|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ГЛАВА ВТОРАЯ

ДВА ВЗГЛЯДА НА НОВЫЙ КАТЕХИЗИС

 

Другие религии в Катехизисе

*

Размышления мусульманина


Майкл Л. Фицджералд103

ДРУГИЕ РЕЛИГИИ В КАТЕХИЗИСЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ104

ВВЕДЕНИЕ

 

Вне Церкви нет спасения - так гласит заголовок параграфа 846 Катехизиса Католической Церкви (далее - ККЦ)105. Это утверждение часто повторялось отцами Церкви, однако вполне правомерен вопрос, как его следует понимать106. Согласно Катехизису, в положительном смысле это утверждение означает, что вся полнота спасения исходит от Христа - Главы, через Церковь - Его тело. Далее приведена цитата из Догматической Конституции о Церкви, одного из наиболее важных документов II Ватиканского собора, с целью показать необходимость Церкви для спасения:

«Один только Христос есть Посредник и Путь ко спасению, и Он присутствует для нас в Своем Теле, которое есть Церковь. Прямо настаивая на необходимости веры и крещения (ср. Мк 16:10; Ин 3:5), Он вместе с тем подтвердил и необходимость существования Церкви, в которую люди входят через крещение, словно через двери. Поэтому не могут спастись те люди, которые, зная о том, что кафолическая Церковь, основанная Богом через Иисуса Христа, необходима, все же не желают войти в нее или оставаться в ней» (LG, 14).

Это, на первый взгляд, совершенно бескомпромиссное утверждение смягчается указанием на тех, кто не по своей собственной вине не знает Христа или Церкви (847). В подтверждение приводится цитата из того же документа:

«А те, кто не по своей вине не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремится исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, могут обрести вечное спасение» (LG, 16).

В следующем параграфе приведена цитата из документа II Ватиканского собора о миссионерской деятельности Церкви, которая говорит о том, что Бог известными лишь Ему одному путями может вести людей к вере, необходимой для спасения. Тем не менее на Церковь «возложена обязанность - а вместе с тем и священное право - распространять Евангелие» (AG, 7) среди всех людей (848).

В этих трех коротких параграфах ККЦ, по-видимому, стремится подтвердить необходимость Церкви для спасения и одновременно высказать предположение о том, что она может быть необязательной107. Катехизис не объясняет, в чем именно заключается отсутствие вины и что означает в действительности «знать» Евангелие и Церковь. Нет в этих параграфах упоминания о других религиях. Речь о них идет в предшествующих параграфах, приступив к анализу которых следовало бы уяснить место других религий в контексте Катехизиса в целом. Рассмотрев раздел ККЦ, посвященный этим религиям, свяжем формулировки, которые их касаются, с остальной частью Катехизиса. Хотя время от времени мы и будем делать подобные сопоставления, наша основная задача - раскрыть действительное содержание ККЦ, не пытаясь разобраться в том, о чем Катехизис умалчивает, или о чем он мог бы сказать.

ОБЩИЙ КОНТЕКСТ

За Прологом, где дано объяснение необходимости передачи вероучения, а также характера Катехизиса и порядка его использования, следуют четыре части. Первая часть касается исповедания веры, в ней дано разъяснение христианского вероучения согласно католической традиции. Вторая часть посвящена прославлению христианской тайны, литургии и таинствам. Третья часть раскрывает значение жизни во Христе, нравственные принципы христианской веры. Четвертая часть говорит о христианской молитве.

Отношение Церкви к другим религиям рассматривается в первой части, в разделе о Церкви. Вся первая часть основывается на Апостольском символе веры, называемом так «потому, что он совершенно обоснованно считается верным изложением апостольской веры» (194). Символ состоит из двенадцати «членов», девятый из которых гласит: «Я верую в святую кафолическую Церковь».

Вначале ККЦ говорит о месте Церкви в божественном замысле. Он объясняет некоторые из имен, данных Церкви в Писании, - двор овчий, поле или нива Божья, Божье строения, Храм, вышний Иерусалим - имен, указывающих на различные аспекты Церкви (751-757). Затем Катехизис обращается к истокам, основанию и миссии Церкви. Здесь повторяется учение II Ватиканского собора: Церковь была возвещена в прообразах уже от начала мира; она была предуготована в истории израильского народа, основана во Христе, явлена в Святом Духе и обретет завершение в конце времен (ср. LG, 2), (759-769). Затем Церковь представляется как «тайна». Хотя она и существует в истории, тем не менее она выходит за рамки истории и превосходит ее. Поэтому на нее следует смотреть «глазами веры»(770).

Следующие параграфы говорят: о Церкви как народе Божьем, теле Христовом и храме Святого Духа (781-810); о Церкви как единой, святой, вселенской и апостольской (811-870) (именно здесь затрагиваются вопросы отношения Церкви к другим религиям); о членах Церкви и ее структуре (871-945), а также о Церкви как собрании святых (946-961), о Марии, Матери Христа и Матери Церкви (963-975).

ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИИ

Я верую во вселенскую Церковь108, утверждает символ веры. Но что же означает само слово вселенская? Указываются два его значения. Церковь является вселенской, поскольку «в ней присутствует Христос», и таким образом Церковь получает от Пего «полноту средств спасения» (АС, 6), (830). Однако Церковь является вселенской и потому, что Христос вверил ей миссию, обращенную ко всему роду человеческому:

«В новый Народ Божий призваны вес люди. Поэтому Народ этот, оставаясь единым и единственным, должен распространяться по всему миру и в продолжение всех веков, чтобы исполнилось предустановление воли Бога» (LG, 13), (831).

Это означает, что независимо от времени и места нахождения Церкви на земле она является вселенской, поскольку находится в общении с Церковью во всех остальных частях земли под покровительством Церкви Рима, первенствующей в любви (832-835). Кто же принадлежит к вселенской Церкви? Па этот вопрос, вынесенный ККЦ в качестве заголовка параграфа 836, дается ответ из того же документа о Церкви:

«К этому кафолическому единству Народа Божьего... призваны все люди. Ему по-разному принадлежат и предназначены109 и верные католики, и другие верующие во Христа, и, наконец, все люди в их совокупности, призванные Божьей благодатью ко спасению» (LG, 13), (836).

Заголовок параграфа 839 гласит: Церковь и нехристиане110. Вначале ККЦ цитирует еще один отрывок из Догматической конституции о Церкви, в котором содержится та же идея предназначения (ординации):

«Те, кто еще не принял Евангелия, различными путями предназначены Народу Божьему» (LG, 16), (839)111.

Два параграфа посвящены отношению Церкви к еврейскому народу. Утверждается, что «в отличие от других нехристианских религий, еврейская вера уже представляет собой ответ на Богооткровение в Ветхом Завете» (839). Таким образом, иудаизм выделяется как наделенный особой ролью в истории спасения. Хотя за Ветхим Заветом воспоследовал Новый Завет во Иисусе Христе, еврейский народ по-прежнему продолжает пользоваться особым статусом. Здесь цитируются слова апостола Павла об израильтянах, «которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти « (Рим 9:4-5), «ибо дары и призвание Божье непреложны» (Рим 11:29), (839-810).

Следующий параграф об отношении Церкви к мусульманам ограничивается цитатой из Конституции о Церкви:

«Спасительный Промысл объемлет тех, кто признает Творца, и среди них. в первую очередь, мусульман, которые, считая себя исповедующими веру Авраама, с нами поклоняются Богу единому, милосердному. Который будет судить людей в последний день» (LG, 16), (841)112.

В примечании дается также ссылка на 3-й параграф Nostra aetate (Декларации II Ватиканского собора об отношении Церкви к нехристианским религиям), в которой в действительности говорится намного больше об исламе и христианско-мусульманских отношениях, однако это не добавляет ничего существенного в богословском плане.

В заключение, обойдя молчанием буддизм и индуизм, которые упоминаются в Декларации Nostra aetate, ККЦ подчеркивает наличие связи между Церковью и другими религиями. Связь эта объясняется общим происхождением и общей судьбой рода человеческого (ср. NA, 1), (842). Церковь признает в других религиях поиски Бога, поскольку Бог есть источник жизни и Он хочет спасения всех людей. Церковь признает также все доброе и истинное в этих религиях, считая все это «приготовлением к Евангелию и даром Того, Кто просвещает всякого человека, чтобы он в конце концов имел жизнь» (LG, 16), (843). И все же здесь также выражено понимание того, что в религиозном поведении могут присутствовать ограничения и ошибки. Таким образом, Церковь рассматривается как место, где человечество должно обрести единство и спасение (844-845).

В связи с этим ККЦ, как бы подводя итоги рассмотрения параграфов, связанных с известным положением extra ecclesiam nulla salus, приходит к утверждению: Миссионерство ~ требование, вытекающее из вселенского характера Церкви (заголовок раздела, включающего параграфы 849-856). Имеет смысл обратить внимание на мотивацию этой миссии:

«Те, кто повинуется влиянию Духа истины, уже идут по пути спасения; но Церковь, которой эта истина вверена, должна выходить навстречу их желанию, чтобы нести ее им. Она должна миссионерствовать, потому что верует во вселенский замысел спасения» (8.51).

Истинная мотивация стремления Церкви к миссионерству - любовь Бога ко всем людям. Это означает, что, исполняя свою миссию, Церковь:

«...идет вперед вместе со всем человечеством и, разделяя с миром одну и ту же земную участь, является закваской и душой человеческого общества, которое должно обновиться во Христе и преобразиться в семью Божью» (GS, 40.2), (854).

Таким образом, миссионерская деятельность Церкви подразумевает уважительный диалог с теми, кто еще не принял Евангелия. Верующие (очевидно, что этим термином обозначаются христиане) сами могут получить пользу от такого диалога, начиная лучше понимать «все то истинное и благодатное, что прежде уже было у народов как некое скрытое присутствие Божье» (AG, 9), (856).

ККЦ уделяет немного внимания другим религиям. Для того чтобы завершить картину, приведем упоминания о них, содержащиеся в остальной части Катехизиса.

ВЕРА В БОГА

ККЦ начинается с определения веры. Он открывается главой, посвященной «способности человека принять Бога» (лат. homo сарах divine), в которой говорится, что жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом и для Бога. Поэтому Бог непрестанно притягивает, влечет человека к Себе (27). Следует подчеркнуть, что ККЦ говорит здесь в общем, обо всех людях, а не только о христианах. Это стремление к Богу, поиск Бога находит свое выражение как в прошлом, так и в наши дни в верованиях и религиозном поведении людей (молитвах, жертвоприношениях, в различных формах поклонения, размышлениях и т.д.). Несмотря на проявляющуюся подчас неопределенность, они ясно показывают, что человек является существом религиозным (выделено в тексте) (28).

Таким образом, Бог непрестанно призывает всех людей искать Его (30). Это подразумевает позитивное отношение к способности человеческого разума познать Бога:

«Защищая способность человеческого разума познать Бога, Церковь выражает веру в то, что можно говорить о Боге всем людям и со всеми людьми. Это убеждение - отправная точка ее диалога с другими религиями, с философией и науками, а также с неверующими и атеистами» (39).

Может показаться достаточно странным, что религии здесь ставятся в один ряд с философией, наукой и в какой-то степени с атеизмом, однако ККЦ не утверждает, что диалог во всех этих случаях одинаков.

В следующей главе говорится о путях Бога к людям. Эта тема сопровождается обсуждением идеи откровения. Отмечается, что Бог открывает Себя постепенно, в соответствии с божественной педагогикой (53, ср. 199); при этом упоминаются разные этапы этого Откровения. Бог свидетельствует о Себе Самом уже в творении мира Словом. В начале творения Он открыл Себя нашим прародителям (54). Он заключил завет с Ноем в ответ на то разрушение целостности, которое было вызвано грехопадением. Завет с Ноем является выражением божественного домостроительства, обращенного к «народам», то есть к людям, объединенным «по языку своем, по племенам своим, в народах своих» (Быт 10:5), (56). По причине греха этот завет с единым Богом находится под угрозой многобожия и идолопоклонства (57), и все же завет с Ноем действует до тех пор, пока продолжаются языческие времена, до повсеместного возвещения Евангелия (58). ККЦ не объясняет, что подразумевается под повсеместным возвещением Евангелия. Далее Катехизис говорит о призвании Авраама, о завете с народом Израиля, а затем - о пришествии Христа, «единственном, совершенном и непревосходимом Слове Отца» (65).

Хотя ККЦ нигде этого явно и не отмечает, можно сказать, что, поскольку завет с Ноем не был отменен последующими заветами, содержащееся в нем откровение также сохранило свою силу. Тем не менее Иисус Христос есть Посредник и Полнота всего Откровения (название Третьего раздела, 65-67). Следовательно, не может быть еще одного нового общего откровения. И все же, несмотря на то, что Откровение во Христе было завершено, оно не было полностью раскрыто. Поэтому христианин должен возрастать в своем знании и понимании Откровения (66). При этом высказывается следующее предостережение:

«Христианская вера не может принять «откровений», претендующих превзойти или исправить Откровение, завершение которого - Христос. Подход некоторых нехристианских религий, а также некоторых недавно возникших сект основывается именно на таких «откровениях» (67).

В следующих разделах о передаче божественного Откровения (74-100) и Священном Писании (101-141) не содержится упоминаний о других религиях и их священных книгах. Вероятно, это связано с тем, что истинное Откровение, начинающееся с заглавной буквы, ограничивается тем Откровением, которое нашло свое исполнение во Христе. Сходным образом, говоря об ответе человека на призыв Бога, Катехизис сосредоточивает все свое внимание на вере христиан. И все же утверждение, что «для христианина верить в Бога неотделимо означает верить в Того, Которого Он послал» (151), вероятно, означает, что христианин должен принять существование других форм веры.

ТВОРЕЦ

Один из «членов» символа веры говорит о Боге как Творце. Здесь сказано, что сотворение есть основа всех спасительных планов Божьих, начало истории спасения (280). При этом упоминаются многочисленные мифы о начале мира, порожденные религиями и древними культурами. Христианская вера с самого начала противостояла этим взглядам (285). Таким образом, хотя люди и могут найти ответ на вопрос о происхождении вселенной, Бог уже открыл истину сотворения (286-287). Несмотря на это, здесь сохраняется тайна:

«Мы твердо верим, что Бог - Владыка мира и истории. Но пути Его Провидения нам часто неведомы. Лишь в конце, когда истечет срок нашего частичного познания... станут нам полностью ведомы пути, которыми... Бог ведет свое творение к отдохновению этой окончательной Субботы113 (выделено в тексте)» (314).

Здесь другие религии не упоминаются, однако это утверждение явно оставляет открытой возможность того, чтобы они играли собственную роль в Божьем замысле о Своем творении.

Говоря так о человеке, сотворенном по образу Божьему, ККЦ использует, в сущности, универсальную терминологию. Божьей благодатью человек призван к союзу с Творцом, чтобы в вере и любви дать ответ, который не мог бы дать никто другой (357). Катехизис настоятельно утверждает здесь единство рода человеческого благодаря его общему происхождению (360). Поэтому закон солидарности и милосердия, не исключая богатого разнообразия личностей, культур и народов, утверждает нас в том, что все люди - воистину братья (361). Здесь опять же, разумеется, специально не указываются различия между религиями, однако религия включается сюда как часть культуры.

ИИСУС ХРИСТОС И ЦАРСТВО БОЖЬЕ

Едва ли следовало ожидать, что вопрос о других религиях будет затрагиваться или приниматься во внимание при объяснении более специфически христианских членов символа веры. И все же, говоря об Иисусе Христе, ККЦ упоминает о проповеди Царства Божьего:

«Все люди призваны войти в Царство Божье. Возвещенное сначала сынам Израиля, это мессианское Царство предназначено принять (accueillir) людей со всех концов света» (543).

Это Царство принадлежит прежде всего бедным и малым мира сего (544). Следует признать, хотя ККЦ этого прямо и не утверждает, что они встречаются вовсе не только среди исповедующих веру в Иисуса Христа.

Вопрос о Царстве поднимается вновь при объяснении вероучения Церкви114. Церковь - это народ Божий, однако собирание народа Божьего начинается сразу же после катастрофы, вызванной грехопадением. Это воссоединение тайным образом подготовляется во всех народах, «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10:35). Вне всякого сомнения, это относится к представителям разных религий. «Все праведные, начиная от Адама, 'от Авеля праведного до последнего избранного', будут собраны у Отца во Вселенской Церкви» (LG, 2), (769).

Иисус проповедует пришествие Царства Божьего (763). Его ученики, составляющие «малое стадо», суть семена и начало Царства. Они образуют общину, которая сохранится в качестве организованной структуры вплоть до полного завершения Царства (765), и это - Церковь. Таким образом, Церковь рассматривается как «своего рода таинство», как «знамение и посредник глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого» (LG, 1), (775). Это показывает, что Церковь - не наше современное представление, но то, что нам еще предстоит исполнить.

Здесь можно было бы упомянуть об одном принципе католического богословия, выходящем за пределы того, что утверждает ККЦ. Он гласит: «Бог не связан Своими таинствами». Другими словами, хотя Бог и решил сообщить о Своей жизни людям посредством таинств, он волен сообщать им о Себе также и другими путями. Таким образом, если рассматривать Церковь тоже как таинство, этот принцип может быть применен и в этом случае. ККЦ цитирует Декрет об экуменизме II Ватиканского собора:

«Лишь через Католическую Церковь Христову, представляющую собою всеобщее орудие спасения, можно получить всю полноту спасительных средств» (UR, 3), (816).

Во французском тексте выражение «всеобщее орудие спасения» передано словами moyen général de salut, в латинском - generale auxilium salutis. Это дает повод предположить, что существуют и другие средства спасения, что подтверждается следующим параграфом:

«Более того, вне зримых пределов Католической Церкви существуют многие элементы освящения и истины « (819).

Эти слова имеют прямое отношение к другим христианским Церквам, однако их можно распространить шире - на другие религии.

ТАИНСТВА

Вторая часть ККЦ, в которой подробно обсуждаются таинства, снова затрагивает вопрос об «элементах благодати» в других религиях. Утверждается, что, согласно божественной педагогике, значение знаков и символов, используемых при совершении таинств, укоренено в деле Творения и в человеческой культуре, уточнено в ветхозаветных событиях и открывается во всей полноте в личности и деле Христа (1145), ибо люди нуждаются в знаках и символах, чтобы общаться друг с другом и с Богом (1146). Далее содержится еще одно упоминание о других религиях:

«Великие религии человечества свидетельствуют - часто очень впечатляюще, об этом космическом и символическом смысле религиозных обрядов. Литургия Церкви принимает, включает в себя и освящает элементы творения и человеческой культуры, облекая их достоинством знаков благодати, нового творения в Иисусе Христе» (1149).

Здесь в достаточно уважительной форме выражена идея завершения и исполнения, которые обретаются через христианство. Далее говорится:

«Тайна Христа... должна быть проповедана во всех культурах, прославлена и войти в их жизнь - так, чтобы их не упразднить, но служить их искуплению и совершенству» (1204).

Одно из таинств, признаваемых Католической церковью, - таинство брака. ККЦ утверждает:

«Брак является не чисто человеческим институтом, несмотря на многочисленные изменения, которым он подвергался в течение веков в разных культурах, социальных структурах и духовных укладах» (1603).

Использование здесь понятия «духовные уклады» (attitudes spirituelles) достаточно странно. Возможно, оно включает не только другие религии, но и установки христиан, не согласных с католической традицией. Текст параграфа продолжает:

«Тем не менее во всех культурах существует некое сознание величия брачного союза» (1603).

Поднимается вопрос о браке между христианами разных традиций (смешанные браки) и о браках между христианами и теми, кто не принадлежит к христианской вере (различие в вере)115. Если смешанные браки требуют особого внимания со стороны супругов и их пастырей, случаи браков между людьми разных религий требуют еще более осторожного подхода (1633). В связи с этим отмечается:

«Принадлежность к различным вероисповеданиям может еще более осложнить эти трудности. Разногласия, касающиеся веры и самой концепции брака, а также различия в религиозном образе мышления могут послужить источником напряженности в браке - в частности, по поводу воспитания детей. И в этом случае может возникнуть искушение религиозного безразличия» (1634).

И все же такие браки не запрещены. При этом тому из супругов, кто является католиком, лишь напоминается, что он (она) имеет особую обязанность: способствовать освящению супруга, не разделяющего христианскую веру. Если это приведет к свободному обращению супруга в христианскую веру, то станет большой радостью для супруга-христианина и для Церкви (1637).

НРАВСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Третья часть ККЦ посвящена Жизни во Христе, однако начинается она словами о человеческом призвании. Здесь содержатся утверждения, принципиально важные для современного общества, для которого характерен религиозный плюрализм.

«Каждый человек, созданный по образу Божьему, обладает естественным правом на признание за ним свободы и ответственности... Право на пользование свободой - требование, неотделимое от достоинства человеческой личности, особенно в плане моральном и религиозном» (1738).

При этом внимание привлекается к примату совести:

«В глубине своей совести человек открывает закон, который не сам он себе дал, но коему он должен повиноваться... Ведь в сердце человека - написанный Богом закон» (GS, 16), (1776).

Далее:

«Слушая голос совести, мудрый человек может услышать голос говорящего с ним Бога» (1777).

Вне всякого сомнения, это относится ко всем людям, независимо от того, к какой религиозной традиции они принадлежат.

Примат совести имеет важные последствия для общества:

«Во имя общего блага, власти обязаны уважать неотъемлемые и фундаментальные права человеческой личности... Ими являются 'право поступать согласно верным правилам собственной совести, право на защиту своей частной жизни и на справедливую свободу, в том числе и в религиозных вопросах'« (GS, 26.2), (1907).

Следовательно:

«Любая форма дискриминации, затрагивающая основные(...) права личности по признаку пола, национальной принадлежности, цвету кожи, социальному положению, языку или религии, должна быть преодолена и устранена как противная Божьему Замыслу» (GS, 29.2) (1935).

РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА

Для христианина жить во Христе означает, прежде всего, следовать Десяти Заповедям. Первая из них касается почитания Бога. Здесь опять возникает вопрос о свободе вероисповедания:

«Все люди обязаны искать истину, особенно в том, что касается Бога и Его Церкви, и, познав ее, принять ее и хранить» (DH, 1)... «Это не противоречит «искреннему уважению» к разным религиям, «которые... нередко доносят луч Истины, просвещающей всех людей» (NA, 2) (2104).

Человек обязан почитать Бога истинным и искренним образом, и эта обязанность касается как его индивидуальной, так и общественной жизни. Поэтому:

«Социальный долг христиан состоит в том, чтобы уважать и пробуждать в каждом человеке любовь к истине и добру. Он требует знакомить других людей с исповеданием единой истинной религии, которая пребывает в католической и апостольской Церкви» (ср. DH, 1), (2105)116.

Рассматриваются также и следствия такой позиции:

«В религиозных вопросах никто не должен быть принуждаем действовать против своей совести... как в частной жизни или публично, в одиночестве или совместно с другими» (DH, 2) (2106).

Необходимо принимать во внимание и государство:

«Если с учетом особых условий, в которых живут те или иные народы, в правопорядке общества дается особое гражданское признание какой-то одной религиозной общине, то необходимо, чтобы вместе с тем право на религиозную свободу признавалось за всеми гражданами и религиозными общинами и при этом соблюдалось» (DH, 6) (2107).

Далее, объясняя Четвертую Заповедь - обязанность почитать своих родителей, которая здесь расширяется и включает в себя уважение к власти, ККЦ ставит вопрос о многообразии религий под другим углом зрения. В Катехизисе говорится, что более благосостоятельные страны должны настолько, насколько это возможно, принимать у себя иностранца, нуждающегося в защите или жизненно необходимых материальных средствах (2241). Здесь ничего не сказано об обязанности граждан этих стран позволить иностранцу исповедовать свою собственную религиозную традицию. Лишь заявляется, что иммигрант должен с уважением и благодарностью относиться к материальному и духовному наследию принимающей его страны (2241).

МОЛИТВА

ККЦ завершается прекрасным объяснением христианской молитвы. Здесь опять же Катехизис идет от общего к частному. Сначала подчеркивается, что, поскольку все люди стремятся к Богу, это стремление естественным образом выражается в молитве. Все религии свидетельствуют об этом искании Бога, неотъемлемо присущем человеку (2566). И все же в действительности инициатива исходит от Самого Бога:

«Бог, живой и истинный, неустанно призывает каждого человека к таинственной встрече в молитве. Это действие любви верного Бога всегда оказывается в молитве на первом месте, а действие человека - всегда ответ» (2567).

Катехизис отмечает, что вдохновение для молитвы дает людям творение, например предложение первых плодов. Здесь упоминается жертвоприношение Ноя, принятое Богом, потому что оно было принесено от самого сердца, праведного и непорочного. ККЦ утверждает:

«Это качество молитвы испытано многими праведниками во всех религиях» (2569).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда папа Иоанн Павел II распорядился обнародовать ККЦ, предварительно им утвержденный, он заявил, что этот Катехизис должен быть принят как «изложение веры Церкви и католического учения, освещенных Священным Писанием, Апостольским Преданием и Учительством Церкви».

Он признал его «как верную норму преподавания веры»117.

Хотя ККЦ и представляет собой довольно объемный том, но не охватывает всех вопросов. Он не рассматривает подробно проблему многообразия религий и ее значения для Церкви. Тем не менее Катехизис в полной мере отражает учение II Ватиканского собора о праве на религиозную свободу, а потому может служить в качестве практического руководства во взаимоотношениях людей разных религиозных убеждений.

ККЦ вовсе не является последним словом, после которого можно поставить точку. Как напомнил сам папа, он основывается не только на Писании и Традиции, но и на Учительстве, которое всегда претерпевает развитие и изменение, поскольку возникают новые обстоятельства, а также потому, что Церковь достигает более полного понимания своей природы и своей миссии. Вполне возможно, что в следующем катехизисе будет сказано намного больше об отношениях Церкви с другими религиями.

Перевод с английского Константина Бурмистрова

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|