Часть II
ВТОРОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ПОСЛЕ РАСКОЛА
I. УГЛУБЛЕНИЕ РАСКОЛА
1. РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ ЦЕРКВИ
Схизма, начавшаяся с Михаила Керуллария, и до настоящего времени осталась печальной реальностю. Все попытки проложить мост через пропасть, которая разверзлась тогда в Церкви между Западом и Востоком, в целом, не удались. Собственно даже можно сказать, что сегодня Православие и Католичество удалены друг от друга больше, чем тогда, около середины XI столетия. Фактически развитие продолжало идти все в большей мере в разные стороны, причем, в первую очередь, в понимании Церкви. На Западе идея примата все в большей мере становилась основой экклезиологии, тогда как на Востоке эта идея все более резко отрицалась и именно в ней увидели основную ересь латинян. Однако это отнюдь не было единственным различием. На Западе с XII века развивалась своего рода рациональная теология, схоластика, которая оставалась чуждой Востоку, и против которой Восток активно боролся. Субъективные индивидуальные формы благочестия, которые возникли на Западе примерно в то же время и продолжали непрерывно развиваться, остались на Востоке в основном непонятными.
Усилия восстановить потерянное единство, предпринятые уже вскоре после схизмы Михаила Керуллария, были с самого начала затруднены непониманием взаимного своеобразия. После раскола видимая Церковь Христова, по представлению западных христиан, ограничивалась почти только Западом. И очень скоро это состояние, само по себе совершенно ненормальное, стали воспринимать как нормальное и начали попросту отождествлять католическое и латинское. Греки же, к которым относились как к схизматикам и даже как к еретикам, казались подозрительными. Самым желательным было, чтобы они по возможности во всем ориентировались на латинскую Церковь.
Латинскую традицию воспринимали как некоторую абсолютную ценность. Только очень медленно на Запад стало проникать более глубокое понимание духовного наследия Восточной Церкви. С другой стороны, и греки были склонны считать вполне естественное само по себе дальнейшее развитие латинской Церкви как закономерное последствие отпадения от первоначальной истинной традиции Вселенской Церкви. Все это затрудняло стремление к единству. Все это мы попытаемся рассмотреть в первую очередь.