|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ВСТРЕЧА ДВУХ РЕЛИГИЙ


Морис Борманс1183

ДВЕ РЕЛИГИИ: ОБЩИЕ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СФЕРАХ

 

1. Христиане и мусульмане изначально и на все времена имеют общее религиозное достояние, поскольку говорят как в один голос: Бог существует и Он един, утверждая тем самым, что материя, жизнь и дух не продукт какой-либо необходимости или случайности, но суть творение Бога, который есть дух и жизнь.

 

1. ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ

А. Пути познания Бога

Мусульмане и христиане знают из опыта, что этот мир не создал себя сам и что история человечества творится не только самими людьми: они признают, что все величие мира и истории, в том числе и огромные достижения современной науки, предполагают, и притом с необходимостью, существование Творца. Они утверждают, что человеческий дух способен - и это уже само по себе есть дар Божий - постичь, что Бог существует и что Он - абсолютное совершенство.

2. Христианские и мусульманские богословы, используя разные, но аналогичные методы, нашли доказательства существования Бога, точно так же священные книги обеих религий призывают задуматься над «знаками» и «знамениями» Божьими, с которыми человек сталкивается в мире, вопрошая его. То, что имеет начало во времени, требует «вечного», возможно сущее нуждается в необходимо сущем, гармония мира предполагает «гармони-затора», и сама природа человека побуждает его искать Того, кто его создал и кто его направляет и ждет. Вот почему I Ватиканский собор1184 счел нужным еще раз напомнить об этой фундаментальной способности человеческого разума постигать Того, кто его создал, через знамения, которые Он творит и умножает.

3. Мусульмане и христиане знают из опыта, что человек в действительности не способен выполнить это божественное предназначение. В ходе истории он часто предпочитал и сегодня предпочитает ложное - истинному, несправедливость - справедливости, смерть - жизни: человек отвергает истину, убивает брата своего или ввергает его в рабство и создает себе идолов по образу и подобию своему. Называют ли это христиане «первородным грехом», видят ли мусульмане в этом вмешательство «души, побуждающей ко злу»,1185 - реальность одна и сводится к следующему: человек сам не может достичь своего совершенства. В человеке есть какой-то глубокий изъян, заставляющий его замыкаться на себе и отвергать знамения и заповеди, которые дает ему Бог: именно этот грех, который верующие расценивают как непослушание и предательство, - главный источник как личных, так и социальных бедствий.

4. Христиане часто размышляют над словами св. Павла: «...что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим 1:19-21,25).

5. Христианская мысль на протяжении веков утверждала, что существует два источника познания: с одной стороны - творение, с другой - Откровение. На I Ватиканском соборе об этом было сказано со всей определенностью: «Церковь полагает, что есть два порядка познания, различных по своему принципу и по своему объекту; по своему принципу, поскольку в одном случае мы познаем посредством естественного разума, в другом - посредством веры в Бога; по своему объекту, поскольку, помимо истин, постигаемых естественным разумом, Церковь предлагает нашей вере тайны, сокрытые в Боге, которые не могут быть познаны иначе, как через божественное Откровение»1186. Вот почему христиан и мусульман можно назвать и людьми разума, и людьми веры. Мы верующие и можем справедливо полагать, что у наших религий есть общие доктринальные основания.

 

Б. Общее духовное достояние христиан и мусульман

6. Каковы же основания, позволяющие мусульманам и христианам говорить об общем для них религиозном достоянии? И те и другие верят в Бога, в Его духовное воинство, в жизнь вечную, которая последует за смертью и воскресением. И те и другие утверждают, что Бог посылал на землю пророков и сообщил людям Свое Откровение в священных книгах, хотя они и расходятся в вопросах пророческого статуса и идентичности Писаний. Будучи в равной степени верующими, и те и другие находят в тайне своей веры конечную цель и оправдание своей земной жизни. Несомненно, верования христиан и мусульман имеют много значительных различий, но они также сходятся во многих существенных моментах.

7. Рассмотрим же непредвзято те божественные реалии, которые нас объединяют, если даже мы и именуем их по-разному и если способ их описания был у нас обусловлен пониманием и восприятием, чаще отличным, нежели схожим. Да будет нам тут позволено вновь обратиться к словам, которые были единодушно поддержаны христианами на II Ватиканском Соборе (1962-1965): они содержатся в Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям, где в самом начале говорится, что «все народы составляют одну общность; они одного происхождения, так как Бог расселил род человеческий по всему лицу земли; у них также одна конечная цель - Бог. Его провидение, свидетельство благости и замысел спасения распространяются на всех, доколе не соберутся избранные во Святом Граде, который озарит Слава Божья и где все народы будут ходить во свете Его» (Nostra aetate, 1).

8. В этом же тексте признается, что «люди ожидают от религий ответа на сокрытые тайны человеческого бытия, которые ныне, как и встарь, глубоко тревожат сердца людей: что такое человек, каковы смысл и цель нашей жизни, что есть добро и что есть грех, откуда страдание и в чем его смысл, где путь к истинному счастью, что суть смерть, Суд и воздаяние после смерти, и наконец - что есть последняя и неизреченная тайна, объемлющая нашу жизнь - от которой мы стали и к которой мы устремлены?» (NA, 1) Так вот ответы на эти вопросы, предлагаемые исламом, весьма схожи с теми, что дает христианство; и потому в той же Декларации утверждается: «Церковь также с уважением относится к мусульманам, которые поклоняются единому Богу, живому и сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, Который «говорил к людям» (NA, 3).

 

В. Бог единый, живой и сущий

9. Христиане и их предшественники всегда верили в Бога живого и сущего; их книги свидетельствуют о Его единстве на каждой странице. Иудей любит повторять: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть...» (Втор 6:4), а христианин утверждает: «Верую во Единого Бога Отца всемогущего, творца неба и земли, видимых всех и невидимых», потому что Иисус напомнил ему первую и самую главную заповедь: «...возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим...» (Лк 10:27; Втор 6:5). «...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас», - говорит св. Павел (Еф 4:5-6). И, соглашаясь с Псалмопевцем: «...кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?» (Пс 17:32), не согласны ли христиане и с мусульманами, утверждающими, что «нет божества, кроме Бога»1187.

10. На протяжении веков все Соборы неизменно подчеркивали, что есть только один Бог, и на I Ватиканском соборе об этом было сказано со всей определенностью:»Церковь верует и исповедует, что есть лишь один Бог, живой и истинный, Творец и Господь неба и земли, всемогущий, вечный, беспредельный, непостижимый, обладающий бесконечным разумом, волей и совершенством, который, будучи единой по своей природе духовной субстанцией, абсолютно простой и неизменной, должен быть провозглашен отличным от мира в действительности и по Своей сущности, благословенным в Себе Самом и через Себя Самого, стоящим неизмеримо выше всего того, что существует и может полагать себя вне Его»1188.

11. Да, для всех нас «Господь есть Бог, и нет еще кроме Его...» (Втор 4:35): «...мы не знаем иного Бога, кроме Его...» (Иф 8:20). Он един: «Он - Бог - один, крепкий Бог», как сказано в Коране (112:1-2) и в Псалтири (Пс 17:32), где утверждается также: «Кто, как Господь, Бог наш?» (Пс 112:5), и «Равного Ему кого-либо не бывало» (Коран 112:4). Он есть «первый и последний» (Ис 41:4), Бог, «Который не изменяется» (Мал 3:6), потому что Он - Тот, кто пребудет вечно, Непоколебимый, который «не утомляется и не изнемогает» (Ис 40:28), Вечный (Ис 40:28), чей лик не затмится, Истинный и Самодостаточный. Да, «жив Господь» (Иер 4:2; Коран 2:2551189) и «...жив во веки веков...» (Откр 1:18), Он - «живой, который не умирает» (Коран 25:58) и который один наследует все сущее, потому что вслед за Псалмопевцем мы можем сказать: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог» (Пс 89:3).

 

Г. Бог - Творец неба и земли

12. Бог есть живый, и Он открывает нам Себя как Творца, который «в начале сотворил небо и землю» (Быт 1:1), «творец небес и земли» (Коран 2:117); Он - творец по преимуществу, «совершеннейший из творцов», Тот, кто стоит у начала всех вещей; Он делает все по своему произволению, не сообразуясь ни с какой необходимостью: «Руки Твои сотворили меня и устроили меня...», признает Псалмопевец (Пс 118:73) и добавляет: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время... Скроешь лице Твое -мятутся; отнимешь дух их - умирают... пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 103:26,28-30). Да, Он питает и благотворит, посылает и раздает свои дары: Он «не небрежен к тварям» (Коран 23:17) и «...мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян 17:28), говорим мы все в один голос.

13. Верующий человек никогда не перестанет восхищаться созданиями рук Божьих. Это касается как природы, так и человеческой истории. Вспомним слова Псалмопевца: «Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс 8:4-7,10). Да, перед лицом творения и перед этим чудом из чудес, которым является человек, Псалмопевец имел полное основание воскликнуть: «Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить: но они превышают число» (Пс 39:6), «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи...» (Пс 91:2-3). Да, уста верующего никогда не перестанут благодарить Бога.

Д. Бог, любящий людей

14. Бог мудрый, который знает все о своем творении. Послушаем еще раз Псалмопевца: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Пс 138:1-5). Да, Он есть самый щедрый и милостивый, Он знает о нас больше всех, он наш защитник и наставник. Он «...видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс 32:13-15). И потому мы говорим о Нем вместе с мусульманами: Тот, кто видит, и Тот, кто слышит, Тот, кто призирает, и Тот, кто знает, Тот, «кто всякую вещь подсчитывает» (Коран 4: 86) и кто «исчислил всякую вещь счетом» (Коран 72:28).

15. Человек также должен признать, что судьба его зависит от воли Божьей: Он есть тот посредник и судия, которого мусульмане называют справедливым и беспристрастным1190 и о котором Псалмопевец утверждает, что «Он любит правду и суд...» (Пс 32:5). Верующий, следовательно, не боится ничего, что исходит от его Создателя, помня слова св. Павла, что «...любящим Бога все содействует ко благу... Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:28-31). Итак, верующий приемлет то, что Бог дает или берет, ибо Он есть Тот, кто определяет, что нам в пользу и что во вред, Тот, кто приближает или откладывает воздаяние. «Господь умерщвляет и оживляет, - вспоминает христианин слова Библии, - низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего... Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают...» (1 Цар 2:6-9). И Псалмопевец вправе заявлять: «Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими» (Пс 88:2).

 

Е. Бог, прощающий и милующий

 

16. Христиане знают, что если Бог и властен судить и наказывать, Он все же и, прежде всего, - Свидетель всего сущего: «...Боже отмщений, яви Себя!» - говорит Псалмопевец. - «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе ... нечестивые торжествовать будут?... Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс 93:1-3,11). Бог никогда не обманывает своих сыновей; Он являет им Себя заступником, водителем и помощником. Да, с Ним нам нечего бояться, потому что, как говорят мусульмане, Он «милостивый, милосердный»,1191 милостивейший из милостивых и потому, что христиане и их предшественники познали, что Он есть «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий... милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» (Исх 34:6-7).

17. Именно поэтому христианин не боится признавать свой грех, вместе с Псалмопевцем, восклицающим: «Из глубины взываю к тебе, Господи. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит?» (Пс 129:1-3); «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои... Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня... Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс 50:3,6, 12-13). Мусульмане знают, что «человек создан колеблющимся» (Коран 70: 19), «обидчиком, неблагодарным» (Коран 14:34) и «неведающим» (Коран 33:72), но все верующие знают также, что могут сказать Богу: «...призри на меня и помилуй меня...» (Пс 85:16), ибо Он первый обращается к человеку, чтобы простить ему грехи, потому что Ему свойственно сглаживать наше зло и оправдывать нас и потому что Он зачастую прощает нас только по своей бесконечной милости и долготерпению. В Коране говорится: «Просите прощения у вашего Господа, потом обратитесь к нему! ... Мой Господь милосерд, любящ!» (Коран 11:90), ибо «Он предначертал для Самого Себя милость» (Коран 6:12), а в одном из хадисов подтверждается: «Милость Моя опережает гнев Мой».

 

Ж. Бог, достойный славы и восхваления

18. Каков же Он этот щедрый Творец и милостивый Судия, который есть «свет небес и земли... Свет на Свете» (Коран 24:35)? Псалмопевец говорит: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан... Силен в вышних Господь. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс 92:1,4-5). Он наделен величием и щедростью и «...творит все, что хочет» (Пс 113:11). Христиане и мусульмане повторяют, что Он Святейший, Высочайший и Недостижимый, Великий и Вездесущий, что «у Него - ключи тайного; знает их только Он» (Коран 6:59). Он есть Всевышний Бог, Преславный и Прославляемый. Разве не заслуживает Он всех этих прекрасных имен, будучи Высочайшим и Всемогущим? Он «царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный... великий и мудрый» (Коран 59:23-24), и Он есть Тот, «кто дарит победу».

19. Итак, мы приближаемся к пониманию этого близкого и далекого Бога, о котором христиане говорят также, что Он «Тот, кто грядет». Последние могут, в свою очередь, повторить мусульманскую молитву, которая завершает прославление имен Божьих и в которой они просят Бога допустить их к тайне «всяким именем Твоим, которым Ты Сам Себя именуешь, и которое Ты открыл в книге Твоей, и которое Ты преподал хотя бы одному из созданий Твоих или которое Ты сокрыл в тайне о Самом Себе», потому что, как сказал Мессия Иисус, сын Марии, «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога...» (Ин 17:3) и потому что они, как и христиане, полагают, что сам Мессия открыл им некоторые из этих имен, сокрывавшихся «от вечности в Боге» (Еф 3:9).

 

З. Бог, посылающий пророков

20. Такова суть общего для нас религиозного достояния. Из него следуют и другие реальности, которые мы также можем рассматривать как общие для нас или во многом схожие. Мусульмане и христиане верят, что Бог в ходе истории говорил с людьми «...многократно и многообразно... в пророках» (Евр 1:1), «в откровении, или позади завесы, или посылал посланника и открывал ему по Своему изволению, что желал» (Коран 42:51). Мы одинаково называем Авраама «другом Божьим»1192 и Моисея «собеседником Божьим»,1193 мы находим в их жизни идеальный пример веры и послушания Богу. II Ватиканский собор подтвердил это дважды - в той части, где говорится об истории спасения, объемлющего «и тех, кто признает Творца, и среди них - прежде всего мусульман, которые, исповедуя свою приверженность вере Авраама, вместе с нами поклоняются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день» (Lumen gentium, 16); и далее, в Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям, признается, что мусульмане «поклоняются единому Богу... Его установлениям, даже сокрытым, они всей душой стремятся подчиниться, как подчинился Богу Авраам, к которому мусульманская вера с радостью себя относит» (NA, 3).

21. Несомненно, христиане и мусульмане расходятся в критериях оценки окончательного Откровения: первые считают, что «полнота Откровения» явлена в Иисусе, но признают, что пророческий дух продолжал и продолжает открывать себя в последующих поколениях; вторые же видят в Мухаммаде «печать пророчеств», признавая, однако, «тайны Христа». Подлинный диалог требует, чтобы в данном вопросе каждая из сторон уважала позицию другой стороны в ее целостности и проявляла как можно больше терпения, предоставляя Богу заботу об очищении, прояснении и окончательном оформлении этой позиции. Как христианин не должен требовать от мусульманина признания за Мессией тех качеств, которыми его наделяет христианство, так желательно, чтобы и мусульманин не требовал от христианина признавать за Мухаммадом все качества, которыми его наделяет ислам. То же самое можно сказать и по поводу священных книг - ведь христиане и мусульмане признают, что божественное Слово, ниспосланное пророкам, записано в книгах, которые необходимо читать, над которыми необходимо размышлять и которые необходимо комментировать, чтобы понять их смыслы - «и сокрытые, и явные».

 

И. Бог, воскрешающий мертвых и успокаивающий души

22. Есть и другие реалии, общие для всех верующих. Все знают о существовании ангелов и демонов, чье предназначение было установлено самим Богом и которые в равной мере являются свидетелями человеческой истории. Все знают и то, что этот мир придет во времени к своему концу, как во времени он и начался: неизменным пребудет только лик Божий, и все вернется к Богу через воскресение, о котором говорят все священные книги, приводя во множестве его яркие и образные описания; и потому Псалмопевец взывает к Богу: «...скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих ... дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою» (Пс 38:5-6).

23. Действительно, II Ватиканский собор признает, что, подобно христианам, мусульмане «ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям» (NA, 3). Этот День придет, и хотя никто не знает когда, но нам известно о знамениях, которые будут сопутствовать ему, и это прежде всего - возвращение Иисуса. Христиане утверждают в своем символе веры, что «Он придет во славе судить живых и мертвых», и в одном из хадисов даже утверждается, что «нет махди, кроме Иисуса»:1194 это будет День Воскресения, Последний день, день Воздаяния, Страшный суд, хотя, утверждая Воскресение, христиане и мусульмане опираются на разные доказательства. Это будет день, когда «соберутся пред Ним все народы» (Мф 25:32); «В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (Коран 99:6-7); «...ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе и худое», - говорит св. Павел (2 Кор 5:10), - чтобы услышать слова Бога, обращенные к нему: «...хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф 25:21).

24. Христиане и мусульмане говорят о месте утешения, Рае, и месте наказания, Аде, хотя существенно расходятся в понимании сути того и другого. Иисус провозглашает в Евангелии: «...и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29). Если мусульманская традиция признает существование «удовольствий духовных и чувственных», часто интерпретируемых метафорически, и полагает, что видеть Бога могут в исключительные моменты лишь «самые приближенные из избранных», ибо «не постигают Его взоры» (Коран 6:103), хотя «в тот день будут сиять лица, на Господа их взирающие» (Коран 75:22-23), то христианская традиция всегда утверждала, что «когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3:2), и I Ватиканский собор смог еще раз подтвердить: «Бог, Промыслом чистой доброты Своей, предназначил человека к сверхъестественной цели, уготовив ему стать причастником божественных даров, которые превосходят всякое человеческое разумение» (De Fide, 2). Как бы там ни было, мусульмане и христиане едины во мнении, что в тот день каждая душа «упокоится», вернувшись к своему Господу «довольной и снискавшей довольство» (Коран 89:28), и что нас ждет «божественная тайна», как указывается в одном из хадисов, вторящем Исайи (Ис 64:3) и св. Павлу (1 Кор 2:9), тайна, которую никогда «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку ... что приготовил Бог любящим Его». (Ghazālī, Ihyā’, kitāb al-mahabba). Таким образом, у истории есть окончание и у творения - «своя полнота», и это встреча с Господом миров.

 

К. Человек и культ

25. Будучи приверженными этому видению Бога, человека и истории, как христиане, так и мусульмане стремятся каждый следуя своей традиции, подчиниться таинственной воле Божьей, соблюдая таким образом истинный «ислам»,1195 как это делали Авраам и его сыновья, Моисей и ал-Хидр,1196 Мария и Ее сын, и Его Апостолы, потому что все они были «предавшими себя единому Богу». И точно так же, как мусульмане, христиане говорят, что человек спасается верой, повторяя вместе с автором Послания к Евреям: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). А значит, все, что ни делает человек, он должен делать в полном согласии с волей Божьей. Мусульмане и христиане могут еще раз сказать вместе с автором псалмов: «...вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс 39:8-9). Истинно верующим может быть назван тот, кто стремится целиком исполнить закон Божий. «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» (Пс 118:33-34) - вот молитва, которую нам предлагает Псалмопевец.

26. II Ватиканский Собор утверждает, что мусульмане «ценят нравственную жизнь и прославляют Бога, особенно молитвой, милостыней и постом» (NA, 3). Хотя формы молитвы, поста и милостыни у нас разные, реальность одна: мы стремимся к поклонению Богу в истине, в чистоте слова, дела и помышления и отвергаем всякого рода лицемерие, потому что Иисус заповедовал христианам: «Когда молитесь, не будьте как лицемеры» (Мф 6:5), а Коран утверждает: «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Бога, тогда как Он обманывает их!» (Коран 4:142). Молитва, прославление, медитация, шествия, молебны издавна были общими формами поклонения Богу у христиан и мусульман: в них, и только в них, достигают они постоянного обновления духовных и нравственных сил. Многочисленны эти общие формы как в культе, так и в способах исповедания веры. Исходя из религиозного индивидуализма, мы утверждаем, что каждый человек ответствен за свое будущее и за свою веру только перед Богом, но в то же время мы выступаем за принадлежность каждого верующего к определенной общине - умме1197 для мусульман, Церкви для христиан - как к живой среде, призванной приобщать к вере и следить за ее подлинностью и в то же время прививать религиозные и нравственные ценности через обряды и общение. У каждой общины свои формы посвящения, свои места отправления культа (мечети, церкви), свои религиозные деятели («люди религии» в исламе, священники и монахи в христианстве).

 

Л. Человек и признание прав Бога

27. Христиане и мусульмане стремятся признать права Бога и подчиниться Его предписаниям, поэтому они стараются установить такие отношения между людьми, которые соответствуют тому, что Бог предначертал для счастья человека. «Заповеди», переданные Богом еще Моисею, также являются нашим общим религиозным достоянием: «Почитай отца твоего и мать твою... не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:12-17). Уважение к личности и ее свободе, побуждающее нас заявлять вместе, что «нет принуждения в религии»,1198 признание равенства перед Богом мужчины и женщины при всем различии их роли и назначения, благотворительность, гостеприимство, верность данному слову, забота об общем благе и подчинение ему личных интересов - все это издавна утверждено как норма жизни верующих как в исламе, так и в христианстве.

28. Известно, и это часто повторяется в хадисах и относится ко всему человечеству, что «все верующие суть братья» и что «не может быть истинно верующим тот, кто не желает брату своему того же, чего желает себе» (Ghazālī, Ihyā', kitāb al-mahabba). Евангелие постоянно напоминает, что вторая заповедь подобна первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39) и что в Последний день нам воздается по делам веры. Тогда блаженны будут те, кто услышат: «...алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:35-36,40). И не говорится ли в одном из хадисов, что «того, кто облегчит верующему страдания на этой земле, Бог избавит от страдания в день Воскресения?»

II. ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

 

А. Вызовы современного мира

29. Таковы общие доктринальные основания двух религий, в рамках которых возможны совместные поиски и размышления, но могут ли верующие довольствоваться перечислением того, что их сближает, и констатацией собственной терпимости по отношению к тому, что их разделяет, в то время как их современники остаются холодными и безучастными свидетелями их схоластических и академических рассуждений. Современный мир бросает тысячу вызовов вере в Бога, переходя от самооправдания и самоутверждения к прямому наступлению: марксизм, ницшеанство, психоанализ, экзистенциализм и структурализм подвергают веру серьезным испытаниям, поскольку претендуют на роль ее радикальных и беспощадных критиков, однако верующие могли бы воспринимать эту критику как очистительную и полезную. Верующие нередко недооценивали масштабов экономического неравенства и делали вид, что не замечают классовых противоречий; они предъявляли к человеку слишком высокие требования, не принимая в расчет его амбиций, не учитывая всей глубины его внутреннего мира, а также инстинктивного начала как составляющей его природы; в равной степени они игнорировали требования свободы и элемент спонтанности в поведении человека; они уделяли недостаточно внимания лингвистическим проблемам, встающим перед любым языком, в том числе и языком веры. Не пора ли христианам и мусульманам обновить свои подходы и пересмотреть свой опыт, чтобы сообща противостоять этим вызовам современной философской мысли и дать конструктивные ответы на вопросы, выдвигаемые атеистической культурой? Богословие не остановилось на изучении различных аспектов веры, в особенности тех, которые соответствуют ожиданиям современной науки. Не это ли может стать первым объединяющим моментом для наших богословских исследований сегодня?

30. Если мы вместе с Иисусом утверждаем, что никто не может «служить Богу и маммоне» (Лк 16:13), то приходится признать, что язычество по-прежнему существует и что идолы нашего времени еще могущественнее, чем когда-либо, идолы, подавляющие создания Божьи и выступающие под разными именами, будь то государство, секс, деньги, технократия, производство, потребление, пустое самоутверждение, ложно понятая свобода или мнимое счастье. Современный человек ждет нового освобождения, которое позволит ему познать своего Бога и, как следствие, свое собственное л. Так неужели мы (мусульмане и христиане) не можем объединиться в этой борьбе за освобождение наших братьев от всего, что их порабощает. Не к этому ли призывает нас II Ватиканский собор в Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям? «Несмотря на то, что в течение веков между христианами и мусульманами не раз возникали раздоры и вражда, Священный Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию, а также к тому, чтобы совместно защищать и укреплять ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу» (NA, 3). И, может быть, тогда благодаря нашим общим усилиям видение Псалмопевца станет реальностью? «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс 84:11-12).

 

Б. Долг верующих

31. Наша вера в Бога обязывает нас всегда помогать нашим братьям, потому что в каждом из них живет тот человек, которого «Бог создал по образу и подобию своему», как говорят Библия (Быт 1:26) и хадис1199. Иисус заповедовал христианам: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:44-45,48). Мусульмане знают, что, согласно Газали, верующие в прежние времена говорили: «Облекитесь в добродетели Бога вашего... Совершенство для верующего в том, чтобы приближаться к Господу, заимствуя у Него Его свойства, достойные восхваления: мудрость, справедливость, доброту, долготерпение, милосердие, служение добру и уклонение от зла» (Ghazālī, Ihyā', kitāb al-mahabba); и не об этом ли заимствовании говорится в другом святом хадисе,1200 приводимом Газали: «Чем больше мой слуга приближается ко мне, преодолевая себя, тем больше Я люблю его, говорит Бог. И любя его, Я становлюсь ухом, которым он внимает, оком, которым он видит, и языком, которым он говорит» (там же).

32. Веруя в Бога живого, который любит жизнь и желает видеть ее цветущей и приносящей плоды, мы боремся за жизнь везде, где она поставлена под угрозу: это включает помощь больным и умирающим в больницах, развитие медицинских исследований и совершенствование техники ухода за больными, осуждение практики абортов и эвтаназии, неприятие слишком легких путей в том, что касается контроля за рождаемостью, борьба против войн и насилия во всем мире. Вселенские соборы и папы не перестают напоминать христианам во все, даже самые сложные, времена, что, поскольку жизнь есть дар Божий, человек не может распоряжаться ею по собственному усмотрению.

33. Веруя в Бога справедливого, создавшего блага этого мира для всех его обитателей, мы боремся против всех форм дискриминации, на какой бы почве она ни возникала: сексуальной, расовой, культурной, религиозной или национальной; против всех форм эгоистического присвоения богатств нашей планеты частным или государственным капиталом, будь то на Востоке или на Западе, против несправедливого распределения природных ресурсов и эгоизма отдельных богатых государств, которые забывают о помощи самым бедным странам, стоящим в стороне от пути мирового развития. Таковы, по крайней мере, усилия лучших из христиан в борьбе с экономической отсталостью за прогресс всех наций, предпринимаемые бескорыстно с единственной целью - исполнить волю Божью в уважении к личности и различиям культур и цивилизаций. Их труды и страдания служат во благо жизни, человечества, достижению всеобщего равенства и свободы.

34. Веруя в Бога, который волен творить и обновлять жизнь, мы везде защищаем ценности свободы, идет ли речь о свободе передвижения, о свободе слова или свободе вероисповедания, ибо только свобода дает возможность раскрыться гению в каждой личности и каждом обществе; ибо только свобода позволяет человеку отвечать за свои поступки и полностью обрести себя; ибо только свобода дарит верующему радость поклонения Богу без принуждения и служения Ему в полной мере. «Достоинство человека требует, чтобы он действовал по свободному, а не по слепому внутреннему побуждению или чисто внешнему принуждению, то есть лично, движимый и побуждаемый выбором изнутри «, - так говорилось на II Ватиканском соборе (Gaudium et spes, 17).

35. Наконец, веруя в Бога, который есть Мир и который объединяет, мы стремимся к созданию международного братства при условии полного уважения ко всем национальным культурам, мы выступаем за диалог как за единственное средство разрешения конфликтов, мы выступаем против националистических систем, закрытых для мира и замкнутых на самих себе. Веруя в Бога милости и прощения, мы отвергаем всякий дух мщения и всякое неправое правосудие, потому что только прощение может пробудить в человеке оступившемся, осужденном, погрязшем в грехе, те силы, которые позволят ему начать новую жизнь, и только человеческое милосердие свидетельствует здесь, на земле, о той высшей Милости, которая не знает предела и конца.

 

В. Верующие и современный мир

36. Жизнь для всех, справедливость для всех, свобода для всех, братство для всех - таковы общечеловеческие ценности, которые, являясь одновременно ценностями религиозными, делают возможным участие верующих в решении проблем современного общества. Несмотря на некоторые фундаментальные доктринальные расхождения, касающиеся путей постижения божественной тайны и миссии пророков в истории, у наших религий достаточно общих оснований, чтобы признать необходимым служение всему человечеству во имя самой веры в «диалоге ценностей» , которому мы должны отдавать все свои силы. На II Ватиканском соборе все эти объединяющие нас моменты были вынесены на рассмотрение христиан в документе, озаглавленном Церковь в современном мире,1201 который отстаивает абсолютное достоинство человека, живущего по законам Божьим, а также принципы уважения к жизни, справедливости, равенства, свободы как неотъемлемую часть прав современного человека.

37. В начале этого документа нам, верующим, напоминают о «современном состоянии человечества»: его надеждах и разочарованиях, изменениях в психологической, нравственной и религиозной сферах, новых противоречиях, универсальных устремлениях людей, самых глубоких вопросах, их волнующих. Приоритет в нем отдается трем общим темам: достоинству человеческой личности, единству человечества и расширению масштабов человеческой деятельности в мире. Осознавая достоинство человеческой личности и ее многочисленные противоречия, верующие напоминают всем о достоинстве разума, цель которого - истина и мудрость, о нравственном самосознании, цель которого - свобода и справедливость, и соглашаются вести диалог с любыми представителями современного атеизма. Говоря о человеческом обществе, верующие настаивают на коллективном характере призвания человека. Это подразумевает взаимозависимость человека и общества, приоритет общего блага, уважение и любовь к человеку, уважение к оппоненту и противнику, изначальное равенство всех людей, неприятие этики сугубого индивидуализма. Будучи убеждены в ценности человеческой деятельности, верующие должны уважать реальности этого мира и помогать обществу развиваться согласно плану Божьему вплоть до самого его конца, когда они чают увидеть «новое небо и новую землю» (Откр 21:1).

 

Г. Достоинство земных ценностей

38. Далее вниманию христиан было предложено несколько актуальных проблем, которые также могли бы стать общей нивой для деятельности всех верующих. Первая проблема - брак и семья: святость брака и семьи, значение супружеской любви, брак и продолжение рода, уважение к человеческой жизни начиная с самого ее зарождения, назначение женщины и ее самореализация. Вторая проблема - подъем культуры: вера и культура, соотношение различных ценностей внутри культур, признание права всех на культуру, возможности интеграции культур. Третья затрагивает социально-экономическую сферу: развитие экономики во благо человека, устранение социально-экономических диспропорций; социальная справедливость и проблема занятости, участие в предпринимательстве и организация экономики, частная собственность и всеобщее благосостояние, природные богатства как достояние всего человечества; четвертая - политическая жизнь общества: участие всех граждан в жизни страны через демократические институты, защищающие свободы, перечисленные ранее. Пятая - сохранение мира и построение сообщества наций: противодействие развязыванию войн или их «гуманизация», когда в силу человеческого греха они становятся неизбежными; борьба за ядерное и всеобщее разоружение, поддержка международного сотрудничества во всех областях (экономической, социальной и культурной) и развитие международных институтов.

 

Заключение

39. Действуя таким образом ради жизни, справедливости, свободы и братства, верующие, возможно, смогут доказать сегодня потребность в человеческих усилиях и состоятельность своей веры в Бога: они не могут призывать Бога как Творца и Спасителя всех людей, если отказываются относиться к людям по-братски. Христиане повторяют, что «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (I Ин 4:20); «...станем любить не словом и языком, но делом и истиною» (I Ин 3:18). Мусульмане тоже прекрасно сознают, что от них требуется действовать согласно их вере: «Действуйте, и увидит ваше дело Бог и посланник Его и верующие!» (Коран 9: 105). Таким образом, у христиан и мусульман есть, очевидно, точки соприкосновения как в вопросах веры, так и в вопросах практической деятельности: именно поэтому важно хорошо уяснить, в какой мере религия служит каждой из двух сторон «идеологией жизни» и в какой мере вера в Бога побуждает верующих полностью посвятить себя делу социальной справедливости. Борясь с предрассудками и непониманием, они смогут лишний раз убедиться, что многое их уже объединяет. Для этого было бы желательно, чтобы верующие прислушались к тому, что Бог говорит им сегодня, и расширили рамки своего служения ближним во славу Божью и во благо людям: тогда они услышат обращенные к ним слова Псалмопевца: «Блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого в сердце стези направлены к Тебе» (Пс 83:6).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|