|< в начало << назад к содержанию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наиболее древних рукописях Евангелия мы не найдем последних слов молитвы Господней: "Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки". Слова эти - добавление литургического происхождения. Они служили для завершения чтения или пения "Отче наш" на собраниях христианской общины, впоследствии же были включены в само Евангелие. Православная Церковь в своих литургических текстах расширила эту формулу, и она стала звучать: "Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Эта заключительная формула некоторым образом соединяет молитву Господню с Тремя божественными Лицами. Она означает: мы молим Тебя обо всем этом, ибо Тебе принадлежит все и Ты Один можешь даровать нам то, в чем мы нуждаемся.

Мы молимся о пришествии Царства Твоего, ибо Ты Сам, Отче, - Царь всего творения. Ты препоручил Сыну Своему царствование на земле. Будь же единым Царем наших сердец. Освяти нас!Мы просим славы Твоей, Господи Иисусе Христе, ибо Ты был откровением во славе, образом и сиянием Отца, светом мира. Да узрим славу Отчую, воссиявшую в Кресте и в Лике Твоем, и да рассеет свет Твой тьму нашу.

Мы просим явления силы Твоей, Душе Святый, ибо Ты был силой Евангелия и преобразил этот мир. Помоги нам идти вперед в силе Воскресения и Пятидесятницы!

Наконец, мы говорим: "Аминь!" Это - не рутинное согласие, которого требует обряд, но пламенный зов нашего сердца и нашей судьбы: "Да будет так!" Мы говорим Отцу "да" вместе с Пресвятой Богородицей и Приснодевой Марией, с ангелами, святыми и со всею Церковью - с ее явными и неизвестными членами. Аминь!

|< в начало << назад к содержанию