|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ВВЕДЕНИЕ

Православие хочет называться правоверностью, Католичество - универсальностью. Это в любом случае не должно считаться противоположностью. Истинная вера согласно заповеди Христа апостолам предназначена для всех народов и для всякой твари, т.е. по своей сущности универсальна. Католическая Церковь, которая как свое самое ценное сокровище хранит истинную веру, не является "ни латинской, ни греческой, ни славянской", но именно католической, т.е. универсальной, охватывающей весь мир.

Однако обе конкретные реальности, определяемые понятиями Православие и Католичество, не должны рассматриваться статически; их нужно видеть в исторической динамике. Если под Православием понимать конкретное христианство Востока, в частности византийско-греческое (которым мы здесь и хотели бы ограничиться), а под Католичеством - латинскую Церковь Запада, то в ходе исторического развития между обеими этими формами христианства возникла напряженность, которая впоследствии привела к противоречию и в конечном счете к расколу. Восток разорвал общение с главой Единой Церкви, епископом Рима, и тем самым вышел из видимого единения с этой Церковью, которая в результате с течением времени ограничилась преимущественно Западом. Православие и Католичество вследствие исторического процесса сужения, который привел к исключительности, не связанной с этими понятиями самими по себе, стали "конфессиями". Обе стороны сосредоточились на самих себе, замкнулись, и в итоге на Востоке возникло Православие, которому присуще известная жесткость и которое, хотя оно является всего лишь одной из форм христианства, считает себя абсолютным; на Западе появилось латинское Католичество. Здесь тон в Церкви задавала преимущественно небольшая группа народов латинского происхождения; Это латинское Католичество проявило тенденцию рассматривать себя как Католичество в абсолютном смысле. Это было проявлением гордыни; строго говоря, именно это и могло бы быть противоречием, даже ересью, которой однако, католическая Церковь, как таковая, никогда не поддалась.

В предлагаемой работе будут кратко рассмотрены греческое Православие и латинское Католичество. Это рассмотрение невозможно без изложения их истории, поскольку оба течения возникли в историческом споре между собой. Этот спор продолжается и в наши дни, и мы надеемся, что он однажды кончится преодолением раскола. Это может случиться только тогда, когда оба течения снова станут самими собой: то есть полной правоверностью во всем и подлинной универсальностью.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|