ГЛАВА I
ОТЧЕ!
Иисусу Христу было угодно, чтобы первым словом, которое мы обращаем к Богу во время молитвы, было слово "Отче". Церкви было угодно, чтобы первым предложением нашего символа веры было утверждение: "Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя".
Веровать в Бога, в Его существование, в интеллектуальном смысле значит признавать, что вселенная не имеет объяснения в себе самой, что вне ее, над ней, превыше всех творений есть Бытие, являющееся Источником всего и, одновременно, высшим Совершенством. С точки зрения разума это определение верно. Однако Евангелие дает нам более простое понимание Бога, которое больше отвечает нуждам большинства людей. Оно говорит, что мы-дети Бога, возлюбившего нас.
Бог есть любовь. Он - Порыв всеохватывающей Любви, поднимающийся Вал. Он подобен камню брошенному в воду, который образует круги, расходящиеся все дальше и дальше. Бог щедр и благ. Он приносит нам Себя в дар. Он - воистинуОтец, ибо передает Свое Естество в непрестанном даре любви.
Эта передача естества и любви заключена в самой природе и в самой жизни Бога. В Боге сокрыта первопричина любви, которой мы приписываем имя Отца. Он, первый Возлюбивший, предает Себя первому Возлюбленному - Сыну Своему Единородному, Своему Образу, Мысли, Слову. Разумеется, подобное порождение не имеет в себе ничего плотского. Однако Единородный Сын Отчий воплотился, и мы знаем Его под именем Иисуса Христа. Отец предает себя также и другому Возлюбленному, исходящему от Него наподобие Гласа, Дыхания, которого мы называем Святым Духом. Отец, Сын и Дух - это не просто три определения или аспекта одного и того же божественного Естества. Это - три Любви, различные, но нераздельные, причем каждую из Них связывают с двумя другими добровольные узы, различные и неповторимые. Это - три вечных и равных друг другу божественных Лица. Жизнь Божия есть движение между ними бесконечной любви. И вот, в щедрости Своей, эти Три Лица открывают перед нами Свой совершенный круговорот любви, желая включить в него нас. Ибо удел спасенного человека состоит в том, чтобы после смерти быть навеки допущенным к участию в божественной жизни и, по мере своих скромных возможностей, приобщиться к той любви, которая есть высшее блаженство.
Такова цель творения. Бог сотворил все сущее. Священное Писание не старается описать творение с научной точки зрения, но изъясняется с помощью символов и утверждает лишь одно: все сущее получило свое бытие от Бога. Творение существует, ибо существование дано ему Богом, в то время как Бог есть Сущий, дарующий бытие. Результаты научных исследований и эволюционная гипотеза ничуть не противоречат сущности библейского повествования.Человек, созданный Богом, до определенной степени подобен Творцу. Наделенный разумом и свободной волей, он призван к тому, чтобы на протяжении земной жизни любить Бога и служить Ему, а после смерти - соединиться с Ним. Человеческий грех нарушил гармонию творения. Дитя ослушалось Отца своего и отдалилось от Него. Однако Единородный Сын Отчий, Иисус, являющийся Сыном воистину, а не через усыновление, как мы, пришел, чтобы отыскать и спасти Своих приемных братьев. Благодаря Ему каждый из нас, согрешив, может сказать: "Встану и пойду к Отцу моему". Он научил нас молиться Отцу. Дух Святой также являет нам Отца. Писание говорит, что Он взывает в сердцах наших: "Авва, Отче!"
Нам нелегко представить себе Отца. Быть может, мы будем недалеки от истины, если уподобим Его сердцу, каждый удар которого есть бесконечный дар любви; или величайшей Нежности, охватывающей все сущее. Но на каком основании мы можем судить об этом? Конечно, если мы признаем, что великое не может происходить от малого, наш разум может вознестись на уровень абстрактного понятия Бога. Однако разум не может постичь отношений Отца с Сыном и Духом, равно как и отношений Отца с Его приемными сынами - людьми. Мы не можем проникнуть в эту тайну с помощью интеллектуального познания, но мы веруем в нее, ибо веруем в сверхъестественное Откровение, в Слово Божие, высказанное одновременно в Священном Писании, в Церкви и в наших сердцах. Чтобы познать Отца, мы должны слушать Иисуса Христа, ибо именно Он осторожно приближает нас к Отцу Своему и Отцу нашему. Никто не познает Отца, как только через Сына и в Сыне.