|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ГЛАВА VI

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ

Понимание Царства Божия открывает перед нами широчайшие перспективы. Однако Господь хочет, чтобы образ Его владычества был еще более точным и конкретным. Теперь Он использует слово "воля". Исполнение воли Божией здесь и сейчас некоторым образом подобно (да простится мне это сравнение) получению наличных с неограниченного счета, каковым есть Царствие Божие. Царствие Божие находит практическое отражение в воле Божией, соответствующей каждому мгновению нашей жизни.

Воля Божия выражена прежде всего в евангельских заповедях, стражем и истинным толкователем которых является Церковь. Это - общие права, относящиеся к людям всех времен, хотя их применение в отдельных случаях допускает множество различий и нюансов. В Евангелии это не столько сами заповеди, сколько пример и личность Спасителя, являющегося высшим принципом человеческой деятельности. Что бы сделал сейчас Иисус, будь Он на моем месте? Сияние живой личности Христа заменяет нам букву Скрижалей завета.

Воля Божия выражается также посредством внутреннего гласа Святого Духа. Общий закон Евангелия нуждается в применении и дополнении. Каждому из нас Бог дает особые задания, отличные от заданий наших братьев. Дух Святой указывает каждому его неповторимое призвание, путь, по которому он должен идти. Если мы часто вопрошаем Господа о том, что должны сделать (даже когда наши действия кажутся нам несущественными - ведь для Бога нет ничего малого и несущественного); если мы послушно и смиренно предаем в руки Божий нашу свободу действия; если мы не заглядываем слишком далеко вперед, но решаемся идти, шаг за шагом, в свете Божием, держа Господа за руку, то жизнь наша будет целенаправлена, а сами мы будем подобны верным овцам, которые идут за Добрым Пастырем и слушаются Его голоса.

Поиск руководства Божия, осуществляемого в сокровенных глубинах нашей души, ни в коем случае не должен переродиться в индивидуалистические заблуждения. Ибо, опираясь на так называемое "внутреннее откровение" для того, чтобы действовать вопреки Евангелию, мы совершаем ошибку. Принцип, определяющий цель и пределы нашей свободы, заключен в учении Церкви.

Наконец, воля Божия выражается посредством событий и ситуаций, в которых мы оказываемся и которые не зависят от нашего выбора. Каждая из этих ситуаций должна быть смиренно принята нами как выражение Божьего промысла о нас в данный конкретный момент. Сколь бы трудными ни казались мне какие-либо обстоятельства, они могут и должны обратиться мне во благо, если я сделаю то, чего ждет от меня Господь. А Он ждет как можно лучшего исполнения Его воли в ниспосланной Им ситуации. Каждый день, каждый час и каждая минута сообщают мне о промысле Божием под видом данных мне событий и обстоятельств. Таким образом, можно сказать, что существует своего рода "таинство настоящего момента". Принятие воли Божией, выраженной в данный момент, - это нечто большее, нежели просто послушание: это сыновнее "предание себя" в руки Отца.

Господь наш сказал, что не всякий, повторяющий: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Его. Он же в решающий час борения в Гефсиманском саду, когда настало мгновение трепета перед чашей страдания, сказал Своему Отцу: "Не Моя воля, но Твоя да будет". Иисус дал нам пример совершенного, истинного послушания. Воля Божия подобна прямой черте, рассекающей пространство: я могу находиться по ту или по другую ее сторону, на стороне положительной или отрицательной, в зависимости от того, подчиняюсь я этой воле или нет. Промежуточного положения не существует. Я не могу стоять одной ногой по эту, а другой - по ту сторону черты. В принятие решения вовлечена вся моя личность.Мое отношение к воле Божией в настоящий момент оправдывает или осуждает меня. Но если оно меня и оправдывает, это вовсе не является результатом моих усилий: вначале благодать, т.е. промысел и помощь Божия, и лишь затем - мое сотрудничество с благодатью.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|