|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ПОЧЕМУ ТАИНСТВ СЕМЬ

До сих пор мы рассматривали проблему таинств с точки зрения их внутреннего содержания. Но попробуем посмотреть на этот вопрос практически. Как это все выглядит в жизни? Мы говорили о решении Церкви и его соприкосновении с решением тех, кто приходит к ней за благодатью, что и составляет основу совершения таинства. А как это выглядит в действительности? - „Извините, пожалуйста, мы пришли к Вам в церковь, потому что мы хотим вступить в брак. Честно говоря, мы ведь люди взрослые и можем говорить напрямоту, для нас этого венчания могло бы и не быть, но просто родители требуют, чтобы была не только регистрация в ЗАГСе, но и венчание, и, чтобы не огорчать их, мы пришли к Вам, чтобы Вы помогли нам заключить такой брак". Может быть, я немного преувеличиваю? Ничуть. Это почти дословное повторение разговора, в котором мне когда-то пришлось участвовать. Отношение христиан к таинству, которое они приходят совершать, расположено как бы между двумя крайними точками: от сознательного участия в этом акте тех, кто решил строить очередной этап своей жизни по образцу Христа и с Его помощью, до полного пренебрежения сутью вещей и довольствования лишь чисто внешними атрибутами. Ты можешь сказать: в таком случае не следует допускать к таинствам таких людей, о которых была речь. И будешь прав. Но что же делать с теми, кто стоит на грани? Тут я отвечу: надо допускать. И не ради душевного успокоения, а потому, что если человек приходит в Церковь, имея в себе хотя бы крупицу доброй воли, то уже есть вероятность, что из нее, как из горчичного зернышка, прорастут христианские убеждения. И это произойдет благодаря Богу, к которому человек повернется, имея в себе эту крупицу доброй воли.

Почему существует семь таинств? Потому что Господь наш Иисус Христос установил семь таинств. Да, но почему именно семь? Разумеется, потому, что таково число важнейших этапов, вех в жизни человека - христианина. Но возникает вопрос: а не существует ли других важных этапов? Разве не важно, например, начало профессиональной деятельности, когда молодой человек по окончании школы или института первый раз в жизни приступает к работе? Разве не важно окончание работы и уход на пенсию? Таких жизненных ситуаций можно было бы назвать еще очень много. Разве не важно назначение кого-либо на пост начальника или директора? Это действительно важный период в жизни человека, и такой человек должен ясно осознавать, что значит быть директором и как должно это выглядеть с точки зрения веры Христовой. Так почему же всего семь? Еще и потому, что число семь в многовековой культурной традиции человечества всегда считалось выражением единого целого. А стало быть, семь. Ибо не только семь отдельных этапов нашей жизни должны быть связаны с Христом, но и вся наша жизнь в целом должна быть посвящена Ему. И в этом тоже смысл семи таинств.

Обрати еще внимание на очень важную вещь. Чтобы таинство совершилось, чтобы наши чувства и устремления действительно слились с учением Церкви, нам не помогут ни три дня подготовки, ни семь, ни два месяца - скажем прямо: таинство будет таким, какова наша жизнь в целом. Такова твоя исповедь, твой брак, миропомазание, елеосвящение, какова вся твоя жизнь. А значит, здесь есть взаимозависимость, когда не только таинство оказывает влияние на жизнь, но и жизнь на таинство.

Возможно, тебя удивит такой взгляд на проблему таинств. Он не таков, как на уроках закона Божьего. Но на все можно посмотреть с различных точек зрения, на таинства тоже. Мы взглянули на них с другой, незнакомой тебе до сих пор стороны - поэтому таинства и выглядят иначе, по-новому.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|