в. Догматическое несогласия между Востоком и Западом сегодня
Богословское развитие, которое, как мы видели, на Востоке и Западе во II тысячелетии шло различными путями, привело к собственно догматическим несогласиям, которые теперь представляют собой серьезные препятствия на пути к единству. Здесь следует назвать в первую очередь различия в учении о Церкви. Принцип вселенского юридического примата папы и его личной непогрешимости, как он был сформулирован на I Ватиканском соборе, православная Церковь полностью отвергает. Согласно православному учению, единственным Главой Церкви является Сам Христос. Церковь в целом состоит из равноправных автокефальных поместных Церквей. Структура Церкви в целом является синодальной (соборной): наивысший авторитет принадлежит Вселенскому собору. В этом смысле и поместные Церкви организованы соборно, т.е. коллегиально. Патриарх или архиепископ, который стоит во главе Церкви, опирается обычно на синод, которому и принадлежит, собственно, право решения. Имеются и другие разногласия, как например, вопрос о Филиокве - наследие еще I-го тысячелетия. Правомерность дальнейшего развития догматов в католической Церкви православными отвергается. Так, они не признают большинства решений по вопросам вероучения, принятых Вселенскими соборами II-го тысячелетия; они их не признают как таковые, и в частности определения пап о Непорочном Зачатии Богоматери. Взятие Пресвятой Девы Марии на небо душою и телом (Успение Б.М.), некоторые принимают за благочестивое мнение, но как догмат, провозглашенный папой, они отклоняют. В учении о таинствах и в практике имеются немалые различия, отчасти затрагивающие также и догматы: согласно православному учению, для пресуществления евхаристических даров необходима также и эпиклеза, т.е. существенное значение имеет призывание Святого Духа. К таинству брака обязательно принадлежит также и благословение священника. Узы брака не абсолютно являются нерасторжимыми. Таковы основные противоречения, которые сформировались с течением времени.