|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

1. О том, что эта кажимость во всесовершенном Боге есть совершенная истина

Прежде всего, считаю необходимым заранее предполагать, что любая кажимость, какую мы можем наблюдать на нашей иконе Бога, будет истиннее в истинном взоре Бога. В самом деле, Бог, вершина всякого совершенства и величие, превосходящее всякий помысел, потому и именуется Θεός,2 что все видит. Если нарисованные глаза могут казаться глядящими на все и на каждое, то, поскольку такое приличествует совершенству зрения, истина должна в неменьшей мере обладать таким свойством на самом деле, чем наша икона с ее кажимостью - кажущимся образом. Зная, что у одного из нас зрение острее, чем у другого, что один едва различает близкое, другой видит далекое и один высматривает цель медленно, другой быстрее, мы никак не можем сомневаться, что абсолютное зрение, от которого всякое зрение у всех видящих, превосходит всякую остроту, всякую быстроту и силу всех как действительно что бы то ни было видящих, так и могущих увидеть. Задумавшись об абсолютном зрении, которое я отделяю умом от всех и всяческих органов зрения, и сообразив, что это абсолютное зрение в своем конкретном бытии, как оно присуще разным видящим, привязано к времени и сторонам света, к условиям отдельных предметов и так далее, тогда как, наоборот, в своей абсолютности это зрение от всех таких обстоятельств отрешено и освобождено, я начинаю прекрасно понимать, что сущности зрения вовсе не обязательно принадлежит поочередность и неодинаковость видения, пускай в своей конкретной ограниченности каждое зрение и неспособно, обратившись к одному, видеть другое или абсолютно все. А Бог - он поистине безграничное зрение, и мы в своем интеллекте должны представлять его ничуть не меньшим, чем абсолютное зрение, а наоборот, чем-то безмерно большим! Поэтому кажущееся всевиденне нашей иконы далеко еще не достигает высоты всепревосходящего божественного зрения. Во всяком случае, нечего сомневаться, что кажимость, какую являет изображение, недостижимо поднимается и становится бытием в абсолютном зрении,


2. О том, что абсолютное видение охватывает все способы видения

Вспомни потом, как колеблется зрение у видящих от разнообразия их ограниченной конкретности. Наше зрение зависит от состояний и органа зрения, и души; человек смотрит то любовно и радостно, то скорбно и гневно, то по-детски, то мужественно, то со старческой важностью. Но зрение, свободное от всякой ограниченности, как точнейшая мера и истшшейший прообраз всевозможных зрений вместе и сразу вбирает в себя все способы видения и каждый в отдельности, ведь без абсолютного зрения не может быть конкретно ограниченного. Абсолютное зрение свернуто заключает в себе все способы видения, причем все так, что и каждый в отдельности, но от всякого разнообразия остается совершенно свободным: в абсолютном зрении все способы его конкретизации существуют без ограничения и всякое ограничение зрения коренится в абсолютном, потому что абсолютное - это ограничение ограничений, неограниченное ограничение, где простейшее ограничение совпадает с абсолютным. А без такого ограничения нет ничего конкретного, так что абсолютное видение присутствует во всяком зрении, поскольку всякое зрение им конкретизуется и без него совершенно не может существовать.


3. Все, что ни говорится о Боге, реально не различно

Заметь себе, соответственно, что все говоримое о Боге реально из-за высшей простоты Бога различаться не может, хотя мы все на новых и новых основаниях даем Богу все новые и новые наименования. Как абсолютное основание Бог свертывает в себе все основания любых мыслимых оснований. Поэтому хотя мы приписываем Богу зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство, рассудок, интеллект и подобное на основании разных значений именующих его слов, однако зрение не отличается в нем от слуха, вкушения, обоняния, осязания, чувства и понимания. Из-за этого говорится, что вся теология сводится к кругу3, поскольку один атрибут оказывается истинным предикатом всякого другого: и обладание у Бога есть бытие, и его движение есть постоянство, и бег - покой, и так далее в отношении всех атрибутов. Мы, правда, на разных основаниях приписываем ему движение и постоянство, однако он - то абсолютное основание, в котором всякое различие есть единство и всякое разнообразие есть тождество, так что различие оснований, которое в нашем понимании различия отлично от тождества, в Боге существовать не может.


4. О том, что видение Бога именуется промыслом, благодатью и вечной жизнью

Теперь подойди, монах и созерцатель, к нашей иконе Бога и сперва встань на восток от нее, потом на юг и, наконец, на запад. Взгляд иконы одинаково следит за тобой отовсюду, не оставляя Тебя, куда бы Ты ни пошел, и в тебе пробуждается раздумье, приходят нежданные мысли, и Ты говоришь: Господи, здесь, в этом Твоем изображении, я вижу и осязаемо переживаю твой промысел; ведь если Ты не оставляешь меня, ничтожнейшего из всех, то Ты никогда не оставишь никого! Ты так же присутствуешь во всем и в каждом, как во всем и в каждом присутствует бытие, без которого ничего не может быть, причем Ты, абсолютное бытие всего, присутствуешь в каждом так, словно ни о ком другом у Тебя и заботы нет. Из-за этого и выходит, что нет вещи, которая не предпочитала бы своего бытия другим и свой образ существования - образам существования всех других, настолько опекая это свое бытие, что скорее даст пойти в погибель всякому другому бытию, чем собственному: это Ты, Господи, так смотришь за каждым существованием, что ни по чему в своем бытии оно и представить не может, чтобы у Тебя была еще какая-то забота, кроме одного лишь его наибольшего благополучия, будучи уверено, что все существующее только для того и существует, чтобы служить наивысшему благу его, единственного, раз Ты за ним смотришь. И никак, никаким воображением Ты, Господи, не даешь мне представить, что Ты любишь что-то другое больше, чем меня, потому что ведь одного лишь меня никогда не оставляет твой взор, а поскольку где глаз, там и любовь, то я и убеждаюсь в Твоей любви ко мне, раз глаза твои всегда пристально смотрят на меня, Твоего малого раба.

Твое видение есть любовь, Господи, и, как твой взгляд внимательнейше следит за мной, никогда от меня не отвращаясь, так и твоя любовь; а раз твоя любовь всегда со мной, причем любовь твоя - не иная, чем Ты сам, любящий меня, то, значит, и Ты, Господи, всегда со мной. Ты не оставляешь меня, Господи, Ты повсюду хранишь меня, тщательнейше заботясь обо мне. Твое бытие, Господи, не покидает моего бытия; я постольку есть, поскольку Ты со мной. Но Твое бытие есть твой взгляд, и поэтому я существую, поскольку Ты на меня смотришь, а если отвернешься от меня, мое существование сразу прекратится. Впрочем, я знаю, что твой взор есть та высшая благость, которая не может не сообщать себя всякому способному вместить, и поэтому Ты никогда не сможешь меня оставить, пока я способен Тебя принимать. Мое дело поэтому всегда стараться вместить Тебя больше и больше, а я знаю, что способность вместить, дающая единение с тобой, есть подобие тебе; неспособность вместить бывает от неподобия, так что, если в меру всей моей возможности я сделаю себя подобным Твоей благости, соразмерно степени подобия я буду способен вместить твою истину4. Ты, Господи, дал мне бытие, и такое, что оно само может постоянно делать себя все более способным вместить твою благодать и благость. Эта сила, которая у меня от Тебя и в которой я имею живой образ Твоей всемогущей силы, есть свободная воля (libera voluntas). Ею я могу или расширять, или ограничивать способность вместить твою благодать - расширять через верность Твоему образу, пытаясь быть добрым, потому что Ты добр, пытаясь быть праведным, потому что Ты праведен, пытаясь быть милостивым, потому что Ты милостив, обращая все свои порывы только к тебе, потому что весь твой порыв обращен только ко мне, неотрывно глядя только на Тебя и никогда не отвращая от Тебя очи ума, потому что Ты обнимаешь меня своим неотступным видением, посвящая одному тебе свою любовь, потому что Ты, сама любовь, одному мне посвящен.

И что такое жизнь моя, Господи, если не те объятия, которыми любовно охватила меня сладость Твоего избрания? Я бесконечно люблю свою жизнь, потому что Ты сладость моей жизни. И вот, словно в зеркале и символе5, я созерцаю в иконе вечную жизнь: она то блаженное видение, которым Ты неустанно вглядываешься в глубины моей души, и это Твое видение есть не что иное как животворчество, не что иное как постоянный дар Твоей сладостной любви, постоянное воспламенение моей любви к тебе, разожженной этим даром, и питание этим пламенем, и разгорание желаний от этой пищи, и упоение росой блаженства среди пламени, и приникание в этом питье к источнику жизни, и возрастание в нем, и обретение вечности, и приобщение к Твоему бессмертию, и получение в дар недостижимой славы вышнего и величайшего царства, и участие в том наследии, которое принадлежит только сыну, и вступление в обладание вечным счастьем. Здесь источник всех наслаждений, каких только можно желать. Ничего лучшего не только человек или ангел не могут помыслить; ничего лучшего и не может быть никаким способом бытия: ведь это сама абсолютная максимальность всякого разумного желания, больше которой не может быть.


5. О том, как видение есть вкушение, искание, милосердие и действие

Как велико изобилие Твоей сладости, которую Ты хранишь для боящихся Тебя! В тебе сокровище неисчерпаемой, возвышающей радости; ведь вкушать твою сладость значит на деле, осязаемо познавать блаженство всего желанного в его источнике, значит прикасаться к основанию всего, чего только можно хотеть, постигая твою премудрость. И видеть абсолютное основание, основание всего, есть то же самое, что вкушать Тебя всем существом, потому что Ты сама сладость бытия, жизни и ума.

Что такое Твое видение, Господи, когда Ты смотришь на меня любящим взором, как не видение Тебя мною? Глядя на меня, Ты, Бог сокрытый, даешь мне видеть Тебя. Человек может Тебя видеть лишь настолько, насколько Ты дашь ему Тебя видеть, и видение Тебя есть не что иное, как видение тобой видящего Тебя. На этом Твоем образе я вижу, как готов Ты, Господи, показать свое лицо всем ищущим Тебя: никогда не закрываешь глаз, никогда не отворачиваешься, и, хоть я отворачиваюсь от Тебя, когда полностью поглощен чем-то другим, Ты все равно не меняешься в своем взоре. Если Ты не смотришь на меня очами благодати, причина тому я сам, потому что сам проложил между нами разделение, отвернувшись от Тебя и обратившись к чему-то другому, что тебе предпочел. Но даже и здесь Ты ничуть не отвращаешься от меня; Твое милосердие следует за мной, ожидая, не захочу ли я когда-нибудь снова обратиться к тебе и снова вместить твою благодать: если Ты на меня не смотришь, это потому, что я не смотрю на Тебя, но отвергаю Тебя и пренебрегаю тобой.

О бесконечная милость, как несчастен всякий грешник, оставляющий Тебя, источник жизни, и ищущий Тебя не в тебе, а в том, что само по себе ничто и осталось бы ничем, если бы Ты не вызвал его из ничто! Как безнадежен тот, кто ищет Тебя,- ведь Ты и есть всякое благо,- но я своем искании отступает от Тебя и отворачивает глаза! В самом деле, всякий ищущий ищет только благо, и всякий, кто ищет благо, но отступает от Тебя, отступает от того, что ищет. Всякий грешник блуждает вдали от Тебя. Но стоит ему обратиться к тебе, Ты без промедления предстаешь ему, и он еще не взглянет на Тебя, как Ты уже с отцовской любовью устремляешь на него очи Твоего милосердия. И Твое милосердие есть не что иное, как Твое видение. Поэтому милосердие Твое следует за каждым человеком всю его жизнь, куда бы он ни пошел, как взор твой никого не оставляет; пока человек жив, Ты не перестанешь следовать за ним и мягким внутренним советом побуждать его, чтобы он оставил свои блуждания и обратился к тебе для счастливой жизни.

Ты, Господи, спутник в моих странствиях; куда я ни направлюсь, твой взор неотрывно следует за мной. Но ведь Твое видение есть Твое движение. Значит, Ты движешься вместе со мной и никогда не перестаешь двигаться, пока движусь я. Если я недвижим, и Ты со мной, если поднимаюсь, Ты поднимаешься, если нисхожу, Ты нисходишь. Куда я ни обращусь, Ты при мне, и во время скорби Ты не оставляешь меня. Когда бы я ни призвал Тебя, Ты рядом, потому что мой зов есть мое обращение к тебе; Ты не можешь покинуть того, кто обращается к тебе, да и никто не может к тебе обратиться без того, чтобы Ты еще раньше уже не был рядом: Ты со мной еще раньше, чем я к тебе обращусь; ведь не будь Ты рядом и не напоминай мне о себе, как бы я мог обратиться к тебе, неведомому, раз я совершенно ничего сам о тебе знать не могу?

Ты мой всевидящий Бог, но Твое видение есть действие; значит, Ты же все и делаешь! Так что не нам, Господи, не нам, но Твоему великому имени, Θεός, я пою вечную славу; все, что у меня есть, даешь Ты, да и удержать данное тобой я не смог бы, если бы Ты сам меня не хранил. Ты подаешь мне все; Ты Господь могучий и милостивый, потому что все даришь; Ты служитель, потому что все предлагаешь; Ты попечитель, Ты заботливый хранитель и защитник. И все это Ты делаешь одним своим простейшим взглядом, вовеки благословенный.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|