3. ЕЩЕ НЕТ ПОЛНОГО ПРИЗНАНИЯ ВСЕГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ
Впрочем, даже и такой великий и дальновидный папа, каким был Лев XIII, не мог мгновенно преодолеть все ошибки прошлого и выработать идеальное отношение к своеобразию христианского Востока. И Лев не дошел до идеала кардинала Лавижери, который сформулировал единственно правильный, по его мнению, способ преодоления раскола между Востоком и Западом в следующих словах: "у восточных христиан нужно принимать и уважать все, действительно абсолютно все, за исключением только пороков и заблуждения". Лев XIII не понимал принципиальную возможность существования самостоятельного восточного богословия, ведь он внедрил томизм также и в восточных богословских школах, не отдавая себе отчета в том, насколько сильно схоластическая философия и богословие отличны от склада ума восточных христиан. Папа содействовал в определенной мере духовной латинизации введением латинских форм благочестия, например, розария и поклонения святейшему Сердцу Иисуса. Он способствовал также уравниванию образа жизни восточного монашества с латинскими орденами. Он поручил польским иезуитам провести реформу у украинских базилиан и таким путем превратил их в орден, целиком действующий по латинскому образцу.
В этих вопросах последующее развитие пошло дальше Льва XIII. Новое восточное церковное право стремится сохранить традиционный образ жизни восточного монашества. Известное число христиан, присоедившееся недавно к Риму, с полным правом защищаются от духовной латинизации, вызываемой принятием без всяких различий западных форм благочестия. В католических семинариях теперь стремятся наряду с бесспорно неизбежными занятиями схоластикой ввести молодых студентов также и в духовный мир восточных Отцов Церкви и великих богословов, хотя проблема самостоятельного католического восточного богословия и сегодня еще очень далека.