|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

«Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»
(Мф 5,7)

Во время этих реколлекций мы размышляли о различных свойствах Бога и прославляли их. Однако ни одно из них не является столь близким нам, как Его милосердная любовь. Истина о Божием Милосердии пронизывает до глубины весть Ветхого Завета, проявляясь особым образом в истории Богоизбранного Народа. Бог являет милосердие Своему Народу, и прежде всего в минуты его слабости и падений.

Милосердный Лик Бога наиболее полно был явлен в Иисусе Христе. Вспомним хотя бы Его притчу о блудном сыне или о милосердном самарянине. Необходимо помнить, что Он был всегда открыт нуждам каждого человека, несмотря на то, хранил ли тот заповеди или же был неправеден и отягощен многими винами. «Он принимает грешников и ест с ними», – говорили о Христе фарисеи (Лк 15,2). Пригвожденный ко Кресту, Христос являет милосердие даже своим палачам: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23,34).

Уверен, что каждому из вас знакомо изображение пастыря, несущего на плечах потерянную овцу. Естественно, там изображен Христос В катакомбах св. Каллиста в Риме есть фреска, которая представляет эту сцену. Разница в том, что на этой фреске у пастыря, несущего на плечах овцу, в руке еще ведро с молоком. Этот пастырь, выходя на поиск пропавшей овцы, хорошо знал, что она будет голодна и истощена. Поэтому, когда находит свою овцу, он не кричит на нее, но охотно дает ей пищу.

Христова Церковь являет всему миру Бога, «богатого милосердием». Как много есть людей, религиозно равно душных только потому, что они не знают, что Бог любит их. Многие из них сломлены и угнетены различными драматическими обстоятельствами жизни и в отчаянии повторяют: нет мне спасения. Им необходимо благовествовать Божие Милосердие, прощающее даже величайшие человеческие грехи и человеческую неверность. Необходимо молить Бога, чтобы потоки милосердия, исходящего из Христова Сердца, еще обильнее излились на нас. Сколь глубока молитва к Божию Милосердию, оставленная нам блаженной сестрой Фаустиной: «Предвечный Отче, приносим Тебе Тело и Кровь, Душу и Божество Возлюбленного Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа в умилостивление за наши грехи и грехи всего мира. Ради Его Страстей будь милостив к нам и всему миру».

Господь Иисус говорит: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6,36). Нелегко следовать этому призыву в мире, где преобладает насилие, испорченность, бесчестность и эгоизм. Хотим мы того или нет, но эти явления влияют также и на наше сознание и сказываются на нашем поведении. До тех пор, пока мы будем принадлежать этому миру, пока мы будем носить в себе его дух, до тех пор мы будем требовать компенсации за малейшее сделанное нами добро, а помощь ближнему будем ставить в зависимость от конкретных обстоятельств или заранее оговоренных условий.

Типичным грехом против любви к ближнему в наше время является равнодушие и бесчувственность. Особенно мы, призванные к священству, рискуем закрыться в нашем маленьком мирке психологической и духовной изоляции. Если это произойдет, человек станет относиться к другим людям отстранённо и потребительски, интересуясь ими лишь тогда, когда они нужны ему. Мы знаем из Писания, что таким было поведение Каина, который в ответ на вопрос: «Где Авель, брат твой?» цинично отвечает Богу: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт 4,9). Такова же позиция Навала, отказавшего в помощи Давиду и его слугам: «Кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев?.. Неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо... и отдать людям, о которых не знаю, откуда оникс (1 Цар 25,9-11).

Христос же ставит нам в пример милосердного отца из Евангельской притчи. С радостью обнимая блудного сына, он не упрекает его, не ставит условий, более того – устраивает в его честь пир. Иисус желает, чтобы и мы были великодушны в выражении милосердной любви. Он желает, чтобы мы любили всех и при любых условиях. Поэтому я должен непрестанно держать в памяти то, что являюсь Божиим даром для моего собрата, в своем роде даром единственным и незаменимым. Св. Августин писал: «Ничто так не близко человеку, как другой человек».

Если мы действительно желаем быть милосердными, то в первую очередь мы должны отдавать себе отчет в собственной слабости и ограниченности. Как часто мы попрекаем других людей, забывая, что сами вовсе не лучше, что обладаем теми же недостатками и вредными привычками! Некоторые делают это даже осознано, чтобы отвлечь внимание от собственных недостатков. Это напоминает историю с карманником, который, обокрав кого-то, первый бросается вперед, крича: «Держи вора!» и тем самым спасает собственную шкуру. В Первой Евхаристической Молитве есть такие слова: «И нам, грешным рабам Твоим, на безмерную милость Твою уповающим...». Если я честен, то, осознавая свои собственные слабости, я смогу быть милосерден по отношению к другому человеку.

Но, внимание! Существует определенная категория людей, которые очень требовательны к себе самим и впадают в панику всякий раз, когда не могут достичь совершенства С такими же критериями они подходят и к другим людям. Иногда мы слышим: он требователен к другим, но и к себе тоже. Я же думаю, что и самому себе стоит иногда оказать немного милосердия и понимания. В противном случае мы сделаемся черствыми, как хлеб, неделю лежащий на солнце, и кислыми, как уксус, а это противоречит духу Божьего Милосердия. Бог так говорит устами пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6,6).

Как известно, Катехизис традиционно перечисляет дела милосердия для души и для тела. Коротко остановимся на второй категории, ибо о делах милосердия для души мы уже говорили во время предыдущих размышлений. Св. Фома Аквинский, ссылаясь на 25 главу Евангелия от Матфея, перечисляет следующие дела: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, странствующего принять в дом, узника утешить, больного навестить, умершего предать погребению. Пусть никто не думает, что в качестве семинаристов или священников мы можем выборочно трактовать этот список, т. к. не все нам подобает и не на все у нас есть время. Пусть никто не думает, что сможет исполнить эти обязанности, поручая их кому-нибудь другому. Господь Иисус не предусматривает здесь никаких отступлений, никаких льгот, и не позволит подкупить Себя формулами молитвенных заклятий. Наоборот, поскольку речь идет о тех вопросах, которые были наиболее актуальны в Его время, мы должны соответствующим образом расширить сферу наших действий. Это макет быть, к примеру, помощь безработным, бездомным и эмигрантам, или забота о тех же наркоманах. Христос посылает нас также и к ним, говоря: « Гак как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,40).

Задай себе сегодня вопрос: «Встречая нуждающегося брата, вижу ли я в нем Иисуса? Действительно ли я чувствую Его присутствие? Или же я издалека обхожу Его, чтобы кто-нибудь меня случайно о чем-то не попросил? Отдаю ли я себе отчет в том, что тем самым отказываю в помощи Христу?» Необходимо время от времени вызывать в памяти сцену Страшного Суда, описанного Матфеем, и спрашивать самого себя: куда сегодня поместил бы меня Христос? К праведникам, узнавшим Его в нуждающихся, или же к тем, кто прошел мимо, будучи занят самим собою? Ибо нет ни малейшего сомнения в том, что у порога вечности Бог спросит с меня отчет в делах милосердия, совершенных мною в моей жизни. И как мы нуждаемся в визе, чтобы въехать в некоторые страны, так же и дела милосердия будут визой, которая нам позволит войти во врата рая.

Господь говорит, что бедных и нуждающихся мы всегда будем иметь среди нас. Их много здесь, в Санкт-Петербурге; думаю, что нет в них недостатка и в стенах этой семинарии, хотя бедность эта может проявляться различным образом. Нужно помнить, что милосердие это не только способность простить (в первый или в очередной раз) или оказать материальную помощь. Это также время, уделенное другу, который испытывает трудности с учебой; это молитва в интенции моего собрата и принятие его таким, каков он есть. Суммируя, можно сказать, что милосердный человек это такой человек, который переживает нужды другого, как свои собственные.

В милосердии следует быть щедрым. Нельзя мерить добрые дела пипеткой, нельзя никому давать понять, что вот, мы оказали ему великую милость, и потому теперь он должен благодарить нас до гробовой доски. Это противоречит самой идее милосердия, не говоря уже о том, что это попросту нетактично. Ведь и Писание говорит о том, что щедрого любит Бог. Быть может, вы уже испытали в своей жизни, что дающий щедрою рукою также получает щедрые дары как от Бога, так и от людей.

Но всегда остается открытым вопрос об отношении между милосердием и справедливостью. Как мы уже сказали, милосердие основано на абсолютном бескорыстии; справедливость же оперирует словами «дать» и «иметь». Я думаю, что нельзя абсолютно разделять эти два понятия. Человеческие отношения, основанные на строгом соблюдении инструкций и предписаний, бесчеловечны и жестоки; но и руководство исключительно милосердием грозит хаосом и анархией в нравственной и даже общественной жизни. Ведь не все имеют благие намерения, не все люди порядочны. Эти две жизненные позиции должны сосуществовать друг с другом, в особенности, если в будущем нам будут доверены различные ответственные административные функции, например руководство приходом. Но исходной точкой всегда должно быть милосердие.

Существует легенда, говорящая о том, как однажды святой Николай, епископ Мир Ликийских, и святой Кассиан Римлянин, Отцы Восточной Церкви, шли через лес. И вот на дороге им попался крестьянин, везущий домой дрова, у которого перевернулась телега. Поскольку крестьянин страшно ругался и проклинал Бога, святой Кассиан подошел к нему и сделал замечание, что это грех. Святой же Николай не сказал ни слова, а только помог крестьянину заново погрузить дрова на телегу. Когда в конце своей жизни оба предстали перед Божиим престолом, Бог напомнил им об этом событии и сказал: Ты, Кассиан, за то, что защищал Мое Имя от бесчестия, пойдешь в рай и получишь свое место в церковном календаре. А ты, Николай, за оказанное крестьянину милосердие также пойдешь в небо, но в церковном календаре твое воспоминание будет праздноваться дважды. И стало так, можете проверить в календаре (Восточной Церкви). В Судный день мы должны будем показать свои дела милосердия, чтобы явлено было нам Милосердие Бога и мы были приняты в сонм святых. Добрый Бог-Отец не скупится для нас на Свое Милосердие здесь на земле. Чем мы слабее, чем болезненнее наши падения, тем более волнующа любовь к нам Бога в Иисусе Христе, тем более Он заботится о нас. Вы, наверное, помните, что Иисус рассказал притчу о милосердном самарянине книжнику, который не знал, кто его ближний. Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же» (Лк 10,37). С этими словами Он непрестанно обращается и к нам. И поскольку мы испытали и непрестанно испытываем в своей жизни Божие Милосердие, будем стараться ежедневно руководствоваться милосердием в отношении наших братьев. Будем же милосердны, как и Отец Небесный милосерд к нам.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|