|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ГЛАВА II

ОТЧЕ НАШ

Господь научил нас говорить не только: "Отче". Он хочет, чтобы мы говорили: "Отче наш". Если я признаю Бога своим Отцом, я должен также признать, что у Него есть и другие дети - мои братья. Итак, я могу считать Бога "нашим" общим Отцом, Отцом единой семьи.

Звание детей одного Отца, братская общность всех людей - узы более крепкие, чем любая рознь. Они разрушают все разделяющие нас стены.

Если я забуду, что человеческое братство охватывает всех людей без исключения, я не смогу скамзать "Отче наш" в духе и истине. По этой причине христианин неизбежно оказывается в столкновении с миром, ибо миру не нравится, что мы признаем, "Отче наш", сыном общего Отца чужака, граждани на враждебного государства, политического противника, человека иной расы, представителя другого общественного класса, человека безразличного или несимпатичного, преступника. Правда, случается, что христиане, сами по себе праведные и миролюбивые, не высказывают возражений, когда их народ или класс политически или экономически эксплуатируют других людей. Такие христиане не имеют права говорить "Отче наш". Мы можем произносить эти священные слова только тогда, когда в нашей душе нет ни малейшего следа ненависти, гордыни, жестокости.

Христианин радуется, говоря "Отче наш" в лоне Церкви и вместе с Церковью. Однако он осквернил бы эти слова, если бы, ввиду принадлежности к своей собственной религиозной общине, исключил из единого божественного отцовства и человеческого братства тех, кто к этой общине не принадлежит или не является христианином, и счел оправданным их преследование, что, как мы знаем из истории, нередко имело место.

"Отче наш" - эти два слова являются основой двух великих заповедей. Поскольку Бог - Отец, мы должны любить Его всем сердцем своим, всею ду-шею своею и всем разумением своим, ибо Он первый возлюбил нас всем Своим Естеством. С другой стороны, поскольку Бог - Отец, мы должны любить, как самих себя, других Его детей, наших ближних. Итак, пробным камнем действия, согласующегося с волей Божией, должен быть вопрос: поступая таким образом, люблю ли я ближнего своего как самого себя?

Говоря "Отче наш", я погружаю свое сердце в Сердце Божие. Однако прежде я должен заключить в свое собственное сердце каждого человека.

Всякий раз, произнося эти слова, я должен также с глубокой благодарностью подумать о том, что произношу их вместе с Иисусом Христом, Единородным Сыном Божиим. Бог является нашим Отцом и Отцом Иисуса в разных смыслах. Итак, стоит задуматься, сколь благ Бог, через благодать усыновления позволивший нам некоторым образом соединиться с Его Возлюбленным Сыном - нашим Братом!

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|