|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ЧЕРЕЗ ВСЮ НАШУ ЖИЗНЬ

В Польше молодые люди, уехавшие из деревни в город, как правило, для работы на больших стройках, попросту говоря, там теряются. Среди них наблюдается довольно распространенное явление - они начинают забывать о своей обязанности посещать воскресную мессу. Но вот что характерно: тот же молодой человек, который в городе перестал ходить в костел, по возвращении в родную деревню, как и прежде, надевает в воскресенье свою самую нарядную рубашку, праздничный костюм и направляется в костел. То же происходит с девушками, которые, переехав в город, перестали ходить в костел, а когда возвращаются в свою родную деревню, вновь несут святые образа во время религиозных шествий.

Если мы задумаемся над этим глубже, то придем к выводу, что мы сами как следует себя не знаем. Нередко мы поражаемся сами себе. Ты, наверное, тоже не раз ловил себя на том, что, обиженный или выведенный из равновесия, мог внезапно выйти из себя, нагрубить кому-нибудь, а если до этого и не доходило, ты бывал так взволнован, что долго не мог прийти в себя. Потом ты ломал голову над тем, как ты мог так поступить, не понимал, зачем это сделал. Может быть, ты обнаруживал также, что к некоторым людям ты относишься как брат, а к некоторым - как тиран.

Мы сами недостаточно себя знаем. Оказывается, в нас есть такие задатки, как положительные, так и отрицательные, которые дремлют в нас годами, а при благоприятном стечении обстоятельств внезапно вырываются наружу целым фейерверком возвышенных переживаний, помыслов, стремлений или в виде вульгарных и низменных поступков. Потом они или остаются, или вновь исчезают.

Некоторые психологические особенности связаны с нашим биологическим развитием. Когда ты смотришь на фотографию карапуза, который нагишом сидит на коврике и глупо таращится на фотографа (это тебя сфотографировали родители, когда тебе исполнился ровно год), то ты думаешь: „Неужели я был таким?" Смотришь на фотографию балбеса, который с ранцем за спиной впервые в жизни идет в школу и спрашиваешь: „Неужели это я?" А теперь тебе восемнадцать лет, и если на свои теперешние фотографии ты посмотришь, когда тебе будет, скажем, сорок лет, то я не знаю, что ты скажешь, но знаю наверняка, что ты почувствуешь ту же разницу, которую чувствуешь сейчас, смотря на себя спустя десять или пятнадцать лет.

Среди всех периодов жизни для человеческой личности самыми главными являются два. Первый - период созревания, так как это начало сознательной жизни. Другой - период тяжелой болезни, которая меняет психологический облик человека. Эти этапы важны для него не только как для человека, но и как для христианина.

Молодость - это период, когда человек пробуждается психически, когда он начинает думать, осознавать, искать свое место в жизни. Если тогда ты выберешь Христа в качестве своего идеала, то этот выбор послужит основой таинства Миропомазания: в результате твоего выбора установленное Христом таинство может свершиться в тебе.

Опасная болезнь - это период нарушения душевного равновесия и паника перед возникающим призраком смерти. Если тогда, несмотря на все искушения отчаяния, страха, возмущения, обиды, человек верит в Иисуса Христа, то это является основой того, что называется таинством Елеосвящения (в таинстве Елеосвящения употребляется елей для помазания больных).

Это два важных периода физического и психического развития в жизни человека, которые, по-видимому, мы все еще недооцениваем. Переживая их, мы становимся другими, оставаясь при этом самими собой.

Ты должен знать о них и сознательно готовиться к ним, ибо в противном случае можно утратить свое человеческое „я". Бывает, например, что мальчик, который с первого класса помогал при совершении церковнослужения, хотя подчас в этом не было надобности, такой ухоженный, воспитанный, паинька, повзрослев, менялся до неузнаваемости: становился эгоистом, отвратительным и ужасным. Кто здесь совершил ошибку - может быть, мать, которая хотела видеть его все таким же приглаженным маменькиным сыночком, которого водят за ручку? А может быть, он сам в необходимый момент не потрудился заняться формированием своего характера? В жизни существуют четкие вехи, о которых следует знать, которые ожидают нас на нашем жизненном пути, и мы должны быть подготовлены к ним. Если ты не примешь этого во внимание, то даже будучи христианином в один период своей жизни, ты не сможешь наверняка сказать, будешь ли им в другой.

Но кроме жизненных периодов, обусловленных биологическим развитием человека, существуют также состояния, связанные с местом человека в общественной жизни. Каждое из них формирует определенный психический склад натуры человека.

Одно из важнейших состояний такого рода - вступление в брак. В тебе родилось чувство любви. Любовь - это не только очарование другим человеком, это также желание быть с ним рядом всю жизнь и, что особенно важно, желание создать семью. И если перед лицом этого решения человек обращается к Христу, чтобы принять за образец Его жизнь, стремится следовать примеру Христа, уповая на Его силу, на Его благодать, то в этом проявляется таинство Брака.

Как известно, психология начальника непохожа на психологию его подчиненного. Я упомянул об этом потому, что хочу сказать о священнослужителях. Конечно, священник не начальник, но между ними есть существенное сходство: это сознание ответственности за свое Дело и за вверенных им людей. Иначе говоря, если человек, снискавший благодать призвания, решится посвятить свою жизнь служению Церкви, то в этом его решении проявится таинство Священства.

Есть еще одна ситуация для человека в обществе: когда он отходит от норм человеческого общежития, от его нравственных устоев, а потом, как блудный сын, вновь к ним возвращается. Конечно, ты понимаешь, что я имею в виду: грех и Покаяние. В таких случаях особенно необходимо уметь выходить с честью - понять и признать, что ты согрешил. И если ты говоришь, что не хочешь зла, что хочешь служить Добру, то в такой позиции заложено таинство Покаяния.

Несомненно, важнейшим таинством, о котором мы еще не упоминали в наших рассуждениях, является акт крещения - решение присоединиться к Церкви. Человек, который поверил в Христа, решается присоединиться к организации, которую Он основал.

Вновь повторяю: основой каждого таинства должно быть решение христианина - решение человека жить по образцу Христа. Еще один элемент, необходимый для того, чтобы таинство совершилось, - это решение Церкви, которой Христос доверил свои таинства. Таким образом, таинством в полном этого слова значении является соприкосновение этих двух решений - твоего и Церкви, которая приходит к тебе с помощью. Выражению этой помощи служат словесные тексты, символика, обряды - весь церемониал литургии. Церковь принимает тебя в свое лоно, когда ты об этом попросишь; она оказывает тебе свою помощь, чтобы ты сам смог сформировать высокие нравственные принципы по христианскому образцу. Она помогает тебе построить свою жизнь по образу и подобию Христа. Осеняет тебя благодатью, когда ты решаешь вступить в брак. Приходит к тебе, когда ты лежишь прикованный к постели, помогает преодолеть тяжкий недуг. Церковь вверяет тебе опеку над паствой, когда ты решаешься посвятить свою жизнь священнослужению. Церковь широко открывает свои врата человеку, который сожалеет о том, что отошел от нее, и дарует ему благодать всепрощения. Я не сказал еще здесь о Евхаристии. В старину Церковь называла ее sacramentum sacramentorum - таинством таинств. Поэтому об этом таинстве мы говорим отдельно.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|