|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

МЫ - КАТОЛИКИ

В нескольких километрах от города водитель обнаружил, что бензин в баке на исходе и нужно где-то остановиться, чтобы заправиться из канистры. Мы попросили остановиться возле костела на окраине города. Столько раз мы проезжали мимо этого костела, но никогда не представлялась возможность заглянуть в него. Костел незаурядный по архитектуре - наверное, единственный в своем роде в Польше. Внутренность его, однако, осталась незаконченной. С 1939 г. ничего там не делалось, а то, что было сделано, представляло собой жалкую картину. На боковых стенах развешены безнадежно убогие изображения. На нестиранных алтарных скатертях цветы в банках из-под горчицы вместо ваз. Скамеечки для молитвы, ободранные и неодинаковые по виду, расставлены без всякого порядка. Ажурную бетонную констуркцию, в которую так и не вставлены витражи, заслоняла великопостная декорация (был как раз Великий Пост): по обе стороны алтаря небрежно вырезанные из оберточной бумаги две лестницы, два копья, а над ними ангелы, выражение лиц которых могло свидетельствовать разве что о несварении желудка. Чтобы они не сверзлись с небес и не разбились о каменные плиты, создатель сей композиции подставил им под ноги облака. Я не мог отрешиться от ощущения, что ангелы эти предназначены были для рождественского оформления костела, а теперь их водрузили лишь для того, чтобы заполнить пустое место. В общем, впечатление жуткое.

После посещения такого костела ты вправе сказать: «какое убожество», но если бы ты сказал то же самое о католической Церкви вообще, то это было бы, мягко говоря, некорректно.

Возьмем другой пример. Ты пришел на воскресное богослужение. Сзади тебя поет какая-то женщина. Точнее, не поет, а голосит, что есть мочи розевая свой беззубый рот и вдобавок немилосердно фальшивя. И это во славу Божью! Обернувшись, ты смерил ее многозначительным взглядом - может, перестанет или хотя бы умерит пыл. Но это не производит ни малейшего эффекта. Ты не в силах дольше вынести этого. Потом Евангелие, прочитанное невнятно, монотонным голосом, без малейшего проникновения в суть. Потом проповедь - то же самое, что в Евангелии, только несравненно хуже. И эти бесконечные «ибо», «поелику», «ужели», и все, что давным-давно известно. Банальность, напыщенные фразы. Никого это не трогает, ни до кого не доходит. Ты разглядываешь окружающих. Вокруг тупая безучастность. «Зачем я здесь? Что все это значит? Скорей отсюда, на свежий воздух». А священник все никак не кончит.

Или вот такой портрет. Ты знаешь, что твой знакомый регулярно посещает церковь. А дома у него нечто вроде местного радиоузла, только его «последние известия» не длятся 15 минут - за этим занятием он проводит весь день. И касаются эти «передачи» всех его знакомых и близких.

Я мог бы продолжать критиковать католиков и дальше. Ты и сам прекрасно мог бы помочь мне в этом - ведь и у тебя есть немало возражений и претензий. Но скажи мне: ранят ли тебя эти ошибки и просчеты? Воспринимаешь ли ты их внутренне как свои кровные? Хотелось бы тебе, чтобы было иначе? Задумываешься ли ты, что можно сделать, чтобы изменить существующее положение вещей?

Церковь это мы, крещеные и верующие. Мы, принявшие от Иисуса Христа Божью Истину и возможность претворять ее в жизнь. Расхожее представление, что понятие Церкви охватывает лишь духовенство, священников, монахов, епископов и папу, не соответствует истине, так как Церковь состоит не только из духовных, но и из светских лиц.

Мы все пробиваемся сквозь мрак нашей слабости, неразумия и эгоизма к свету, который явил нам Христос. На каждое поколение, на каждого человека возложена ответственность за претворение в жизнь истины Христовой. Мы должны утверждаться, возрастать в истине, так, как говорит об этом св. Павел: «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4.24). Мы утверждаемся в истине благодаря нашим ошибкам, безрассудствам, страданиям и прозрениям.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|