ГЛАВА IV
ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ
Первая просьба молитвы, которой научил нас Господь Иисус, вложенная Им в наши уста, не касается человеческих нужд. Она совершенно бескорыстна и обращена к Самому Богу. Да воздается поклонение, хвала и слава Ему, Ему единому! Таким образом, первое место в нашей молитве принадлежит поклонению. Прежде всего Бог! Только после этого может следовать сыновнее представление наших человеческих нужд.
Обобщая, можно сказать, что святить Имя Бомжие — значит ставить все, что касается Бога, превыше дел человеческих, отводить первое и лучшее место в нашей жизни обязанностям по отношению к Богу и испытывать глубочайшее благоговение перед тем, что "свято".
Такой подход, очевидно, исключает всякое богохульство, а также всякое напрасное, легкомысленное или недостаточно почтительное употребление Имени Божия.
Когда Имя Божие святится нами, это находит непосредственное выражение в молитве, т.е. в вознесении наших сердец к Богу с тем, чтобы поклоняться Ему, благодарить Его за дар благодати, молить о прощении грехов и вверять Ему нужды наши и наших братьев.
В богослужениях Церкви христиане сообща возносят к Богу свои молитвы. Благодаря божественной литургии, циклу литургического года и его праздникам, благодаря чтениям и обрядам, установленным Церковью, благодаря постам, почитанию святых икон, наконец, благодаря молитвам к Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии, ангелам и святым, мы обретаем неоценимую возможность приближаться к Богу. Мы должны использовать ее со смирением и упованием. Среди сокровищ, предлагаемых нам Церковью, мы должны дорожить прежде всего теми, которые, как показывает молитвенный опыт, наиболее соответствуют нашим нуждам. Мы должны также стремиться к пониманию смысла литургических знаков и никогда не допускать превращения церковных обрядов в рутинные и механические формулы и жесты. Богу угодно, чтобы Ему поклонялись в духе и истине.
Таинства - нечто иное и нечто большее, нежели молитва. Они - действенные знаки благодати. К ним мы еще вернемся. Однако, как и в молитве, в них также святится Имя Божие, с той только разницей, что в молитве мы святим и призываем Имя Господне, в таинствах же Сам Бог освящает нас силой Имени Своего. Таким образом, Имя Божие святится над нами и в нас. Из всех таинств наиболее тесно связано с Именем Божием крещение. Через крещение водой и помазание миром мы очищаемся от первородного греха (о котором еще будет идти речь) и рождаемся к новой жизни во Христе во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святить Имя можно не только в общей молитве и таинствах Церкви. Мы должны святить Имя Божие также в молитве частной, связывая себя с Богом тесными и личными узами. Посреди мелочей нашей будничной жизни Бог должен находиться на первом месте. Не следует ограничиваться повторением в одиночестве текстов литургических молитв. Надо стараться обращаться к Богу собственными словами, в простоте сердца поверяя Ему свои насущные нужды. Надо также стараться слушать Бога, стоя перед Ним в молчаливом внимании. Мы должны суметь понять и принять Его сокровенные слова, в которых Он не откажет нашей душе, если она будет настойчиво просить об этом. И мы должны ответить Ему, ведя с Ним беседу, диалог, исполненный почтения и, в то же время, детской непосредственности. Таким образом наша молитва сможет стать медитацией. А зачастую лучшей молитвой будет просто тихое соединение с Богом. Не будет произнесено ни единого слова, но будет даровано много любви. Тогда душа сможет сказать: "Я принадлежу Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой - мне".
Наконец, Имя Божие должно святиться в наших делах, в нашей жизни. Никакая наша молитва не будет принята Богом, если ей не будут сопутствовать серьезные усилия, направленные на то, чтобы своими делами не оскорбить призываемого нами Имени. Однако христианину недостаточно не быть соблазном для своих братьев: он должен быть столь набожным, праведным и милосердным, чтобы даже неверующие могли увидеть связь между его жизнью и Именем его Бога.