II. ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАСКОЛА
1. ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РИМА ДО ЛИОНСКОГО СОБОРА (1274)
Дальнейшее развитие на Востоке и на Западе, уже в первые столетия после схизмы, делало преодоление раскола все более затруднительным. Тем не менее, не было с самого начала недостатка в попытках преодолеть пропасть между Востоком и Западом. Главным препятствием в этих усилиях наряду с фактическими различиями и даже противоположностями была проявлявшаяся с обеих сторон тенденция рассматривать свою традицию как единственно правильную. Здесь следует искать самую глубокую причину неудачи столь многих попыток объединения и малой успешности фактически состояшихся уний. Объединение не могло произойти в результате поглощения Востока Западом или же наоборот. Запада Востоком; для этого была необходима только основанная на истинно христианской любви терпимость к другой стороне во всем ее своеобразии, насколько это не вступает в противоречие с верой.
В настоящее время к этому, по крайней мере, у нас на Западе, проявляется готовность на самом высоком уровне. Приводимый нами отрывок из знаменательной речи, произнесенной папой Павлом VI на приеме католических восточных патриархов в соборе Святой Анны в Иерусалиме, подтверждает это. Здесь папа со всей ясностью, не оставлявшей желать ничего большего, сказал о возможности и даже необходимости в многообразии проявления духа христианства разных народов: "Каждая нация восприняла доброе семя проповеди Апостолов согласно своей собственному складу ума и культуре. Поэтому каждая поместная Церковь развивалась сугубо индивидуально, со своими обычаями, со своими особенностями совершения одних и тех же таинств, не нарушая тем самым единства веры и общения всех в любви и уважение к порядку, установленному Христом. На этом зиждется единство в нашем различии, наша кафоличность, свойство, которым Церковь Христова всегда обладала и которое Святой Дух именно в наше время и на Соборе дает нам пережить заново".