|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Аналогические принципы лежат и в основе религиозной обрядности, вырастающей из христианской веры.

Мы с рождения застали уже существующие церковные праздники, различные богослужения, и, в первую очередь. Литургию, в которой существенную роль играют такие символы, как хлеб, вино, вода, омовение рук, и мы должны научиться их понимать. С детства нас готовили к ним родители, обучали священники и преподаватели закона Божьего, мы знакомились с ними и благодаря чтению книг. И только таким путем можно стать участником христианских празднеств, среди которых важнейшим является участие в Божественной Литургии. Благодаря ей мы действительно становимся соучастниками Страданий, Смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В Литургии благодаря силе Иисуса, заместителем которого у алтаря является священник, в нас рождается ощущение присутствия при подлинных Страданиях, Смерти и Воскресении Иисуса Христа. Литургия объединяет нас с Ним. Переживая в памяти Его Смерть и Воскресение, мы становимся соучастниками Его величия, черпаем от Него силу. После Литургии, если мы действительно принимали в ней участие, мы выходим совершенно другими людьми - готовыми к самопожертвованию, доброжелательными, готовыми преодолеть свой страх и лень, побороть свой эгоизм.

Но существует опасность, что эти христианские праздники и даже Божественная Литургия, важнейшее и единственное в своем роде священнодействие, перестанут воздействовать на нас и мы не будем уже реагировать даже на самые высокие символы, на самые возвышенные слова. Может случиться, что всю литургию ты простоишь, не почувствовав ни малейшего отклика. Отчего так происходит? Оттого, что человек по своей природе таков, что привыкает даже к самому возвышенному и святому - привыкает в самом плохом значении этого слова. Как сделать так, чтобы твое восрпия-тие было всегда свежим? - Во-первых, учиться - познавать христианскую веру, а во-вторых, что особенно важно - понимать, что так же, как все религиозные праздники и церемонии служат тому, чтобы ты в своей повседневной жизни был похожим на Христа, так, в свою очередь, и ты только тогда сможешь в полной мере участвовать в них, если в своей повседневной жизни будешь стараться походить на Него. Это странно звучит, но это так.

В заключение следует еще сказать об одной примете нашего времени. Дело в том, что все ритуалы, как светские, так и религиозные, порождаются каким-либо определенным временем и в зависимости от этого приобретают черты конкретной эпохи. То есть основополагающие символы, установленные самим Христом, такие, например, как хлеб и вино в литургии, обрастают различной дополнительной символикой, которая в момент своего возникновения адекватно передавала особенности христианской веры. Но с течением времени она становится все более непонятной. И поэтому мы должны создавать новый теологический язык, новые литургические символы, песни, жесты, которые были бы нашими, выражали наше время и одновременно могли передавать нам, нести в нас христианскую веру. В наше время, совсем недавно, была введена новая форма литургии: алтарь лицом к верующим, тексты на родном языке, устранен один из элементов литургического облачения. Появилась новая форма принятия Причастия, крещения.

Изменений много и конца им не будет.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|