«Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся»
(Мф 5,6)
«Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное»
(МФ 5,10)
Сколько войн происходило на протяжении истории во имя справедливости, сколько было организовано революций, сколько исполнено смертных приговоров! До сих пор под предлогом справедливости совершаются человекоубийства. Иные люди, не будучи в состоянии каким-либо образом добиться правды, совершают самоубийства. Ежедневно в различных странах принимаются тысячи законов и предписаний, работают суды и тюрьмы. Многие в этом случае ссылаются на Бога, Священное Писание, хотя Его праведность и забота о ней выражаются различными способами.
Мать Тереза из Калькутты рассказывает, что когда первая группа сестер прибыла в столицу Перу город Лиму, они основали там дом-приют в самом бедном районе города. В соответствии со своей харизмой они заботились о людях из социальных низов: бездомных, алкоголиках, сиротах, больных и т. д. Эта их деятельность очень быстро вызвала неудовольствие группы местных религиозных деятелей, которые пришли к матери Терезе и сказали, что своим служением самым бедным сестры только поощряют и продлевают состояние социальной несправедливости. «Необходимо свергнуть всю систему власти, – говорили они, – создать новые структуры. В противном случае здесь всегда будет господствовать нищета... Вместо того, чтобы убеждать в этом людей, вы только сглаживаете существующее напряжение». На это мать Тереза ответила им так: «Если кто-то хочет изменять структуры и системы, он может делать это в соответствии со своею совестью. Мы же будем и впредь работать среди самых бедных, твердо веря в то, что таким образом мы созидаем Божию справедливость, которая лежит в основании всякой человеческой справедливости».
Священное Писание часто прославляет праведность Божию. Псалмопевец говорит: «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс 10,7), и славит Бога, «вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим» (Пс 145,6-7). Мария прославляет Божию праведность в гимне «Magnificat»: «Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк 1,51-53). Эти слова предвещают полноту времен, когда в Царстве Божием восторжествует абсолютная правда, совершенная и неотвратимая. «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жеэл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Пс 44,7-8).
Во время Своего земного подвига Христос словами и делами благовествовал о праведности Бога, противопоставляя ее справедливости современной Ему еврейской элиты. Поэтому Он и предупреждал Своих учеников: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5,20). И с настойчивостью повторял: «Вы слышали, что сказано... а Я говорю вам». Иисус не требует от нас быть более праведными, чем до сих пор, но чтобы праведность наша была иной.
В первую очередь Христос осуждает ханжество, лицемерие и неискренность, которые являются своего рода подделкой праведности. Господь Иисус говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» (Мф 6,1). Ханжество и лицемерие имеют место тогда, когда внешнее поведение человека не совпадает с его внутренними намерениями. Это похоже на своего рода нравственную шизофрению. Важно, чтобы такая внутренняя шизофрения и лицемерие не закрепились в нас навсегда. В противном случае легко стать современным фарисеем в сутане, заботящимся только о соблюдении внешней формы, о впечатлении, производимом на других людей. Но люди очень быстро «раскусят» такого человека, и он быстро потеряет у них доверие. Во всяком случае, Бог видит нас такими, каковы мы в действительности.
В Христовом блаженстве речь идет о людях «алчущих и жаждущих правды». Христос говорит о глубинной и вечно живой жажде, сравнимой с жаждой воды и хлеба, которую испытывает странствующий через пустыню. Даже если она и будет удовлетворена, то только на время и вскорости вновь пробудится. Это значит, что в этой жизни, несмотря на наши величайшие усилия, осуществление полной справедливости невозможно. Но это никого из нас не освобождает от необходимости ее непрестанного поиска. «Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр 22,11), – говорит Апокалипсис, – пока не придет Царствие, когда «они не будут уже ни алкать, ни жаждать» (Откр 7,16).
Легче всего нам требовать справедливости для самих себя. В этом мы действительно ненасытны. Мы знаем свои права и привилегии и старательно следим за тем, чтобы они исполнялись. Несправедливость по отношению к нам тут же пробуждает в нас недовольство и ответную реакцию. Но в то же время возможные ошибки в нашу пользу не только не смущают нас, но, напротив: мы склонны рассматривать их, как законные. Поскольку мы не верим в справедливость, осуществляемую уполномоченными на это людьми, мы часто стараемся сами сводить счеты по-своему. На занятиях по нравственному богословию вы проходили принцип «occultas compensatio» – тайной компенсации3. Я не моралист, но думаю, что эта практика очень опасна, т. к. трудно быть объективным судьей в деле, касающемся самого себя.
Требуя справедливости для самих себя, мы всегда должны помнить о других людях, чтобы в свою очередь не нарушать их прав. Ибо это означало бы неправедность с нашей стороны, а значит, тяжкую вину против Христовых блаженств. Рассказывают историю об одном человеке, в своих молитвах постоянно упрекавшего Бога в том, что Тот ничего не дает ему и не помогает. И вот неожиданно Бог ответил ему такими словами: «"орошо, явлю тебе милость, но при условии, что твоему соседу Я дам в два раза больше, чем тебе. Говори, чего ты хочешь». Человек задумался и сказал: «Чтобы Ты вырвал мне один глаз».
Как я уже отмечал, если я желаю быть человеком праведным, если я жажду правды, то мои ожидания, мои стремления не могут причинить вреда другому человеку. Ведь во второй части Нагорной проповеди Иисус требует от нас во имя любви к ближнему отказываться даже от того, что нам принадлежит по праву, потому что важнее быть праведным и богатым в очах Бога. И потому Иисус говорит: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5,39-41). Эти слова должны определять поступки каждого из нас. В противном случае окажется, как в латинской пословице: «Summum ius summa iniuria»4.
Мы же без всяких ограничений должны заботиться о соблюдении правды в отношении других людей, так, как делал это Иисус. Когда вы начнете пастырскую работу, защита прав Церкви и верных будет входить в ваши обязанности. Безусловно, всегда найдутся люди, которые назовут это вмешательством в политику и нарушением общественного порядка Но ведь и Господь Иисус, говоря о Боге, всегда заботливо склонялся над человеком во всех его нуждах
В епархии забота о правде лежит на плечах епископа, в семинарии это дело ваших настоятелей, и необходимо попросту довериться им, веря в их благие намерения. Безусловно, если существует необходимость обратить их внимание на существующую важную проблему или заступиться за кого-то, следует это сделать без малейшего колебания.
Очень важно в отношениях с собратьями быть справедливым и вместе с тем непосредственным. Например: я объективно признаю, что кто-то из собратьев является человеком способным и разумным, что вполне заслужено он получил на экзамене положительную оценку. Это не вызывает во мне зависти по отношению к нему. Более того, я способен похвалить собрата и сорадоваться с ним. Или: я искренен и «прозрачен, как кристалл» в отношениях с коллегами, не боюсь сказать им правду в глаза; не изменяю мнения в зависимости от ситуации и конъюнктуры, в зависимости от того, «откуда дует ветер»; избегаю предвзятости и не отдаю предпочтения одной какой-то стороне. Здесь можно было бы перечислить различные конкретные ситуации, дающие мне возможность показать свою заботу о справедливости, мою жажду справедливости. Наиболее важно здесь мое внутреннее чувство справедливости, которое я воспитываю в себе.
Построение новой системы, нового общества, основанного на принципах подлинной справедливости – в нашем случае, безусловно, речь идет о созидании Царства Божия, – встречает мощное сопротивление силы зла и всех тех, кто связывает себя с ним. Поэтому в восьмом блаженстве Иисус ставит проблему предельно ясно: если хотите следовать за Мною совершенным образом, вы должны считаться с тем, что вам встретятся различные огорчения и страдания: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15,20). Несколько лет назад вышел фильм «Иисус из Монреаля». Кто-нибудь из вас, может быть, его видел В нем рассказывается об одной группе друзей, которые мечтали сделать личность Христа близкой людям. Есть в этом фильме сцена разговора Иисуса с Пилатом. удивленный Пилат спрашивает Иисуса: «Что Ты такое сделал? Может, убил кого, обидел, обворовал? Что Ты сделал им такого страшного, что они так настойчиво требуют Твоей смерти?» Иисус отвечает тихим голосом: «Я не сделал им ничего плохого. Я люблю их, и потому всегда говорил им истину, которая должна была их изменить; истину, которая должна была их охранять и дать им жизнь... Может быть, они потому так Меня ненавидят, что Я говорил им истину». Человек может быть неприветливым к своему окружению, «как все»; агрессивным, «как все»; разносчиком сплетен, «как все»; безрассудным, «как все»; конформистом, «как все»; равнодушным, «как все», – и считаться «обычным», «нормальным» человеком... Но горе ему, если он отважится «высовываться», если он всерьез принимает Евангелие или хотя бы только обычные правила, распорядок дня. Горе ему, если обо всем он имеет личное мнение и не называет черное белым. Такой человек моментально становится объектом подозрений, критики и сплетен. Но подлинный «человек восьми блаженств» – это бескомпромиссный исповедник Христа, мужественный, отважный и жертвенный. Во имя верности Христу и ради Христа он готов претерпеть лживые обвинения, враждебность, неприязнь и преследования.
Особое место среди «людей восьми блаженств» принадлежит мученикам, которые не усомнились во Христе и были верны Ему даже до пролития крови, становясь Его свидетелями и героями правого дела. Современный католический писатель Роман Брандштеттер писал, что «все умершие мученической смертью – христиане. А все истязающие людей – язычники». Эта мысль созвучна инициативе Папы Иоанна-Павла II, который по случаю Великого Юбилея Двухтысячного Года пожелал приготовить Мартиролог мучеников нашего времени. В нем будут помещены имена христиан различных исповеданий, – в том числе православных и протестантов, – которые претерпели мученическую кончину, свидетельствуя о своей верности Христу.
Я думаю, что никто из вас, по крайней мере в настоящее время, не подвержен такому риску, как, к примеру, архиепископ Оскар Ромеро или отец Ежи Попелюшко, смертью запечатлевшие верность Христу. Я назвал здесь только двух духовных, но ведь и в ваших родных местах множество других Слуг Божиих сделались мучениками ради верности своему священническому призванию.
Итак, мы видим, что восьмое блаженство и для нас сохраняет свою актуальность. Чтобы быть подлинным учеником Иисуса, не достаточно только взывать: «Господи! Господи!» Необходимо еще творить волю Божию (ср. Мф 7,21).
Есть еще одни очень важные слова, которые оставил нам Господь: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12,24). Мы должны разжечь в себе такую любовь ко Христу, чтобы быть готовыми пожертвовать Ему всем. Необходимо непрестанно работать над формированием в себе такого внутреннего настроя. Это важно уже сейчас, но еще более необходимо будет в священстве. Поэтому помните, что не следует бояться страдания и якобы проигранной жизни. Иисус, молодой и полный сил мужчина, имеющий власть исцелений и популярность в народе, неожиданно оказывается избитым, обвиненным богословской элитой Своего времени и осужденным властью на смерть. Но страдания Христовы не были несчастьем в полном смысле этого слова. Христос претерпел Страсти ради нас. Они были выражением Его спасительной любви. Так происходит и в нашем случае.
Кто-то сказал, что человек только в миг смерти совершенно следует евангельским советам. Ибо именно тогда он безраздельно предает себя Богу: желания и мечты гаснут в нем, он оставляет все накопленное во время земной жизни. Не ждите этого мига, но уже сейчас старайтесь полностью предать себя Христу: со всеми вашими достоинствами и недостатками, не страшась принять на себя труды, связанные с верным служением Ему. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что по сравнению с семинаристами в других странах, вы, придя сюда, уже настоящие герои. Но у вас всегда есть возможность сделать свое свидетельство еще более богатым и подлинным.