"КТО МОЖЕТ ВМЕСТИТЬ, ДА ВМЕСТИТ"
Это речение относится к безбрачию, выбранному ради Царствия Небесного (Мф 19, 12). Примечательно, что оно прямо следует за высказыванием Христа, что Бог создал человека как мужчину и женщину и что мужчина прилепится к жене своей, так что никто не должен сметь разделять "едину плоть", составленную из двух человек. Отсюда следует, что совет безбрачия все же покоится на в высшей мере позитивной оценке полового различия людей, и здесь христианство отличается от индийских, гностических и прочих аскетических призывов к воздержанию.
Слово "вместить" буквально означает: иметь пространство для чего-либо. Так, о каменных водоносах в Кане Галилейской сказано, что они "вмещали по две или по три меры" жидкости (Ин 2, 6). Об иудеях Христос говорит: "Слово Мое не вмещается в вас" (Ин 8, 37). Аналогично и безбрачие ради Царствия Небесного должно найти в предназначенных для того душах свободное пространство, которое не было бы уже занято потребностями полового характера. Мы не хотим сказать, что эти потребности никогда не заявляют о себе, но они, отступая, оставляют место для других, более высоких запросов. И подобной более высокой, жгучей потребностью является, по словам Иисуса Христа, призвание человека к Царствию Небесному.
Притязания пола прежде всего проистекают из биологии человека, потому что природа заботится о сохранении и продолжении рода. Этот инстинкт необходимо должен быть весьма сильным, поскольку он резко ограничивает пространство свободы как мужчины, так и женщины, заставляя индивида служить биологическому виду. Соединение людей должно распространяться, как учит Христос, на всю жизнь, потому что человек в отличие от животного включает в свое половое влечение еще и личную верность. Союз этот дарован Творцом, и он не может быть расторгнут человеческой властью. Христос даже отвергает отраженную в Законе практику выдачи разводного письма. Перед лицом столь неразрешимой вечной верности ученики Господа испытывают страх: "Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться" (Мф 19, 10). И Христос, как мы видим, не возражает против такого вывода, но Он все же не склоняется в пользу какого-либо общего законодательства. Он не предлагает, далее, также никакого психологического критерия, который позволил бы судить, ведет данного человека брак к благочестию или нет. Этим Он перемещает проблему на более высокий уровень: "свободное пространство" в душе определенного человека, способное вместить Царствие Небесное, - это дело не его произвола, а дело Царствия Божия, милости и призвания. Скажем, ап. Павел отдает как раз предпочтение безбрачию ради Царствия Божия, - он и сам остается неженатым, - но он тут же добавляет, что "лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (т.е. оставлять в себе главное место плотским похотениям). Следовательно, апостол сразу же сделал личное свое предпочтение относительным, потому что Бог индивидуально распределяет Свои дарования: "Одному так, другому иначе" (1 Кор 7, 9.7).
Итак, должен состояться свободный выбор Бога. И все же здесь нет и речи о том, что христианину следует просто пассивно ждать, пока в нем автоматически откроется свободное пространство для безбрачия. Из слов Иисуса Христа как раз вытекает, что ожидается личная активность: "Кто может вместить, да вместит". Конечно, потребуется усилие, но решение в любом случае должно быть свободным и ответственным. Первоначально необходимо усилие, чтобы поразмыслить и определить, есть ли у меня в тайниках души это самое свободное пространство и могу ли я, представ перед лицом Господа в молитве, удостовериться в этом. Если испытание окажется положительным, то я мог бы предложить свое свободное пространство в распоряжение Царствия Небесного. Большинство людей, однако, не предпринимает подобного двойного самоанализа, и потому-то выходит, что на поле жатвы Божией "делателей мало". Имея в виду, что предстоит не только избрание, но и просвещение избранных, Христос продолжает предыдущую фразу: "Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф 9, 37 и сл.).
Таким образом, человеческая способность вместить и Божественная благодать в деле избранничества тесно переплетены. Соответственно, с одной стороны, невозможно дать однозначный закон, ибо перед нами тайна. С другой же стороны, Бог дал вполне внятное указание, каким образом отдельный человек может и должен подчинить себя Божественному закону, если призвание относится к нему. У него просто-напросто должна быть готовность согласиться с любым решением Божиим. Когда христианин обнаружит перед Богом такую готовность, Бог достаточно просветит его, чтобы не ошибиться в выборе - какой крест или какое обязательство по своей воле взять на себя. Крест брака или же крест безбрачия Царствия Божия ради.