|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

КОГДА ТЕБЯ ПОСТИГНЕТ БОЛЕЗНЬ

Это произошло в Татрах. Очень давно. Так давно, что с трудом верится. Меня вызвали к умирающему - приехала гуральская повозка с местным газдой, которого я знал. Я спросил:

- Что, у вас кто-то заболел?

- Нет, соседи прислали, у них нет лошади.

Было очень далеко. Мы добрались до деревни, потом миновали ее. Кончилась мощеная дорога, мы уже ехали по бездорожью, через ручьи. Прошло, наверное, часа два.

- Вон там, в той хате, - он показал мне виднеющуюся на горе крышу.

- Поберегите коня, подождите здесь, я мигом вернусь, - сказал я.

Взобравшись вверх, я подошел к дому и увидел пожилого человека, чинившего крышу.

- Газда, - крикнул я, - кто тут звал ксендза к больному?

- Ну, я. Обождите чуток, сейчас слезу.

Я был в крайнем изумлении. Он с трудом спускался по лестнице.

В дверях он обернулся и сказал:

- Обождите еще маленько, я только улягусь в койку.

Я ждал, а сам уже испытывал досаду. Два часа в одну сторону. Сказали, что к умирающему, а он преспокойно сидит себе на крыше и чинит кровлю. Я уже хотел было уходить, но он спросил меня:

- А елей?

- Зачем же Вам Соборование, Вы ведь не серьезно больны, - ответил я.

- Ваша милость, сказать по-честному, во мне сидит страшная хворь.

- Ну, раз Вы можете еще чинить крышу, то не очень-то и больны.

Тогда он мне все объяснил:

- Посуди сам, хозяйничать некому. Сына в лесу задавило, одна баба с мелюзгой осталась. Как начался сильный ветер с гор, так крышу чуть не сорвало. Надо было ее залатать, чтоб не лило в избу. Да и диву даваться тут нечего - сейчас я помру.

Есть жизнь человека, а есть его недуг. Не огорчайся, что ты не понимаешь этого. Здоровый не может понять больного. И ты, когда выздоровеешь, перестанешь понимать себя того, каким ты был во время тяжелой болезни. Но вспомни, как ты болел в последний раз. Я прошу тебя, хотя знаю, что ты не очень хорошо это помнишь, так как помнить это почти невозможно. В болезнь человек погружается, как в затягивающую его трясину, а выходит счастливым, как бы почувствовав твердую почву под ногами. Тогда даже в мыслях не хочется возвращаться к пережитому кошмару. Однако попробую напомнить тебе, как это происходило - например, когда ты тяжело болел гриппом: жар, ломота в костях, головные боли, отсутствие аппетита, ты весь в поту и весь организм ослаблен. Мешают волосы, мешает пижама, жжет подушка, давит теплое одеяло. В глазах словно песок насыпан. Руки липкие, сухо во рту, свет режет глаза, раздражает шум, медленно тянется время. Не хочется спать, не хочется жить. Все это продолжалось не так уж и долго - каких-нибудь три, шесть, десять дней. А ведь может быть еще и нестерпимая боль днем и ночью, и мольбы о помощи. И испуганное лицо матери, и ее рыдания у твоей постели. Потом ты начинаешь вставать, ходить, пошатываясь на ватных ногах. Быть может, ты удивился, когда услышал: „Слава Богу, поправился. А то нам уже казалось, что с тобой будет совсем плохо". Хотя ты и не подал виду, но фраза эта поразила тебя. Что это значит? Со мной было так плохо? Я мог умереть? Я -умереть? Конечно, ты знаешь, что каждый человек должен умереть, но никогда не думал об этом применительно к себе: „Когда-нибудь, но ведь не сейчас же". А может быть, никто даже тебе этих слов не сказал. Ты постепенно возвращаешься к нормальной жизни. Еще не выходишь на улицу, но уже иногда встаешь с постели. У тебя все еще держится небольшая температура. Ты уже пробовал приступить к занятиям, хотя пока еще ты слаб. У тебя нет аппетита. Ты начинаешь присматриваться к тому, что происходит дома. На себя и на окружающих ты смотришь как бы со стороны - из постели все выглядит немножко иначе. И предаваясь созерцанию себя и окружающих, ты, наверное, неожиданно обнаруживаешь, что во время болезни ни разу не молился. Ты сразу же находишь оправдание этому: я был слаб. Но возникает и возражение: „А если бы я болел очень долго, а если бы я умер". А может быть, случилось так, что к тебе, больному, приходил священник - тот, что тебя учит, или тот, с которым дружат твои родители. Он даже ничего не говорил о Боге. Он желал тебе быстрого выздоровления. Сказал лишь, что надо слушать врача и родителей, пошутил и ушел. Но уже само его присутствие напомнило тебе о Боге.

Теперь ты уже понял, к чему я веду речь. Я хочу объяснить тебе, что означает помазание больных в таинстве Елеосвящения. Болезнь разрушает и истощает твой организм и твою психику. Но ведь ты человек и должен оставаться человеком даже во время болезни. Ты еще и христианин, и Христос должен быть для тебя образцом и в это тяжелое время.

Я вполне отдаю себе отчет в том, как трудно владеть собой во время болезни, не жаловаться, не сетовать, не требовать невозможного от окружающих, слушаться рекомендаций и советов врача и тех, кто за тобой ухаживает: соблюдать диету, есть специально для тебя приготовленную еду, принимать лекарства, уколы. Несмотря на свое состояние, ты должен держать себя в руках. Должен владеть собой. А потому ты должен молиться, не пропускать своих обычных молитв. В воскресенье, когда ты не можешь пойти в церковь, хотя бы мысленно участвуй в богослужении. Кроме того, если ты в состоянии это сделать, молись с четками, прочитай фрагмент Священного Писания - это поможет тебе по-христиански переносить твой недуг. А еще сообщи своему священнику, что ты болен, - чтобы он навестил тебя.

А теперь представь себе, что речь идет не об обычной болезни, а о продолжительной, тяжелой, во время которой, быть может, ты борешься за свою жизнь. Тогда к слабости, вызванной изнурительной болезнью, присоединяется страх перед смертью. Появляются угрызения совести из-за совершенных грехов, бесцельно растраченной жизни и неиспользованных возможностей делать добро. Можешь себе представить, как человек нуждается тогда в Божьей помощи, чтобы овладеть собой, чтобы спокойно, с верой в провидение и Божье милосердие смотреть в свое будущее и прошлое. Выражением этой потребности является таинство Елеосвящения. Одновременно оно является помощью, которую Церковь оказывает тяжело больному человеку: помогает ему быть христианином в трудную минуту. Символом такой помощи является Елеосвящение. Следовательно, оно является выражением того, что ты чувствуешь и каким стремишься стать, а с другой стороны, знаменует собой помощь Церкви в том, чтобы ты, видя перед собой пример Христа, мог справиться со своей болезнью.

Ты можешь сказать: „Тут что-то не то. Вы правы, и все это так, когда дело касается больного человека. Но я слышал, что священник совершает Елеосвящение и через два часа после клинической смерти, а ведь тогда, в свете того, что было сказано выше, это уже не имеет смысла. Зачем умершему елеопомазание?" Ты совершенно прав, умершему это ни к чему. Но ты, наверняка, слышал о реанимации, о скорой помощи, оборудованной различными аппаратами, дающими иногда возможность вернуть человека к жизни и после клинической смерти. Заметь, что обряд Елеосвящения состоит в нанесении освященным елеем знака креста на лбу и руках больного, сопровождаемом молитвой священника. Обратил ли ты внимание на то, что в этом обряде нет никаких диалогов, что он, в отличие от других таинств, не предусматривает никаких ответов от того, кто это таинство принимает? Все это потому, что даже тогда, когда человек уже не в состоянии ничего сделать, когда у него нет сил, когда он утрачивает власть над своим телом, Церковь еще имеет возможность проникнуть в его сознание благодаря его способности слышать и осязать, затем, чтобы он услышал молитву за себя, чтобы в нем пробудились вера, надежда и любовь.

Я сам помню ряд таких случаев, когда я приходил к умирающему слишком поздно - иногда по вине его близких, которые „боялись испугать больного приходом священника", а иногда и без чьей-либо вины. И тогда я тоже совершал елео-помазание умершего и вслух читал молитву. Случалось, что я делал это один, так как его близкие спешили заняться похоронами. Я молился вслух, надеясь, что он меня услышит и остатками своего сознания соединится с Христом.

Но это нетипичные случаи. Таинство Елеосвящения предназначено для людей, когда они больны.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|