|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

СО СВАДЕБНЫМ БУКЕТОМ В РУКАХ

«А на моей свадьбе будет пир на весь мир...» Как ты представляешь себе свое венчание? В белом прилегающем платье с фатой до самой земли, в великолепном, заполненном людьми храме? И чтобы громко играл орган, и чтобы кто-нибудь пел соло «Аве Мария», а твой жених был бы во фраке, в смокинге или хотя бы в черном костюме. И еще огромный букет белых цветов в руках, и вокруг всюду белые цветы. Все взволнованы, и у родителей на глазах слезы. Наверное, так?

Или иначе: в маленькой деревенской церквушке, где-нибудь в глуши, в присутствии одних родителей и самых близких друзей, перед лицом своего священника сказать своему избраннику это самое важное слово.

Что такое любовь? Как она возникает?

Любовь приходит только тогда, когда человек способен чувствовать, быть восприимчивым. Или, говоря иначе, только тот может влюбиться, восхититься другим человеком, кто впечатлителен, восприимчив и чуток. Ты сразу видишь, что полюбить не так легко. Для этого нужно распахнуть душу. Но если ты закоренел в своем эгоизме, который так упорно и усердно взращивал, то у тебя нет особенных шансов полюбить. Разве что ты так сильно полюбишь, что это чувство, словно вихрь, разрушит твое прежнее отношение к жизни, эгоистичное и сибаритское. Ты будешь пленен человеком, которого повстречаешь, и это поможет тебе распахнуть свою душу и восхититься окружающим миром. Тогда тебе захочется быть рядом с человеком, которого ты полюбил, чью красоту ты заметил. Ты захочешь быть таким, как он. И теперь легко понять, что любовь - это самый драгоценный дар, какой человек может получить в своей жизни. Хотя любовь бескорыстна, хотя по своей сути она не обязана отплачиваться взаимностью и не ставит никаких условий, однако она сама по себе способна пробуждать ответное чувство.

Как только возникает настоящая любовь между юношей и девушкой, они начинают сознавать, что входят в новый, волшебный мир. Они чувствуют, что что-то кончается. Кончается период романов, увлечений, мимолетных знакомств и расставаний. Этот период мог бы, конечно, продолжаться еще долго. Возможно, каждый из них имел бы еще немало подобных увлечений. Однако в них усиливается убеждение, что к ним пришло нечто очень важное, что нельзя пренебречь человеком, который полностью отдает тебе самого себя. В них нарастает осознание того, что шанс, дарованный им судьбой, может не повториться, что это чудо, единственное в своем роде, и от него нельзя отмахнуться.

Радость, восхищение своим избранником или избранницей пробуждают полную откровенность между ними: «Принимаешь ли ты меня такого? Посмотри на меня. Чтобы не было никаких недомолвок, чтобы потом не было никаких неожиданностей, чтобы впоследствии ты не сожалела о том, что не узнала меня со всех сторон». «Посмотри на меня внимательно, чтобы потом у тебя не было претензий, что я перед тобой что-то скрыла, утаила от тебя». Это желание выяснить все начистоту: «Присмотрись хорошенько, ведь от этого зависит наша судьба».

Когда я был ребенком и смотрел фильмы со счастливым концом, в которых всегда было много замысловатых приключений, преодолений препятствий, побед над всеми врагами и разоблачений коварства мнимых друзей и все это обязательно завершалось счастливой свадьбой, то я всегда спрашивал: а что же дальше? Я постоянно хотел, чтобы фильм начинался именно с этого момента. А если уж и должна была быть непременно первая серия картины, то пусть после нее покажут и вторую - обычную жизнь этих людей.

Брак - это, значит, быть друг с другом всю жизнь. С утра до вечера и всю ночь. Это, значит, дать другому человеку счастье и быть счастливым самому. Но сделать это не так просто. Две индивидуальности, которые воспитывались и формировались по-разному. Быть вместе всю жизнь, когда уже подсознательно известно каждое следующее движение, каждое следующее слово, когда известно и понятно все. Это взаимопонимание должно быть достигнуто заранее. Я считаю так, а как ты? Приемлемо ли это для тебя? Ты не против? Одобряешь ли ты меня?

Они не так наивны, чтобы полагать, что их жизнь будет совершенно не такой, как у других: что она будет дорогой, устланной розами, не омраченной никакими недоразумениями. Нельзя думать, что в течение всей жизни не будет размолвок и ссор. Но все это никогда не перечеркнет тех ценностей, которые для них несомненны и ради которых они всегда остаются друг с другом.

Время от помолвки до свадьбы - это период, когда окончательно решается вопрос совместной жизни, период подготовки к тому, что мы называем браком, супружеством. Одновременно молодые люди все более отчетливо осознают, что для того чтобы сберечь этот чудесный дар, чтобы дать счастье любимому человеку и быть счастливым самому, необходимо стремиться к Добру, Истине и Красоте, необходимо быть чутким друг к другу - необходимо быть бескорыстным. Двое молодых людей верят, что у них будет большая жизнь, что она будет соответствовать их высоким моральным требованиям. Они верят и надеются, как христиане. Образцом для них является жизнь Христа. А помощь для себя они видят в своей принадлежности к Церкви. В результате происходит самое значительное событие, которое только может произойти в жизни двух христиан. Молодые люди делают свой жизненный выбор. И это настоящий праздник Церкви. Если бы это случилось где-нибудь на экваторе или на полюсе и если бы, из-за отсутствия священника, они поклялись во взаимной верности на всю жизнь лишь друг перед другом, то и это было бы праздником Церкви - это было бы настоящее таинство.

Когда это происходит в нормальных условиях, Церковь, заботясь о счастье своих будущих молодоженов, организует для них подготовку к вступлению в брак. Она старается по мере возможности откровенно представить им суть бракосочетания, обязанности, которые они берут на себя, трудности, к которым они должны быть готовы. Потом, когда Церковь убедится в серьезности решения молодых людей, она допускает их к обряду таинства, в котором торжественно, в присутствии священника как представителя Церкви и своих близких они приносят клятву верности другу другу. Форма церковного обряда бракосочетания - вещь второстепенная, зависящая от культурных традиций. Она может варьировать. Она должна лишь выражать суть дела: клятву верности на всю жизнь во имя Христа.

У католиков это взаимная подача женихом и невестой рук, прикрытых епитрахилью, и слова: «Клянусь тебе в любви, верности и супружеской честности, клянусь, что не покину тебя до самой смерти. Да поможет мне Господь Бог Всемогущий, Единый в Трех Лицах».

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|