|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ВДРУГ ТЫ СТАНЕШЬ СВЯЩЕННИКОМ

Помню, это было апрельским вечером. В костеле было холодно. Время от времени ветер приносил волну теплого воздуха. Я сидел в своей исповедальне у главных дверей. Прямоугольник света, отбрасываемый заходящим солнцем, все более удлинялся в темнеющем интерьере костела. Было ясно, что я просижу здесь допоздна: много людей после говенья хотело исповедаться. Точнее говоря, это были дети из близлежащих школ. Они были хорошо знакомы мне по урокам религии. Хотя в костеле собралось много детей, в нем царила тишина.

Время от времени ее прерывал усиливавшийся шепот или торопливые шаги входившего школьника. Следующим был Петр. Сквозь решетку я заметил его белобрысую шевелюру. А если бы и не разглядел, то и так узнал бы его. Он всегда заикался, когда хотя бы немного нервничал. Он кончил исповедоваться, потом стал говорить я, обращаясь к нему, и закончил формулой отпущения грехов. Я уже постучал, сигнализируя конец исповеди, и повернулся в другую сторону, когда увидел, что Петр еще не отходит от исповедальни и продолжает стоять на коленях. Я подумал, что, может быть, он забыл что-то сказать, или чего-нибудь не расслышал. Я снова обернулся к нему. «Футбольная команда «Краковия» проиграла «Висле» со счетом 0:3», - сказал он и отошел. В первый момент я остолбенел, а потом чуть громко не рассмеялся. Только теперь я вспомнил, что на последнем уроке кто-то упомянул об этом матче, а я сказал, что, к сожалению, не смогу послушать трансляцию этого матча по радио, потому что в это время буду исповедовать детей.

Ты спрашиваешь, что значит быть священником. Значит ли это только отправлять богослужение? Конечно, прежде всего. Но быть священником - это значит, служить людям. Священство начинается от людей - от группы христиан, от прихода, за который священник несет ответственность. Ты спрашиваешь, откуда берется эта ответственность. Как ты знаешь, раньше каждый приход сам выбирал себе пастыря, который потом утверждался епископом - рукополагался им. Теперь же епископ назначает приход священнику - как место его работы.

Я приехал в свой новый приход, куда меня назначил епископ. В первые дни мне там было очень плохо: чужие люди, чужие священники, чуждые проблемы. Именно этого я и боялся больше всего, это тревожило меня еще в духовной семинарии: как будет выглядеть моя встреча с новой, незнакомой средой. В семинарии мой духовный отец на прощание сказал мне: «Мечислав, если ты сможешь выдержать в этом приходе полгода, то это хорошо». Я же пробыл там одиннадцать лет и мне вовсе не хотелось оттуда уходить. А теперь я сидел в исповедальне и с улыбкой думал о том, как Петр специально прослушал передачу по радио, а потом пришел сказать мне, каков результат футбольного матча.

Таких, как он, с которыми я дружил и по-прежнему крепко дружу, очень много. В течение учебного года мы много работали, стремясь понять, какого рода бывает Благодать, определить важнейшие пороки, уяснить, что значит «Един в Троице», как происходило сотворение мира и во имя чего Иисус Христос умер на кресте. А во время каникул мы путешествовали по Польше вдоль и поперек, пешком, на велосипедах, на мотоциклах, на байдарках, на машинах и поездах, ночуя в палатках и на туристских базах. Где теперь эти бывшие школьники? С некоторыми я встречаюсь до сих пор. Некоторые из них регулярно навещают меня, приходя к исповеди. Некоторые постоянно приходят по воскресеньям на мои богослужения. Мои давние ученики приглашают меня на свои свадьбы, я крещу их детей, меня огорчают их заботы и радуют их успехи - я участвую в их жизни. Иногда мы встречаемся за чашкой кофе. И не только в Польше. Одна из самых отдаленных и неожиданных встреч произошла в Нью-Йорке, где я три месяца был викарием. Однажды, открыв дверь приходского управления, я вдруг увидел, что передо мной стоит Анна с ребенком на руках. Последний раз я видел ее во время нашей совместной экскурсии в Татры. «Что ты здесь делаешь?» - с изумлением спросил я. Смотря на меня круглыми от удивления глазами, она ответила: «Я пришла договориться о сроке крещения ребенка. Неужели это Вы, ксендз Малиньский?» Со многими я уже перестал поддерживать отношения, но при встрече мы всегда узнаем друг друга. Конечно, среди моих учеников есть и такие, которые приходят, и такие, которые уходят, но и за тех, и за других я по-прежнему чувствую свою ответственность, да и они, кажется, тоже чувствуют себя в большей или меньшей степени связанными со мной. Вот так мы вместе и идем по жизни.

Читал ли ты книжку Селинджера «Над пропастью во ржи»? Там есть диалог главного героя повести - молодого человека, ученика средней школы - со своей сестрой. Мне кажется, это один из самых замечательных образов ребенка, которые я встречал в литературе. Она задает ему вопрос: «Скажи, кем ты в конце концов хочешь быть?» Брат отвечает: «Было время, когда я хотел стать адвокатом. Но сейчас уже нет. Больше всего мне хотелось бы стоять у пропасти на краю колосившегося поля и следить, чтобы резвящиеся во ржи дети не упали туда.»

Вот и я так же представляю себе свое назначение священника, только стараюсь еще, чтобы эти дети, во избежание падения в пропасть, уверовали в Христа.

А имеющиеся у меня для того средства - это прежде всего Божественная Литургия, исповедь и все прочие таинства, которые, насколько это только возможно, основаны на личных контактах со священником.

Теперь, возможно, тебя уже не удивляет целибат - безбрачие священников. Могут быть, конечно, и женатые священники. Они есть и в католической Церкви, например, у греко-католиков. Однако если римско-католическая Церковь сохраняет целибат, то лишь затем, чтобы священник мог полностью отдать себя пастырской деятельности.

Таинство священства - это проявление решения посвятить себя служению обществу верующих христиан. В то же время со стороны Церкви оно является завещанием дара Божественной Благодати, проявлением духовной власти и свидетельством миссии Церкви - ее пастырской деятельности, совершения литургии и таинств, а также поучений и наставлений.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|