«Блаженны плачущие; ибо они утешатся»
(Мф 5,4)
Плач и печаль не очень популярны в современном мире. Господствует всеобщее убеждение, что плачущий и печальный человек – это человек слабый, неудачник, не умеющий реализоваться в этой жизни. И только некоторые политические лидеры и партии иногда намеренно распространяют в средствах массовой информации образ плачущих людей для укрепления своей позиции в предвыборной кампании, для оправдания вооруженной агрессии, – одним словом, для достижения своих стратегических целей.
Внешне это блаженство представляется странным: что это за черта святости – быть печальным и плачущим? Ведь можно плакать от злости или зависти. Можно плакать от бессилия или по причине врожденного пессимизма. Трудно, однако, усмотреть в этом нечто большее, чем просто инстинктивное движение, естественную и понятную реакцию, которую не следует ни восхвалять, ни соблазняться ею.
Многие Отцы Церкви относили это Христово блаженство к людям, которые плачут над своими грехами. Грех – это удаление от Бога, любящего Отца, противление Его воле. Поэтому для каждого верующего он в принципе должен быть абсолютным несчастьем, более тяжким, чем физическое зло, которое встречается в нашей жизни.
В «Цветочках святого Франциска» записана история о том, как однажды св. Франциск шел по дороге и громко плакал. Его остановил какой-то человек и спросил: «Брат Франциск, почему ты плачешь?» «Мой Господь Иисус Христос был распят на кресте за мои грехи», – ответил ему Франциск. Слова Франциска настолько тронули этого человека, что вскорости они вместе шли по дороге, громко плача. А когда они так шли, то встретили еще одного путника, которому открыли причину своей печали: «Наш Господь Иисус Христос был распят на кресте за наши грехи». Этот путник также присоединился к ним. И так постепенно приходили к ним новые люди, и все вместе громко плакали, выражая свою печаль за содеянные грехи.
Я думаю, что сегодня было бы трудно представить себе такую сцену. Однако смысл этой истории остается актуальным и сегодня. Если мы совершили какой-то грех, то плач и печаль могут иметь очистительный характер. Они как бы омывают нас от нечистоты греха, дезинфицируя как йод или спирт, чтобы могли зажить греховные раны. Они словно бы пропитывают нашу волю, делая ее более стойкой, чтобы в будущем она не склонялась ко греху.
«Счастливые слезы», – говорит св. Лев Великий. А св. Амвросий так говорит о слезах покаяния: «Помни, что ты грешник, и оплакивай свои грехи. Омойся слезами и плачем, чтобы стать праведником».
Сокрушение о грехах является несомненно важным аспектом обращения. Поэтому следует быть благодарными всем тем, кто нас увещевает и даже наказывает за наши вины и совершенное нами зло. В первый момент это может быть больно, может вызвать обиду и негодование. Но если умный человек окинет взором происходящее, он извлечет из этого только пользу для себя. Св. Апостол Павел так пишет к общине в Коринфе: «Посему, если я опечалил вас посланием, не бакалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не тому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию» (2 Кор 7,8-9).
Еще раз повторю: старайтесь принимать увещевания со вниманием, смирением и благодарностью. Безусловно, если что-то окажется явно несправедливо, то всегда можно выразить свою точку зрения, можно попросить дополнительных разъяснений. Но никогда не следует делать этого сразу же, под влиянием эмоций, а лишь после минуты размышления.
Тем не менее, всегда надлежит быть внимательными, ибо может случиться так, что мы вступим на неверный путь. Я имею в виду путь самоосуждения. Божия печаль имеет основания в осознании своей греховности и совершенного зла; в связи с этим я желаю обратиться и исправить совершенное зло. Но может возникнуть в нас печаль, вызванная заботой исключительно о самом себе. Тогда мы начинаем беспокоится о своем будущем, о том, окно выразить свою точку зрения, можно попросить дополнительных разъяснений. Но никогда не следует делать этого сразу же, под влиянием эмоций, а лишь после минуть~ размышления.
Тем не менее, всегда надлежит быть внимательными, ибо может случиться так, что мы вступим на неверный путь. Я имею в виду путь самоосуждения. Божия печаль имеет основания в осознании своей греховности и совершенного зла; в связи с этим я желаю обратиться и исправить совершенное зло. Но может возникнуть в нас печаль, вызванная заботой исключительно о самом себе. Тогда мы начинаем беспокоится о своем будущем, о том, что подпортили себе репутацию, что испортили себе жизнь, не использовали какой-то возможности. Такая печаль ведет не к положительным изменениям в поведении, но к самоотрицанию, апатии, ненависти к себе самому, – одним словом, к смерти.
В Евангелии (Мф 26,75; 27,15) мы видим очень резкий контраст между Божией печалью и печалью эгоистичной. Сперва мы видим Петра, отрекающегося от Иисуса. Затем мы слышим пение петуха и вспоминаем Господне пророчество: «Прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Узрев глубину совершенного им зла, Петр выходит, горько плача. Эта печаль ведет его к обращению. Обращению, которое помогает Петру стать новым человеком: зрелым и готовым пострадать за своего Господа. Затем мы видим Иуду Искариота, предателя Христа. Его роль была также известна и предвозвещена учителем. Подобно Петру, Иуда также сокрушается о своем грехе. Он осознает свою вину: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но куда его завело это сокрушение? – «Пошел и удавился». Печаль Иуды привела его к смерти. И потому наш ответ на самоосуждение должен быть ясным и решительным: необходимо отвращаться от него и сражаться с ним. В печали о грехах макет содержаться не только духовный плод, о котором следует заботиться, но и бурьян, который следует с корнем вырвать из нашей жизни.
«Блаженны плачущие». Можно плакать из-за господствующего в мире зла. Можно печалиться от того, что люди безразличны ко Христу и отклоняют Его учение; что гибнут ревностные исповедники веры. Можно печалиться и плакать над тем, что многие избрали путь осуждения, а ведь Иисус умер за всех людей. Разве Христос равнодушен к этому? Разве Он не страдает? А потому, если мы осознаем трагедию, происходящую не без нашего участия, то мы, любя Иисуса, будем печалится вместе с Ним. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1,11). Таким образом, разделяя Иисусову боль и печаль, мы принимаем на себя часть тягот Его Креста и активно включаемся в Тайну Искупления.
Такова же позиция Марии, о чем существует прекрасное средневековое песнопение:
Stabat Mater dolorosa
iuxta Crucem Lacrimosa,
dum pendebant Filius.
Cuius animam gementen,
contristatam et dolentem,
pertransivit glaudis…
Eia Mater, fons amoris,
me sentire vim doloris
fac, ut tecum pie flere,
Crucifixo condjlere,
donec ego vixero.2
«Горько плача и рыдая, предстояла в сокрушеньи Матерь Сыну на кресте. Душу, полную любови, сожаленья, состраданья, растерзал Ей острый меч... О Святая, Мать любови! Влей мне в душу силу скорби, чтоб с Тобой я плакать мог! Дай, чтоб я горел любовью, весь проникнут верой сладкой, к Искупившему меня» (лат.). – Перевод В. А. Жуковского.
Христос страдает также и в другом человеке, несправедливо обиженном или затронутом каким-либо несчастьем. Он страдает в людях, измученных войной и голодом, в преследуемых из-за своих убеждений, национальности, расы; Он страдает в больных и немощных, – во всех, кто так или иначе затронут какой-то личной трагедией. Как огромна река человеческих слез, опоясывающая земной шар!
Несколько лет назад одна американская газета задала своим читателям вопрос «Какие глаза самые грустные?» Победил в этом конкурсе тот, кто ответил: «Самые грустные глаза, в которых погасла надежда». Посмотри в зеркало и убедись, не грустные ли у тебя глаза?
Поэтому блаженны все те, кто способен к сочувствию, кто в состоянии разделить боль с другим человеком. Апостол Павел говорит об этом прямо: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим 12,15). «Плакать с плачущими» – это способность, непременно необходимая христианину, это одна из отличительных его черт. И наоборот, во всех тоталитарных режимах, основанных на насилии, всегда пропагандировалась идея сверхчеловека, бесчувственного и неподатливого человеческим страданиям. К сожалению, в таких «сильных мужчинах» нет недостатка и сегодня.
Христос пришел в мир, чтобы осушить каждую человеческую слезу. Вот как говорится об этом в Книге Апокалипсиса: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21,4). Во время всей Своей земной жизни Иисус нес ободрение и утешение. Когда Он прощал грехи, исцелял больных, воскрешал умерших и возвещал Евангелие, люди обретали радость и веру в себя. А затем Иисус послал нам Духа Утешителя, позволяющего нам с надеждой смотреть в будущее, хотя жизнь не скупится для нас на боль и печали. Сам Христос продолжает дело утешения через Свое Слово – Благую Весть, и через таинства. Я имею ввиду в первую оче
Христос страдает также и в другом человеке, несправедливо обиженном или затронутом каким-либо несчастьем. Он страдает в людях, измученных войной и голодом, в преследуемых из-за своих убеждений, национальности, расы; Он страдает в больных и немощных, – во всех, кто так или иначе затронут какой-то личной трагедией. Как огромна река человеческих слез, опоясывающая земной шар!
Несколько лет назад одна американская газета задала своим читателям вопрос: «Какие глаза самые грустные?» Победил в этом конкурсе тот, кто ответил: «Самые грустные глаза, в которых погасла надежда». Посмотри в зеркало и убедись, не грустные ли у тебя глаза?
Поэтому блаженны все те, кто способен к сочувствию, кто в состоянии разделить боль с другим человеком. Апостол Павел говорит об этом прямо: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим 12,15). «Плакать с плачущими» – это способность, непременно необходимая христианину, это одна из отличительных его черт. И наоборот, во всех тоталитарных режимах, основанных на насилии, всегда пропагандировалась идея сверхчеловека, бесчувственного и неподатливого человеческим страданиям. К сожалению, в таких «сильных мужчинах» нет недостатка и сегодня.
Христос пришел в мир, чтобы осушить каждую человеческую слезу. Вот как говорится об этом в Книге Апокалипсиса: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21,4). Во время всей Своей земной жизни Иисус нес ободрение и утешение. Когда Он прощал грехи, исцелял больных, воскрешал умерших и возвещал Евангелие, люди обретали радость и веру в себя. А затем Иисус послал нам Духа Утешителя, позволяющего нам с надеждой смотреть в будущее, хотя жизнь не скупится для нас на боль и печали. Сам Христос продолжает дело утешения через Свое Слово – Благую Весть, и через таинства. Я имею ввиду в первую очередь Таинство Евхаристии, в котором Он вовек пребывает с нами – вплоть до скончания мира. Это относится и к таинству примирения – исповеди. Апостол Павел говорит; «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор 1,3-4). То, что Бог утешает нас, обязывает нас разделить это утешение с другими. Впрочем, быть может, также и для того существует в мире страдание, чтобы вызывать в нас чувство любви и сострадания к другому человеку. Каждый, в ком не заглушены основные человеческие инстинкты и чувства, всегда будет чувствовать по крайней мере сожаление при виде кого-то печального или страдающего. Необходимо преображать эту естественную склонность в добродетель, вплоть до достижения совершенства. Мы, отождествляемые в священстве со Христом, призваны особым образом к осуществлению служения утешения во имя Его. Снова послушаем Апостола Павла: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» (Рим 15,5). Этого же ждут от нас и люди. Они хотят, чтобы священник или семинарист был прежде всего человеком. Они очень внимательны и чутки к жестам. Они меньше благодарят за хорошую проповедь или красиво отправленную Мессу, чем за разговор, письмо, уделенное им время и проявленную по отношению к ним заботу. Я помню, что во время учебы в семинарии мы навещали пожилых людей, которые не могли ходить. У каждого из нас был такой свой подопечный. Мы беседовали с ними, читали им Священное Писание, вели для них реколлекции. И когда кто-то из нас не мог прийти – по причине болезни или подготовки к экзамену, – они очень переживали. Мы были им попросту необходимы, быть может даже более, чем родственники и знакомые, жившие в этом же городе.
Если говорить о практической стороне реализации Христова блаженства, то, естественно, в первую очередь следует обратить внимание на тех, кто нам ближе всего. Поэтому внимательно присматривайся к твоим товарищам: быть может, они переживают какие-то трудности; быть может, у них проблемы, и это отражается на состоянии их духа Дело не в том, чтобы в ботинках влазить в чью-то жизнь и насильно осчастливить человека. Каждый имеет право на свои тайны и секреты. Но есть способы, которыми можно деликатно выразить солидарность с другим человеком, чтобы утешить его и дать ему духовную поддержку.
Здесь, в России, большие просторы, священников мало, и потому здесь все выглядит иначе, чем в других странах. Вот снова опыт моей епархии. Есть у нас такой обычай: когда умирает кто-то близкий из семьи священника: его мать, отец, брат или сестра, – епископ и собратья во священстве приезжают на похороны, чтобы разделить его боль и дать ему утешение. Когда кто-то из священников болен, другие священники навещают его.
Безусловно, что такое сочувствие и солидарность мы должны проявлять и в отношении мирян, в первую очередь тех, за кого мы, как священники, несем ответственность. Особенным местом служения утешения является исповедальня и совершаемое в ней таинство примирения.
«Блаженны плачущие; ибо они утешатся». Как и в случае иных блаженств, здесь можно говорить о двух измерениях воздаяния, которое ожидает нас, если мы решимся жить духом этого блаженства. Мы утешимся, т.е. будем счастливы в Царствии Божием, созерцая Бога. Но мы не можем пройти равнодушно мимо земных плодов этого блаженства. В начале этого размышления мы говорили о спасительных последствиях нашего сокрушения о грехах. Столь же важно и сознание того, что по примеру Христа мы можем утишить чью-то боль, вновь подарить ему улыбку радости. Это так по-человечески и так по-Христовому.
Помолимся же: «Пострадавший за нас грешных, Иисусе Христе, помилуй нас... И Ты, страдавшая с Ним Матерь, заступись за нас».