|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

«Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю»
(Мф 5,5)

Среди синонимов слова «кроткие» есть такие слова, как «смиренный», «мягкий», «скромный». Сегодня, как и во времена земной жизни Господа, эти слова не принадлежат к числу модных. ~успех всегда принадлежит тем, кто макет хорошо себя подать, кто самоуверен и нахален, кто всегда по любому поводу подает голос. Поэтому нас может удивить, что Иисус обещал в наследие землю людям кроткого сердца, Можно ли владеть землей, быть властителем какой-нибудь территории без кровопролития, без обмана и больших денежных сумм? – Можно, – говорит Иисус, потому что добытое мечом невозможно удержать надолго... Потому что всегда придет сильнейший, более решительный, и все отнимет. Но кроткий и смиренный человек внутренне велик, он знает свою подлинную ценность, свои возможности и свои недостатки. Он обладает силой духа и благодаря этому умеет владеть собою, ценить других людей, переносить все невзгоды и унижения. Это дает ему силу, необходимую для того, чтобы выжить и остаться самим собой в любых обстоятельствах. Это делает счастливым его и всех тех, кто находится в его обществе. Смирение и кротость дают, таким образом, власть, сильнейшую, чем меч, и притом уже в этой жизни, являясь пропуском в вечность, где мы будем царствовать со Христом. Он Сам ободряет нас, говоря: «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф 11,29).

Я думаю, что это блаженство является хорошим поводом к тому, чтобы сказать несколько слов о послушании. Некогда мы были абсолютно послушны нашим родителям, затем учителям, государственной власти. Семинарист, как и каждый священник, обязан послушанием своему епископу и своим непосредственным настоятелям в семинарии. Естественно, что всегда мы должны быть в послушании у Бога.

Христианское послушание, добродетель послушания и обязанность ее соблюдения и совершенствования вытекают из отношения Самого Иисуса Христа к Отцу. В Гефсимании Христос молился такими словами: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22,42). В другом месте Он говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6,38). А в гимне, приведенном святым Апостолом Павлом, читаем: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2,8). Из занятий по богословию мы знаем, что непослушанием Адама все мы согрешили, а плодом послушания Христа Отцу является спасение всех нас. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15,22).

Это послушание Христа Отцу никогда не бывает абстрактным, но всегда принимает конкретные формы. Так, к примеру, Иисус послушен словам Священного Писания. Помните искушение в пустыне? Сатана призывает Христа отступить от Бога, а Господь отвечает ему «нет», т. к. Писание запрещает отступничество. «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек... Иисус сказал ему в ответ: ...написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи..." Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего » (см. Лк 4,1-13).

Иисус исполнил то, что было заповедано о Нем в Писании. В момент Его ареста в Гефсимании Он говорит Петру: «Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть» (Мф 26,53-54). Вершиной Его послушания была, разумеется, крестная смерть: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче. в руки Твои предаю дух Мой » (Мк 23,46).

Св. Василий Великий выделяет три вида послушания:
1) послушание из страха, т. е. послушание раба; 2) послушание в надежде на вознаграждение, т. е. послушание поденщика; 3) послушание любви, т. е. сыновнее послушание.

Послушание Христа, безусловно, принадлежит к третьей категории. Он любит Отца совершенным образом, настолько, что говорит: «Я и Отец одно».

Как я уже сказал, наше послушание может принимать различные формы. А поскольку мы призваны к верному следованию Христу, то по крайней мере в Церкви и в своей религиозной жизни мы должны быть послушны сыновним послушанием любви к Богу. Бог безгранично любит нас, и ответить на Его любовь надлежит в той же мере. Кто осознает это, кто укрепляется в вере, тот будет совершенствоваться в послушании. Такой человек будет приносить в своей жизни обильные плоды.

Священное Писание предлагает нам различные примеры послушания в вере, приносящего благословенные последствия: послушание Авраама, Иакова, Моисея, пророка Иеремии, Богородицы. Они явили послушание Богу в очень трудных, даже драматических обстоятельствах. Они были в состоянии сделать это, т. к. обладали сильной и несокрушимой верой.

Св. Ириней говорит даже, что «верить значит творить волю Божию; а исполняя ее, мы уподобляемся Самому Богу, так как творим угодное Ему».

В награду за послушание Бог дал Христу власть над всем творением, над всем миром. В крещении каждый человек становится членом Церкви, глава которой есть Христос. Тем самым человек принимает на себя обязательство послушания Христу. А поскольку Церковь имеет также институциональный характер, то мое послушание людям, призванным Христом на соответствующие места в Его Церкви, становится критерием моего послушания Самому Христу. Дух сеет в твоем сердце или разуме какую-то мысль, идею. Ты принимаешь ее, вынашиваешь в себе, чтобы быть уверенным, что это вдохновение действительно от Бога. Ты советуешься с людьми, которых Он поставил на твоем пути. Рассматриваешь свою идею в свете Божьих заповедей и церковного законодательства. Посмотрите, волхвы с Востока шли за Вифлеемской звездой, которая привела их к Иисусу. Несомненный знак, Божие вдохновение. Но когда они прибыли в Иерусалим, они пошли спросить священников, которые, во-первых, подтвердили пророчество о пришествии Мессии, а затем дали им подробные сведения о месте Его рождения. И так, с Божьей помощью и с помощью людей, поставленных Богом на их пути, они пришли к Иисусу.

Я отдаю себе отчет в том, что мнение моего настоятеля не всегда совпадает с моим. Но если Иисус поставил его моим настоятелем в Церкви, то, в частности, для того, чтобы через него являть мне Свою волю. И нужно будет порой умереть для себя, для своего «я», чтобы смогло воссиять большее благо. Если вы слушаете настоятелей только тогда, когда их мнения и решения совпадают с вашими и с вашей философией жизни, то рано или поздно вас ждет поражение и трагедия: как с точки зрения веры, которая деформируется и стынет, так и с точки зрения чисто человеческих последствий, потому что никто не может быть хорош во всем. И если мы требуем послушания от наших верных, то сами должны давать им пример послушания.

Очень красноречив обряд принесения обета послушания епископу во время рукоположения. Кандидат кладет свои ладони в ладони епископу и обещает быть послушным ему и его преемникам.; так, как если бы он вкладывал в руки епископа всю свою судьбу, всю свою жизнь, полностью предавая себя его воле и его решениям. И так оно и есть, как в силу ответственности еписко па за местную Церковь, так и ввиду его духовного отцовства по отношению к священникам.

Вам, наверное, уже приходилось слышать, что иногда отношения со старшими складываются не очень просто. Несмотря на это, послушание настоятелю всегда будет более легким, чем послушание Богу. Посмотрите, однажды Бог потребует от нас нашу жизнь. Ни один настоятель не решился бы на это. Другой пример. Кто-то незаконно забрал у меня какую-нибудь вещь: автомобиль, куртку, деньги. Каждый настоятель выразит согласие на то, чтобы я старался вернуть свою собственность. А Иисус говорит: «Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк 6,29-30).

Можно сказать, что время жизни в семинарии является как раз тем благоприятным временем, которое необходимо для постижения воли Божией обо мне. Есть настоятели, есть духовный отец, есть много образованных священников. Пребывая в послушании у них, всерьез прислушиваясь к их советам, я могу быть уверен, что все, что я делаю, является исполнением Божьей воли. Так будет потом и в священстве, особенно в отношениях с епископом. Безусловно, что последнее решение всегда остается за мною. Эго я должен хорошо подумать и вымолить ответ у Бога. Сомнения будут всегда, но они имеют и положительное значение, ибо склоняют нас к упованию на Бога

Но, как я уже говорил, очень важно всегда прислушиваться к голосу настоятелей. Они не появились неизвестно откуда, но были поставлены на моем жизненном пути Самим Христом, чтобы мне легче было услышать и понять Божью волю. Значит, если мы непослушны настоятелям, поставленным Богом, то как можно говорить, что мы послушны Богу? Я хочу еще раз подчеркнуть, что послушание является проверкой нашей принадлежности Богу, мерой нашей любви к Нему.

Вы проходите процесс формирования, трудный для понимания. Для человека, пришедшего сюда из мира, которым управляют совсем иные законы, трудно принять некоторые принципы жизни в семинарии. Внешне они кажутся маловажными, быть может, даже глупыми. Поэтому необходимо терпение и податливость. Будьте мягки с теми, кто помогает вам и наставляет вас. Старайтесь оценить и понять их, прежде чем начнете критиковать. Если человек настроен на критику, то в каждой семинарии и в каждой епархии можно найти столько материала для критики, что хватило бы на недели и месяцы. Толерантность и способность принять другого являются основанием общинной жизни.

Чтобы лучше понять суть послушания, история спасения предлагает нам прекрасный пример Марии, ответившей Божию посланнику Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1,38). Ориген сравнивает Марию с вощеной табличкой, на которой писали в его времена железным резцом. Бог многократно являл Ей Свою волю, «записывая» в Ее жизни и сердце многочисленные события и факты – порой весьма драматичные. Она же всегда принимала Божие Слово в духе абсолютного послушания и преданности. Каждый из нас призван к тому же. Как поет псалмопевец: «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне"я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс 39,8-9).

Вот история о человеке, который практически не верил в Бога. ~ него было одно увлечение: он любил ходить по горам и покорять трудные и опасные горные вершины. Но однажды, будучи в горах, он споткнулся и стал стремительно скатываться вниз. Счастье не оставило его, и он успел ухватиться руками за куст, растущий в расщелине скалы, и повис над ним были горы, а под ним трехсотметровая пропасть. И когда он так висел, то вспомнил. что некогда в детстве он на уроках религии слышал о Боге. Поскольку ему нечего было терять, он закричал: «Боже! Если Ты существуешь, то помоги мне». Но никто не ответил ему. Тогда он стал кричать еще громче: «Боже! Если Ты существуешь, то помоги мне». И тут он услышал голос, произнесший: «Да, Я существую. Я могу помочь тебе, но ты должен отпустить этот куст». Однако человек, взглянув в пропасть под собою, сказал: «Нет, я не настолько глуп, чтобы выпустить этот куст».

Мы же должны поступать совершенно наоборот, ежедневно предавая себя воле Божией, оставляя за Богом полную свободу действий. Его воля макет быть явлена нам различным образом, через различных людей, и в первую очередь через наших настоятелей. Мы должны принимать ее, часто отказываясь от собственного «я», от своей гордыни и амбиций, становясь кроткими и смиренными – в духе третьего блаженства Пусть слова Господа всегда звучат в наших ушах: чтобы обрести жизнь, необходимо потерять ее; тогда будем жить не мы, но Христос в нас.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|