«Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят»
(Мф 5,8)
Когда Господь Иисус спросил бесноватого, как ему имя, тот ответил: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк 5,9). Многие из нас могли бы дать Христу такой же ответ. Ежедневно в одних и тех же ситуациях мы ведем себя по-разному; часто наше поведение зависит от того, чего мы хотим достичь. Иначе мы ведем себя с настоятелями, иначе с товарищами, иначе с теми, кто нам нужен. Каждый носит в своем сердце множество желаний и мечтаний, часто весьма противоречивых – они осаждают нас и бросают в разные стороны.
И только тот, кто сердцем безгранично предан Богу, чье сердце кристально чисто и не загромождено вещами этого мира, сумеет уберечься от всего этого балагана и суеты. Такой человек блажен, т. е. счастлив, ибо ничто не угрожает ему, ему нечего скрывать и дрожать от страха перед кем-либо. Такой человек может радостно повторить за Христом: «Кто из вас обличит меня в неправде?» А св. Апостол Павел ободряет нас такими словами: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны» (1 Кор 5,7-8). Псалмопевец же говорит: «Одного просил я Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» (Пс 26,4).
«Сердце нераздельное» – вот идеал, к которому следует стремиться, что не означает, что ко всему следует подходить с холодным расчетом, исключая какие-либо чувства. Необходимо любить Бога и людей, в противном же случае мы будем иметь сердце, в котором нет ничего, кроме нас самих. Пусть никто из нас не станет подобным человеку, о котором говорит Пеги: «Поскольку он не любит никого, то ему кажется, что он любит Бога».
Св, Апостол Павел, говоря о необходимости обладания сердцем, отданным служению Богу, среди посвятивших себя Богу различает тех, кто выбрал жизнь в безбрачии, и тех, кто выбрал жизнь в браке. В Первом Послании к Коринфянам он пишет: «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор 7,32-33).
Это вовсе не значит, что женатый не в состоянии жить духом шестого блаженства; все зависит от конкретного человека.
Пресвитерское или диаконское безбрачие несомненно помогает достичь в этом совершенства. Но, как я уже говорил, оно не может быть самоцелью, «искусством для искусства». Безбрачие, как и все другое в жизни священника, должно служить всему Народу Божию.
Вы хорошо знаете, что преобладающая в современном мире культура решительно противится безбрачию, в соответствии с правилом, что люди ненавидят и борются с теми ценностями, которые они сами утратили или не в состоянии реализовать. Такое же мышление проникло и в Церковь. Есть люди, которые утверждают, что безбрачие мешает человеку полноценно развиваться, что оно деформирует его личность и является причиной психических болезней. Первыми «пророками» такого способа мышления были те, кто оставил священство или согрешил против безбрачия. Существует множество различных псевдозащитников прав человека и сторонников перенесения в Церковь категорий и критериев светской жизни.
Мы, выбравшие безбрачие, и вы, готовящиеся к этому выбору, должны помнить, что еще до того, как обязательство целибата было наложено на нас каноническим правом, Сам Иисус Христос указал Своим ученикам этот путь: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19,12). Русский перевод очень удачно передает здесь греческий оригинал Евангелия, употребляя слово «скопец», которое неприятно звучит для нашего уха. Во времена земной жизни Христа это слово имело оскорбительное звучание, потому что супружество и многочисленное потомство рассматривались евреями как моральное достоинство. Некоторые исследователи считают, что сами иудеи называли Христа «скопцом», чтобы унизить Его. Христос использует эти обстоятельства для того, чтобы подчеркнуть радикальный и исключительный характер безбрачия. Господь показывает его в абсолютно новом свете.
Прежде всего Господь Иисус связывает безбрачие с реальностью Царства Божия, начало которому Он положил своим Воплощением и которое Он силою Своею осуществляет по сей день. Таким образом речь не идет здесь о какой-то аскетической или покаянной практике, направленной на достижение совершенства, о легком способе спасения души, но о нормальном способе существования в Царстве Божием. Господь говорит: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых не женятся, ни замуж не выходят» (Лк 20,34).
Это не означает, что безбрачие является более совершенным образом жизни, чем жизнь в браке. Такое разделение мне кажется неверным. Попросту, как жизнь в супружестве является нормальным способом жизни здесь на земле, так жизнь в безбрачии является единственным способом жизни в Царстве Божием. И поэтому, прибегая к терминологии теории эволюции, в перспективе вечности мы можем считать безбрачие более развитой формой жизни. Таким образом целибат становится пророческим знаком, предвозвещающим грядущее, когда прейдет этот мир. Безбрачие постоянно напоминает человеку, что он призван к вечности, что следует чаще отрываться от земной реальности и устремлять свой взор к небу, – туда, где наше подлинное Отечество. Священник, живущий в безбрачии, и монахиня, хранящая обет чистоты, призваны Христом непрестанно напоминать об этом верующим. Как ближайшие соработники Христа в созидании Царства, они первые обязаны осуществлять в своей жизни то, о чем свидетельствуют устами.
С идеей Царства Божия связан еще один аргумент в пользу безбрачия. Мы уже говорили о том, что «Царство Божие уже есть... и еще нет». Оно постоянно нуждается в мужчинах и женщинах, которые бы абсолютно и нераздельно посвятили свою жизнь его созиданию и распространению. В мире должен быть кто-то, кто будет заботиться исключительно о делах Божии~ и о деле спасения. Двадцать четыре часа в сутки, в здравии и болезни, преданный исключительно делу евангельского благовестия. Таким образом священник полностью принадлежит Богу, а вместе с тем остается открытым для каждого человека, который вправе постучаться в его двери в любое время дня и ночи.
Из истории нам известно, что именно люди, не состоящие в браке, были наиболее успешны в деле проповеди Евангелия. Эта же ситуация повторяется и на типично миссионерских континентах, в Африке и в Азии, а также в тех странах, где христианство, некогда мощное и цветущее, переживает период ослабления и в связи с этим нуждается в новой евангельской проповеди.
Восточные Церкви, где приняты иные правовые нормы относительно безбрачия, по природе своей миссионерски менее активны, и причина этого вовсе не в различиях богословия или менталитета. Месяц тому назад я встретился с одной итальянской монахиней, которая работает в греко-католической епархии в Румынии. Она рассказала мне, что митрополит сделал ее ответственной за пастырскую работу с молодежью, т. к. священники, в большинстве своем женатые, не имеют времени на проведение вечерних встреч с молодежью, не говоря уже о выездах на дни сосредоточения или духовные упражнения. Как только кто-то из них засидится чуть дольше в церкви, жена сразу же начинает его искать, и ему приходится вернуться домой.
Люди, выступающие против безбрачия, часто ссылаются на то, что Петр и другие Апостолы были женаты, а потому безбрачие не имеет под собой никаких оснований. Но ведь Сам Христос, являющийся для нас лучшим образцом, вел безбрачную жизнь, и от Своих учеников требовал большего, чем сегодня требуется от кандидатов в диаконат и священство. Правда, что Апостолы были женаты, но на призыв Христа они вмиг оставили все: свои семьи, жен и детей; они полностью предались делу Евангелия и пролили за него кровь в разных частях света.
Здесь мы затрагиваем еще один аспект безбрачия – как внешнего знака нашего духовного обручения со Христом. Когда мы говорим о Боге, Который есть любовь, следует употреблять язык любви. Поскольку я люблю Христа превыше всех и всего и отдаю себе отчет в том, что Он – единственная любовь, которая в состоянии наполнить миром мое беспокойное сердце, я решаюсь соединить с Ним свою судьбу. Все другие люди меня интересуют только в том смысле, что всех их я хочу приобрести для Христа. В этой перспективе и с этой точки зрения я смотрю на каждого человека: как приобрести его для Христа? Я не призван к тому, чтобы заменить кому-то отца, мужа или даже брата, потому что к этому призваны другие люди и учреждения. Точно так же ни одна женщина и ни один мужчина не имеют права добиваться моего сердца исключительно для себя, потому что оно безраздельно отдано Христу.
Тем, кто принуждал святую Агнессу выйти замуж за язычника, она ответила так: «Я не могу, я замужем за Христом и ношу Его обручальное кольцо».
Что касается нас, священников и диаконов, то наше обручение со Христом торжественно совершается в таинстве рукоположения. Многие из вас, находящихся здесь, пребывают еще на этапе духовной помолвки. Вы вправе изменить ваше решение, уйти, но ни в коем случае не ведите двойной игры – это было бы изменой Христу. Это было бы обманом Того, Кто безгранично возлюбил вас и Кто ждет от вас такой же взаимной любви. Поэтому уже сейчас вы должны жить так, как если бы были обручены Христу навеки и безвозвратно, любя Его чистым и нераздельным сердцем.
Поскольку человек является слабым телесным созданием, он должен будет в тысяче различных случаях говорить себе «нет», гасить бури чувственности, умерщвлять свое тело и взор, избегая некоторых людей и обстоятельств. Все это необходимо, чтобы сохранить верность Христу: в период вашего формирования в семинарии и позднее, когда вы станете священниками. Это непросто, особенно в современном мире, непрестанно атакующем нас образами, зараженными грехом, пропагандирующем нравственный релятивизм и ничем не ограниченную свободу поведения. Это нелегко тактике и потому, что мы сохраняем свое мужество, силу обаяния, способность привлекать и быть привлекаемым. Но св. Апостол Павел говорит «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал 5,24-25).
Достоверно одно: если кто не видит пользы безбрачия в сверхприродном измерении нашей жизни, в перспективе веры, тому будет трудно принять и хранить целибат.
Необходимо тактике объяснять проблему безбрачия людям светским и верно воспринимать и объяснять их реакции. Иногда нам кажется, что с кем-то у нас возникла духовная дружба: мы вместе размышляем о Писании, говорим о богословии и т. д. А тем временем это всего лишь начало обычной человеческой плотской любви.
Нам может казаться, что нам удалось кого-то обратить. Мы поддерживаем с таким человеком контакт по телефону, обмениваемся письмами, но может оказаться так, что вторая сторона воспринимает все происходящее в совершенно других категориях: она попросту влюблена в своего духовного наставника, и в результате возникает крайне деликатная ситуация. Смотрите, чтобы по вашему легкомыслию кто-нибудь не влюбился в вас. Это еще большая опасность, чем если бы вы сами были влюблены. Ведь из-за вас кто-то может быть уязвлен на всю жизнь или даже отойти от Бога.
Необходимо всегда иметь широко открытые глаза и никогда ни на секунду не забывать принесенных Христу обетов. Необходимо защищать чистоту и нераздельность своего сердца, которое должно биться только для Бога. Только тогда оно будет открыто и для других людей. Бог, несомненно, вознаградит нас уже здесь, на земле, храня нас от страхов и сомнений, одаряя духовными плодами, которые приносит совершенный нами выбор. И придет день, когда по обетованию Его мы взойдем на Его святую гору, чтобы в радости созерцать святой лик Его.