|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ЯВЛЯЕШЬСЯ ЛИ ТЫ УЧЕНИКОМ ИИСУСА ХРИСТА

Христианин ли ты? Или, иначе, что значит быть христианином? - Это значит, что ты поверил в Христа.

Но что такое поверить в Христа? Значит ли это знать, что Иисус Христос жил? Или, быть может, нечто большее: что Иисус Христос является Мессией?

Поверить в Иисуса Христа - значит признать Его своим идеалом, образцом своего человеколюбия; это значит стараться быть похожим на Него. В этом проявлении веры скрывается восхищение, любовь, очарование.

Может быть, ты даже точно помнишь, когда это случилось и что тебя так тронуло, увлекло, что ты пошел за Ним. А может быть, такого случая вообще не было - вот так просто ты вошел в Него, незаметно для себя поддавшись обаянию Его личности. И с тех пор Он постоянно в тебе. Воссозданный из тех деталей, которые ты знаешь из священного Евангелия: состоящий из отдельных событий, слов, словесных формулировок, притчей. Ты с восхищением смотришь, как Он исцеляет прокаженных, как склоняется над свекровью св. Петра, как Он приближается к матери из Наина, идущей в траурной процессии за гробом своего сына, как Он подходит к могиле Лазаря, как, схватив бич, изгоняет из храма торгашей, как говорит правду в глаза фарисеям и саддукеям. Но особое воздействие на тебя оказывает самое важное событие Его жизни - Его Страдания, на которые Он пошел сознательно, не отрекаясь от истины, которую проповедовал, ни на шаг не отступив от того, что провозглашал И за то, что Он проповедовал и провозглашал, Он принял смерть. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин 18.37). Будь с Ним до самого конца, до Смерти и будь с Ним в великий Его день Воскресения. Лишь потом появится вопрос о Его детстве и молодости, рождении и родителях.

Что это значит - «быть плененным» Иисусом Христом, что значит вообще «быть плененным»? Это не пассивное восхищение, это стремление «пойти за», чтобы так бескорыстно жить, так служить Добру, как Он. Он постоянно существует в нас благодаря этому нашему влечению, и это присутствие Его влияет на наши поступки - на всю нашу жизнь. И так постоянно ты становишься христианином, или же не становишься им - в зависимости от того, какое ты выберешь решение в очередной своей жизненной ситуации. Именно это определяет возрастание в нас христианства, утверждение в нас Христа: или мы изменяем Ему, или исповедуем Его, подтверждая это нашими повседневными поступками.

Но когда я говорю: твой Пример, твой Идеал, - я отлично помню, кто такой Иисус Христос. Я помню, что Он не просто человек, выразивший своей жизнью Бога, не просто тот, о ком можно сказать, что, исполняя свой человеческий долг, он стал Словом Божьим, но что Он и есть Слово Божье par excellence, что Он человек, в котором Любовь - сам Бог - живет в полном значении этого слова. И поэтому Он не только наш Брат, но и наш Господь.

И так было с самого начала. Его приверженцами были все те, кто пошел тогда за Ним, когда Он появился на берегу Геннисаретского озера, кто бросил свои лодки, сети, отцов, матерей и пошел за Ним - это были женщины, мужчины, это была группа людей, которая постоянно сопровождала Егo. Это мытарь Матфей, собиравший пошлину и бросивший свою работу, это грешница, которой Он отпустил грехи, это те Иоанны, Петры, Иаковы, Симоны, которые были с Ним постоянно. Они уже не могли Его оставить, не представляли себе жизни без Него. Однако были и те, кто не оставил своей работы, так как просто не мог этого сделать: это был мытарь Закхей, которого навестил Иисус, Никодим, Иосиф из Аримафеи, Лазарь, Марфа - люди, которые остались при своих ткацких станках, в своих мастерских, в своих домах, но они хотели быть такими, как Он.

Попробуй и ты отыскать себя среди тех людей, тех Марий, Марф, Иоаннов, Петров, Матфеев, грешниц, попробуй найти там свое место и остаться, попробуй пожелать быть таким же, как Он. Ведь можно быть христианином чуть-чуть, а можно наполнить Христом свою жизнь, как бокал вином. Можно быть христианином согласно приписному свидетельству, а можно быть христианином, как великие святые.

Под конец я хотел бы добавить следующее. Мне кажется, что нам мешает последовать за Христом Его искаженный образ. Подчас Он представляется нам почему-то лишь страдающим, прощающим или плачущим - каким-то несчастным страдальцем. А на самом деле Он умел действовать решительно. Он умел бросить правду в глаза фарисеям - тогдашним всесильным правителям иудейского народа, поднять руку на тех, кому никто ничего не осмеливался сказать: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23.27). Потому Он и погиб. А если бы Иисус явился сейчас или еще через сто лет, не знаю, как выглядела бы Его жизнь, не знаю, что бы Он делал - знаю только одно: если бы совершалась хоть какая-то несправедливость, то по мере своих возможностей Он решительно выступал бы против этих несправедливостей и обид, хотя бы даже должен был за это поплатиться жизнью. И, вероятнее всего, поплатился бы.

В нашем восприятии запечатлелся образ Иисуса-страдальца, Иисуса невинно замученного. А Он был полон сил. Он был настолько силен, что посмел провозгласить новую программу, осмелился всем высказать правду в глаза, зная, чем может грозить Ему такое выступление.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|