"У ВАС ТЫСЯЧИ НАСТАВНИКОВ, НО НЕ МНОГО ОТЦОВ"
В Послании к коринфянам ап. Павел говорит (1 Кор 4, 15): "Хотя у вас тысячи наставников (учителей или воспитателей) во Христе, но не много отцов, ибо я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". Таковы слова апостола-основателя. Есть, однако, и еще одна роль в руководстве общиной, о чем говорится в Послании к Титу: "Для того я оставил тебя в Криге, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель" (Тит 1, 5. 7). Итак, слово "отец" не употребляется здесь, но примечательно употребление единственного числа: домостроитель. Этот термин ап. Павел применяет к себе и к своим "рукоположенным епископам" (1 Кор 4,1 и сл.). Напомним, что и Христос называл этим словом назначенного Богом "управителя" общины: Он раздает людям своим "в свое время меру хлеба" (Лк 12, 42).
Словами "управитель" или "надзиратель" (episkopos), вероятно, охарактеризована самая главная обязанность не одного епископа, но и его сотрудников, священников как предстоятелей общины. Одному лишь ап. Петру поручено было пасти стадо Христово: одного пастыря достаточно, чтобы он выявил заботу, в качестве "надзирателя" общины, также и о единстве совокупной Церкви. Аналогично требуется лишь один епископ для обеспечения единства епархии, один священник, чтобы иметь единство прихода. На каждом из трех уровней допустимо иметь многочисленных сотрудников, потому что они способствуют центральной задаче единства, совсем не подвергая ее опасности. Примером подобного способст-вования как раз и является посланничество Тимофея, а потом Тита в Коринф ради установления полного согласия местной общины с "отцом" - ап. Павлом.
Несомненно, первичный объединяющий момент как для приходской общины, так и для епископства заключается в совершении таинства евхаристии. Быть здесь предстоятелем надлежит единственно руководителю, равно как ему принадлежит власть отпускать грехи, власть, вытекающая из совершения евхаристии. От нее же не отделена и "власть пастырства", а также официального провозглашения евангельской истины. По крайней мере руководитель должен взять на себя ответственность за нее, даже если он полагается на помощников. Действительно, очень многое с успехом допустимо перепоручать другим, и как раз для того, чтобы единство Духа обеспечивалось наилучшим образом.
Христос - Глава Церкви. Стало быть, Церковь - Его Тело. Этот образ позволяет хорошо понять, что в структурном плане Церковь содержит в себе как "иерархический", как и "коммуниональный" элементы. Они настолько слиты между собой, что просто немыслимы один без другого. Оба этих церковных элемента коренятся в двоякой функции Христа - как Christus caput и как Christus totus.
Ныне, когда не хватает священников, кажется трудным и невозможным, чтобы в каждом приходе был один священник, воплощающий принцип его единства. Вспомним, однако, что приход - это всего лишь вспомогательное образование в рамках епархии, так что только епархия, с богословской точки зрения, представляет собой образование, для которого единство - неотъемлемый принцип. Разумеется, с пастырской точки зрения, нехорошо, что священнику приходится нести службу в нескольких приходах и вынужденно перепоручать часть своих функций помощникам-мирянам. Тем не менее, с богословских позиций, в этом нет никакой ошибки, - пока помощники не притязают на священнические функции единства и пока различие между священником и помощниками осознается верующими. Итак, постоянно иметь в виду единство епархии с ее "домостроителем" во главе - это непосредственное постижение самого существенного в Церкви.
До тех пор, пока обеспечение единства Церкви остается духовной (а не организационной) задачей, апостолическое именование "отец" может употребляться по аналогии. Стадо Христово упасается не иначе как через "жизне-положение" (Ин 10, 15), а эта само-отдача есть прежде всего духовное плодоношение, причем безразлично, выражено оно внешне или нет. При учете сказанного нет оснований, почему бы, прилагая обращение "отец" (или "мать") к членам монашествующих орденов, не применять его и по отношению к священникам. (По-французски, впрочем, в обоих случаях употребляется обращение рerе, так что границы стерты.) Применительно к епископу и, уж конечно, к Папе Римскому духовное отцовство признается с большой готовностью, так что на них ложится особая духовная ответственность. Слова, произносимые при рукоположении во священники и во епископы, говорят об этом достаточно определенно. В священстве управления и в священстве служения верующие должны видеть для себя пример участия в экзистенциональном священстве, а оно есть обязанность для каждого христианина.