всех проявлений действия благодати в братьях, которые находятся не в полном еще единении с нами. Как указывает Собор, «необходимо, чтобы католики с радостью признавали и ценили подлинно христианские блага, восходящие к общему наследию, которыми обладают отделенные от нас братья» (там же). Однако «в этом упорном стремлении к истине рассудок и благоразумие веры велят нам избегать ложного иренизма и пренебрежения к нормам церковного права» (Ut unum sint, 79). Открытие и признание той истины, что и в других Церквах существует благо, добродетель и жажда все более обильной благодати, благотворно влияют на нас.

4. Истинный и плодотворный экуменизм призывает католиков занять четкую позицию по некоторым принципиальным вопросам. Это прежде всего любовь, которая помогает доброжелательно смотреть на других и проявлять искреннее желание сотрудничества, где только возможно, с братьями из других Церквей или церковных Общин. Затем верность Католической Церкви, которая, однако, не основана на незнании недостатков, которые можно заметить в поведении некоторых ее членов, или на стремлении их отрицать. И, наконец, дух понимания, позволяющий достойно оценить то, что хорошо и что заслуживает похвалы.

Помимо этого, необходимо проявлять искреннее желание очиститься и обновиться, что выражается как в личном стремлении к христианскому совершенству, так и в том, что «каждому (...) в меру своих сил надлежит стараться, чтобы Церковь, носящая в своем теле уничижение и мертвость Иисуса (ср. 2 Кор 4, 10; Флп 2, 5-8), день ото дня очищалась и обновлялась, пока Христос не представит Ее Себе славною, не имеющей ни пятна, ни порока (ср. Еф 5, 27)» (Unitatis redintegratio, 4).

5. Нарисованная нами картина - не утопия, она может и должна осуществляться каждый день, каждое столетие, в каждом человеке, на протяжении всей будущей истории, в гуще самых разнообразных событий, многие из которых, как правило, невозможно предвидеть. В таком направлении развивается экуменический процесс: как видим, он протекает в более широком контексте, чем случаи индивидуального присоединения к Католической Церкви лиц, принадлежавших к другим христианским Общинам, приготовление и примирение которых не противоречит экуменическим тенденциям, ибо «и то, и другое исходит из дивного Божьего предначертания» (Unitatis redintegratio, 4).

Итак, завершим эти катехетические размышления пожеланием и призывом, дабы все в Церкви старались хранить единство по самым жизненно важным вопросам и в то же время не пренебрегали законным правом на поиски истины, диалог, дискуссии и сотрудничество с верующими в Господа Иисуса Христа. Пусть все пребывают в любви, которая наилучшим образом выражает наши стремления совершенствовать исторически сложившие ся формы единства и всеобщности Церкви.

(26.7.1995)

134.

Экуменическая деятельность

1. В предыдущих катехетических беседах мы подчеркнули, что II Ватиканский Собор указал на молитву как на самое неотложное и главное задание христиан, стремящихся самым серьезным образом участвовать в деле полного осуществления единства, которого восхотел Иисус Христос. Собор уточнил при этом, что забота об экуменическом движении возлагается «на всю Церковь, как на верующих, так и на пастырей» и касается каждого в зависимости от его способностей, как в повседневной христианской жизни, так и в области богословских и исторических исследований (ср. Unitatis redintegratio, 5). А значит, и ответственность в этой сфере можно и следует рассматривать на различных уровнях. Она лежит на всех христианах, однако понятно, что по отношению к некоторым ученым, например богословам и историкам, она принимает особую форму. Уже десять лет тому назад я высказал мнение, что «в каждом конкретном случае мы должны четко проявлять наше стремление идти навстречу справедливым чаяниям наших братьев-христиан, постигая с этой целью их способ мышления и восприятия (...). Необходимо, чтобы дары, которыми каждый из нас обладает, развивались с выгодой и пользой для всех» (Выступление перед Папской Курией, «L'Osservatore Romano», № 6-7/1985, c. 4).

2. Мы можем перечислить главные направления экуменической деятельности, на которые указал Собор. Он напомнил прежде всего об обязанности постоянного обновления. «Христос призывает Церковь, - утверждает Собор, - на пути ее странствования к тому непрестан ному преобразованию, в котором она постоянно нуждается, будучи установлением человеческим и земным» (Unitatis redintegratio, 6). Эти реформы касаются как нравов, так и церковной дисциплины. Можно уточнить, что эта необходимость предопределена свыше, то есть по воле Божьей, согласно которой Церковь должна непрестанно развиваться. Это влечет за собой необходимость постоянно приспосабливаться к историческим обстоятель ствам, но прежде всего совершенствоваться в исполнении своего призвания, дабы все более безупречно выполнять предначертания Божественного замысла спасения.

Следующий важный момент - осознание Церковью тех упущений и ошибок, которые вызваны человеческой слабостью и которых предостаточно в жизни ее членов, странствующих в определенном историческом пространстве. Прежде всего это касается прегрешений против единства, которые совершили также и католики. Не следует забывать о предостережении св. апостола Иоанна: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1, 10). Имея в виду именно это предостережение, Собор призывает: «в смиренной молитве мы просим прощения у Бога и у отделенных от нас братьев, как и мы прощаем должникам нашим» (Unitatis redintegratio, 7).

Важно, чтобы на этом пути мы очистили нашу историческую память, ибо «каждый должен (...) обратиться более решительно к Евангелию и, никогда не теряя из виду Божий замысел, изменить свои взгляды» (Ut unum sint, 15).

3. Кроме того, следует напомнить, что основа нашей жизни в духе согласия с братьями из других Церквей и церковных Общин, как и вообще с ближними, - твердое решение жить в тесном единении со Христом. Итак, благодаря святости жизни, рождающейся из единения с Богом по благодати Святого Духа, станет возможным и более глубокое единение всех учеников Христа, ибо единство - это дар, который ниспосылается свыше.

Вместе с «обращением сердца» и «святостью жизни» сутью экуменической деятельности являются также «частные и общие моления о единстве христиан», организуемые при различных обстоятельствах, а прежде всего во время экуменических встреч. Они кажутся тем более необходимыми, чем большие трудности мы испытываем на пути к полному и видимому единству. Тем самым становится очевиднее, что только по благодати Божьей может осуществиться истинный прогресс в достижении единства, которого жаждал Христос. Поэтому следует использовать каждую возможность для организации встречи учеников Христа, чтобы просить Бога о дар единства.

Собора утверждает, что это не только позволитель но, но даже необходимо (ср. Unitatis redintegratio, 8). О конкретных способах проведения таких встреч при различных обстоятельствах, связанных с временем, местом и числом участников, необходимо решать по договорен ности с Епископом, в свете правил, выработанных Конференциями Епископов и Святейшим Престолом (ср. там же; Экуменические директивы, 28-34).

4. С особым рвением следует стремиться к наиболее полному ознакомлению как с позициями, так и точками зрения по вопросам вероучения, духовности и литургии братьев из других Церквей или церковных Общин. Этому способствуют «смешанные собрания для обсуждения вопросов, прежде всего богословских, где каждый мог бы на равных беседовать с другими - при том условии, чтобы те, кто участвует в них под наблюдением предстоятелей, были действительно сведущими людьми» (Unitatis redintegratio, 9). Эти научные встречи должны быть оживотворены желанием приобщить друг друга к благам Святого Духа и познания, чтобы осуществить обмен дарами в свете истины Христа и в духе доброжелательности (см. там же). Методология, оживляемая горячим стремлением к истине в духе любви, требует от каждого участника активности по трем направлениям: представление собственной точки зрения, попытки понять других и поиски общих взглядов.

Принимая во внимание и такие формы экуменичес кой деятельности, Собор предлагает, чтобы преподава ние богословия и других научных дисциплин, в особенности исторических, происходило «также с точки зрения экуменической» (там же, 10). Следует избегать полемического стиля, стремясь в то же время указать на совпадения и различия в способах постижения и раскрытия истин веры. Разумеется, верность исповедуемой вере не поколеблется, если экуменическая методология, используемая в образовательный период, будет основана на истинной преданности Церкви.

5. На той же основе должен строиться и диалог. В его рамках католическое вероучение должно быть представлено ясно и цельно: «Нет ничего более чуждого экуменизму, чем тот ложный иренизм (см. прим.), который наносит ущерб чистоте католического вероучения и затемняет его подлинный и точный смысл» (Unitatis redintegratio, 11).

Задачей богословов должно быть глубокое и правильное изложение католической веры. Они должны действовать «с любовью к истине, дружелюбно и со смирением» (там же). Сопоставляя учения, они должны также помнить - как предписывает Собор - «что существует порядок или «иерархия» истин католического вероучения, поскольку их связь с первоосновой христианской веры неодинакова» (там же). По этому существенному вопросу они должны быть хорошо подготовлены и легко разбираться в соотнесении различных формулировок и отдельных членов Символа Веры с двумя основополагающими истинами христианства: о Пресвятой Троице и о Воплощении Слова, Сына Божьего, propter nos homines et propter nostram salutem. Католические теологи не могут следовать путем, который противоречит апостольской вере, переданной Отцами Церкви и подтвержденной Соборами. Отправной точкой для них всегда должен быть смиренный и искренний ответ на призыв, который повторил Собор именно по поводу экуменичес кого диалога: «Пусть все христиане перед всеми народами исповедуют свою веру в Триединого Бога, в воплощенного Сына Божия, Искупителя и Господа нашего» (там же, 12).

(2.8.1995)

135.

Экуменизм и взаимоотношения с Восточными Церквами

1. Для экуменического движения особенно важное значение имеют документы II Ватиканского Собора об отношениях между Восточными, Православными Церквами и Католической Церковью: нынешнее разделение не может привести к забвению того долгого пути, пройденного вместе в духе верности общему апостольскому наследию. «Немало веков Церкви Востока и Запада шли своими путями, объединенные, однако же, братским общением веры и таинственной жизнью, причем Римский Престол по общему согласию был руководящим началом (moderante) в тех случаях, когда между ними возникали разногласия относительно веры или дисциплины (disciplina)» (Unitatis redintegratio, 14). В ту историческую эпоху Церкви Востока имели свой собственный способ богослужения, а также выражения общей веры и поддержания дисциплины. Вполне допустимые различия такого рода не препятствовали принятию служения, препорученного Петру и его Преемникам.

2. В период совместного странствования Запад немало получил от Востока в области богослужения, традиций духовности и канонического права. Кроме того, «основополагающие догматы христианской веры о Святой Троице и о Боге-Слове, воплотившемся от Девы Марии, были определены на Вселенских Соборах, происходивших на Востоке» (Unitatis redintegratio, 14). Развитие вероучения которое имело место на Востоке в ранние века, было решающим для определения вероучения Вселенской Церкви. С глубоким уважением я хотел бы напомнить об учении, выработанном на нескольких Вселенских Соборах ранних веков: единосущность Сына с Отцом - в Никее в 325 г.; Божественность Святого Духа - I Константи нопольский Собор в 381 г.; провозглашение Приснодевы Марии Пресвятой Богородицей Ефесским Собором в 431 г.; единство Лица и две сущности Христа - в Халкидоне в 451 г. Из этого основного и решающего вклада в христианское вероучение берет свое начало дальнейшее тематическое развитие, позволяющее все глубже постигать «неисследимое богатство» мистической тайны Христа (ср. Еф 3, 8).

II Ватиканский Собор не стал разбирать обстоятель ства, при которых произошел раскол, равно как и оценивать взаимные упреки. Он лишь отметил, что одно и то же наследие, переданное апостолами, развивалось по-разному на Востоке и на Западе, «вследствие разнообразия дарований того или иного народа, а также условий его жизни» (Unitatis redintegratio, 14). Это породило многочисленные трудности и, «не говоря о причинах внешнего порядка, (...) подало повод к разделениям» (там же). Воспоминания о горьком прошлом не должны быть источником обвинений и полемики, но должны побуждать к взаимопониманию и любви как в наше время, так и в будущем.

3. В связи с этим я хочу подчеркнуть, насколько глубоко Собор ценит духовные сокровища христианского Востока, начиная с Божественной Литургии. Восточные Церкви с огромной любовью совершают литургические священнодействия. В особенности это касается Пресвятой Евхаристии, во время которой мы все призваны полнее открывать для себя «источник жизни Церкви и залог будущей славы» (ср. Unitatis redintegratio, 15). Это в ней «верные, объединясь с епископом, получая доступ к Богу Отцу через Сына, воплощенное Слово, страдавшее и прославленное, в излиянии Святого Духа обретают общение с Пресвятой Троицей, становясь «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1, 4). Итак, Церковь Божия созидается и возрастает через совершение Господней Евхаристии в каждой из этих Церквей» (там же).

Далее Декрет об экуменизме напоминает о богослужениях восточных христиан в честь Приснодевы Марии, Богоматери, прославляемой в необычайно красивых гимнах. Культ Theotоkos подчеркивает существенную роль Марии в деле Искупления, раскрывая также смысл и значение почитания святых. Особое внимание Собор уделяет духовным традициям, и особенно традициям иноческой жизни, замечая, что они стали как бы источником «латинских монашеских установлений и впоследствии постоянно придавала им новую силу» (там же).

Вклад Восточной Церкви в жизнь Христовой Церкви был и остается очень важным. Вот почему Собор призывает католиков осознать, что «Пусть все знают о том, что чрезвычайно важно знать, почитать, хранить и развивать богатейшее литургическое и духовное наследие Востока для того, чтобы верно хранить полноту христианского предания для верного сохранения полноты христианского предания и добиться примирения восточных и западных христиан» (там же). В особенности Собор призывает католиков «чаще обращаться к этим духовным сокровищам восточных Отцов», к их традициям духовности, которые «возвышают всего человека в его целости до созерцания Божественных тайн» (там же).

4. По вопросам общения Церквей новые Экуменичес кие директивы подтверждают и уточняют все то, что было сказано Собором, а именно: определенное общение возможно, поскольку Церкви Востока обладают истинными таинствами, в особенности Священства и Евхаристии.

В отношении этой деликатной проблемы существуют подробные указания, согласно которым каждый католик, не имеющий доступа к католическому священнику, может принять от духовного лица, несущего служение в Восточной Церкви, Таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения (ср. Экуменические директивы, 123). И наоборот, исполняющие священническое служение католики могут с полным правом уделять Таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения восточным христианам, которые их об этом попросят. В любом случае следует избегать какой-либо душепастырской деятельности, не уважающей во всей полноте достоинство и свободу совести (ср. там же, 125). Также и в исключительных случаях предусмотрены и определены каноническим правом некоторые формы единения в святых делах, которые можно применять в особых и конкретных ситуациях.

В этом контексте я хотел бы направить сердечные приветствия тем Церквам Востока, которые находятся в полном единении с Епископом Рима, сохраняя, однако, свои древние литургические, дисциплинарные и духовные традиции. Они особым образом свидетельствуют об этом разнообразии в единстве, которое способствует красоте Церкви Христовой. Вверенная им миссия, особенно в наше время, заключается в служении единству, которого восхотел Христос для своей Церкви; участвуя «в диалоге любви и богословском диалоге, как на поместном, так и на вселенском уровне, они способствуют тем самым взаимопониманию» (Ut unum sint, 60).

5. Собор утверждает: «Восточные Церкви , памятуя о необходимости единства всей Церкви, могут управляться согласно своим собственным уложениями» (Unitatis redintegratio, 16). Существует также правомерное разнообразие в изложении единого вероучения, полученного от апостолов. Разные богословские формулировки в Церквах Востока и Запада нередко скорее дополняют друг друга, чем противоречат. Собор напоминает также, что истинные богословские предания восточных христиан «как нельзя лучше укоренены в Священном Писании» (Unitatis redintegratio, 17).

Итак, мы должны все глубже и глубже постигать то, чему нас учит и о чем наставляет нас Собор в отношении Восточных Церквей, в частности их обрядов, традиций и духовности. Надлежит поддерживать с ними общение, основанное на искренней любви и плодотворном сотрудничестве, храня абсолютную верность истине. Мы хотим со всей убежденностью снова пожелать, дабы «братское сотрудничество с ними возрастало в духе любви и без всякого духа ревнивого соперничества» (там же, 18). Пусть Господь именно это ниспошлет нам, как дар Своей любви к Церкви наших времен!

(9.8.1995)

136.

Экуменизм и разъединенные с нами Западные Церкви

1. В контексте инициатив, предпринимаемых ныне в деле экуменизма, мы хотим уделить сегодня внимание многочисленным церковным Общинам, возникшим на Западе после Реформации. II Ватиканский Собор напоминает, что эти церковные Общины «открыто исповедуют Иисуса Христа как Бога и Господа, единственного Посредника между Богом и людьми, во славу единого Бога, Отца и Сына, Святого Духа» (Unitatis redintegratio, 20). Признание Божественности Иисуса Христа и исповедание веры в Пресвятую Троицу составляют прочную основу для диалога, хотя - как замечает Собор - необходимо помнить, что существуют «немаловажные расхождения с вероучением Католической Церкви - даже в вопросе о Христе, воплотившемся Слове Божьем, и о деле искупления, а потому и о тайне и служении Церкви, а также об участии Девы Марии в искуплении» (там же).

И между самими упомянутыми церковными Общинами существуют серьезные разногласия, настолько глубокие, что из-за «разнообразия в своем возникновении, вероучении и духовной жизни эти Церкви и церковные общины значительно отличаются не только от нас, но и друг от друга, то дать их точное описание - дело чрезвычай но трудное» (ср. там же, 19). Более того, в рамках одной и той же Общины нередко можно заметить противоречивые вероучительные направления, отражающие разногласия по вопросам веры. Перечисленные трудности, однако, делают еще более необходимым настойчивые поиски диалога.

2. Другим важным моментом, оживляющим экуменический диалог, является «любовь ко Священному Писанию, благоговение перед ним, доходящее почти до культа», благодаря чему наши братья склонны «к постоянному и тщательному изучению Священного Текста» (Unitatis redintegratio, 21). Ибо здесь каждый имеет возможность познать и приблизиться ко Христу как «источнику и средоточию церковного общения. Движимые желанием единения со Христом, они все более и более влекутся к поискам единства, а также к тому, чтобы повсюду подавать народам свидетельство своей веры» (там же, 20)

Достойна восхищения эта духовная позиция, благодаря которой среди прочего достигнуты значительные успехи в области изучения Священного Писания. Однако мы должны признать, что между нами и ими существуют серьезные разногласия в понимании взаимосвязей между Священным Писанием, Преданием и подлинным Учительством Церкви. Особенно за последним они не хотят признать права решающего голоса в трактовании смысла Слова Божьего, как и в черпании из него нравственных критериев для христианской жизни (ср. Ut unum sint, 69). Однако различия в подходе к Откровению и заключенных в нем истинам не должны останавливать нас, а скорее побуждать к совместному участию в экуменическом диалоге.

3. Крещение, которое соединяет нас с этими братьями, устанавливает «таинственные узы единства, существующие между всеми возрожденными через него» (Unitatis redintegratio, 22). Каждый, принявший таинство крещения, соединяется с распятым и прославлен ным Христом и возрождается, дабы участвовать в Божественной жизни. Однако известно, что крещение «само по себе есть лишь начало и исходная точка» к новой жизни и направлено к «полноте исповедания веры, к полному включению в установление спасения, которого пожелал Сам Христос, и наконец, для полного включения в евхаристическое общение» (там же).

Ибо развитием Крещения являются Таинства Священства и Евхаристии. Этих двух таинств лишены те, кто именно из-за отсутствия священства «не сохранили подлинной и целостной сущности Евхаристической тайны» (там же). Необходимо добавить, что Общины, возникшие после Реформации, «вспоминая о смерти и воскресении Господа на Святой Вечере, исповедуют, что в причастии Христовым обозначается жизнь, и ожидают Его пришествия во славе» (ср. там же). Эти утверждения близки католическому учению.

Все эти проблемы первостепенного значения должны быть предметом богословского диалога, который, безусловно, следует продолжать, тем более что уже удалось значительно продвинуться в правильном направлении.

4. В последние годы было проведено много встреч научно-богословского характера с ответственными представителями церковных Общин, возникших после Реформации. Итоги этих встреч подведены в документах большого значения, которые открыли новые перспективы и в то же время подчеркнули необходимость углубления некоторых тем (ср. Ut unum sint, 70). Следует, однако, признать, что характерная для этих Общин значительная разнородность вероучений не позволяет им во всей полноте воспринять достигнутое.

Следует неустанно и в духе взаимного уважения двигаться по этому пути братского сопоставления мнений, уповая прежде всего на действенную силу молитвы. «Именно потому, что стремление к полному единству заставляет верующих, которые ссылаются на единого Господа, сопоставлять истины веры, молитва может стать источником света, указующего на единую и неделимую истину» (там же).

5. Еще долог путь, который предстоит пройти. Следует идти вперед беззаветно и с верой, избегая непродуманных и неосмотрительных действий. Взаимопознание и уже достигнутое сближение по вопросам вероучения привели к впечатляющему и действенному углублению единения, что воодушевляет всех нас. Однако нельзя забывать, что «конечная цель экуменического движения - восстановить полное видимое единство всех крещеных» (Ut unum sint, 77). Ободренные достигнутыми успехами, христиане должны удвоить усилия.

Несмотря на то, что существуют старые и новые препятствия, которые затрудняют развитие экуменизма, мы возлагаем непоколебимую надежду на «молитву Христа о Церкви, на любовь Отца к нам и на силу Святого Духа» (Unitatis redintegratio, 24), убежденные, как св. апостол Павел, что «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).

(23.8.1995)

137.

Единство побеждает разделения

1. Являясь свидетелем существующих ныне разделений среди христиан, можно прийти к утверждению, что единства Церкви Христовой не существует или же что оно остается лишь прекрасным идеалом, к которому следует стремиться, но который осуществится лишь в эсхатологические времена. Однако вера убеждает нас, что единство Церкви это не только надежда на будущее: оно уже существует - Иисус не напрасно молился о нем. Но единство еще не достигло своей видимой формы среди христиан, более того - как мы знаем - на протяжении веков на пути к единству встречались различные трудности и испытания.

Следует также сказать, что Церковь свята, но ее святость требует постоянного процесса обращения и обновления со стороны отдельных верующих и общин. С этим процессом связана также смиренная просьба о прощении допущенных прегрешений. А кроме того, Церковь является Вселенской, но ее вселенское измерение все более должно проявляться в миссионерском служении, в деятельности, направленной на привнесении веры в культуру, а также на экуменические усилия под предводительством Святого Духа вплоть до полного осуществления Божественного призвания к вере во Христа.

2. Следовательно, экуменизм заключается не в том, чтобы созидать на пустом месте несуществующее единство, но в том, чтобы во всей полноте и с верою - под воздействием Святого Духа - проникнуться тем единством, в котором Церковь была установлена Самим Христом. И тогда нам откроется истинный смысл молитвы о единстве и предпринимаемых усилий во имя достижения согласия между христианами (ср. Ut unum sint, 21). Речь не столько о том, чтобы благодаря доброй воле всех прийти к согласию: вернее, необходимо во всей полноте принять то единство, которого желал Христос и о котором постоянно заботится Святой Дух. Его невозможно достичь обычным согласованием общих точек зрения. Скорее необходимо, чтобы каждый искренне ответил на призыв, ниспосылаемый свыше, и послушно подчинился бы действию Святого Духа, который желает собрать людей в «одно стадо», под главенством «одного Пастыря» (ср. Ин 10, 16) - Господа нашего Иисуса Христа.

3. Итак, единство Церкви следует считать прежде всего благодатью, даруемой свыше. Церковь как народ искупленных имеет особую структуру, которая отличается от структур, свойственных человеческим сообществам. Последние, достигнув необходимой зрелости, посредством свойственных им механизмов, выбирают органы власти, которые ими управляют и стараются обеспечить сотрудничество всех во имя общего блага.

Церковь же была установлена и обрела свою структуру по воле Того, Кто ее основал - Иисуса Христа, Воплощенного Сына Божьего. Своей властью Христос создал Церковь, выбрав двенадцать мужчин и предопределив им быть апостолами, то есть посланниками, дабы от Его имени они и далее продолжали начатое Им дело. Среди Двенадцати Иисус выбрал одного, апостола Петра, которому сказал: «Симон! Симон! (...) Я молился о тебе (...) и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22, 31-32).

Итак, Петр - это один из Двенадцати, он исполняет те же задания, что и остальные апостолы; но ему Христос захотел поручить еще одну обязанность: утверждать братьев в вере и постоянной заботе о взаимной любви. Служение преемника Петра является даром Христа для Своей Невесты, дабы во все времена сохранялось и углублялось единство всего Народа Божьего. Римский Первосвященник является, следовательно, servus servorum Dei, установленным Богом как «постоянное и зримое начало и основа единства» (ср. Lumen gentium, 23; Ut unum sint, 88-96).

4. Единство Церкви не проявится во всей полноте, пока христиане не признают своим это желание Христа, принимая среди даров благодати также и власть, которую Иисус передал апостолам - ту самую власть, которую в наше время исполняют их преемники, епископы, в единении со служением Римского Первосвящен ника, Преемника Петра. Вокруг этой «апостольской горницы», установленной Господом, должно осуществляться видимым образом, по благодати Святого Духа, именно то единство всех верующих во Христе, о котором Он Сам горячо молился.

Попытка установить власть наподобие политических систем, возникших на протяжении истории человечества, противоречила бы Священному Писанию и Преданию. Напротив, слово и пример Божественного Основателя указывают, что от призванных в Апостольскую Коллегию ожидается, что они будут служить как Христос, который в Иерусалимской горнице начал Тайную Вечерю с омовения ног апостолам. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою» (Мк 10, 45). Служить Народу Божьему, дабы у всех было одно сердце и одна душа!

5. Вот основа структуры Церкви. Однако история напоминает нам, что это служение оставило в памяти христиан, принадлежащих к другим Церквам и церковным Общинам, горькие воспоминания, которые необходимо изгладить. Человеческая слабость Петра (ср. Мф 16, 23), Павла (ср. 2 Кор 12, 9-10), а также других апостолов, помогает оценить милосердие Господа и силу Его благодати. Ибо евангельские традиции учат нас, что именно эта сила благодати преображает тех, кто призван следовать за Господом, и способствует единению с Ним. Служение Петра и его Преемников в рамках Апостольской Коллегии и их преемников - «служение милосердия, рожденного из акта милосердия Христа» (ср. Ut unum sint, 93).

Добрый Пастырь хотел, чтобы через века Его голос истины был слышен во всей овчарне, которую Он искупил благодаря Своей жертве. По этой же причине Он доверил Одиннадцати во главе с Петром и их преемникам миссию хранить каждую из вверенных им отдельных Церквей, дабы в них воплощалась una, sancta, catholica et apostolica Ecclesia. Итак, в единении пастырей с Римским Первосвященником претворяется свидетельство истины, которое является также служением на благо единства, в котором особую роль играет Преемник Петра.

6. На пороге нового тысячелетия как же не просить у Господа о даровании для всех христиан благодати того единства, которое снискал для них столь высокой ценой Иисус Христос. Единства веры, выражающейся во всецелой преданности возвещенной Истине; единства надежды, сопутствующей ожиданиям пришествия Царства Божьего; единства любви и ее различных проявлений во всех сферах человеческой жизни. Благодаря этому единству все конфликты могут быть решены, а все разделенные христиане - смогут примириться, дабы достичь полного и видимого единения.

«А если бы мы спросили, возможно ли все это, ответ всегда будет один: «да». Это тот же ответ, какой услышала Мария из Назарета, ибо для Бога нет ничего невозможного» (Ut unum sint, 102). В заключение этого цикла катехетических размышлений вспомним призыв апостола Павла: «Братья, (...) усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомышленны, мирны: и Бог любви и мира будет с вами. (...) Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор 13, 11. 13).

(30.8.1995)

1 Иренизм (от греч. eirene - «мир», «согласие») - направление в христианской теологии, стремящееся к согласию между исповеданиями, к устранению разделения христианства ценой взаимных доктринальных уступок; находило сторонников в Польше в XVI в. [прим. переводчика].

|< в начало << назад к содержанию