|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ИМ ОТКРЫЛСЯ БОГ

Обрати внимание на фрагмент книги Моисеевой - первой книги Ветхого Завета: «И воззрел (Господь) Бог на землю: -и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; (...) И вот, Я наведу на землю потоп водный, (...) и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, (...) И сделал Ной все; как повелел ему (Господь) Бог, так он и сделал» (Быт 6. 12-22).

Это событие мы, несомненно, можем назвать откровением Божьим: Бог открывает человеку тайну своей воли.

Заметь, что Ной не был израильтянином. Это было задолго до возникновения еврейского народа. Патриарх Ной, один из праотцов человечества, получил откровение от Бога, который открылся прародителям рода человеческого в самом начале истории человечества.

Иначе говоря, Бог является Богом всех людей, не только израильтян. Он хочет избавить всех: всем дать вечное счастье и помочь в стремлениях к нему. С самого начала Он окружил человека заботой и с самого начала явил Себя ему.

Но пришло время, когда Бог решил, что человечество достаточно созрело, чтобы передать ему всю полноту сверхъестественной истины. Роль посредника в этой передаче сыграл еврейский народ.

На историческом пути всего человечества его история составляет небольшой отрезок. Этот народ Бог приготовил к приходу Иисуса Христа. Но нельзя рассматривать этот народ изолированно, в отрыве от всего остального человечества. Бог Израиля не должен был быть и никогда не был Богом одного народа. Он остался Богом всех. Израиль служил делу всего человечества.

Смотря с перспективы нескольких тысячелетий, которые нас отделяют от времени возникновения израильского народа, мы видим, как Бог подготовил оптимальные условия для того, чтобы истина, необходимая людям для спасения, была принята, сохранена и передана другим. Бог избирает маленький народ религиозного Востока.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, (...) Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт 12.1-4).

Бог избирает одного человека главой народа и заключает с ним Завет. Это слово будет повторяться в истории Израиля. Оно имеет очень важное значение. «Бог заключает Завет», то есть соединяется с народом: берет его как свою собственность. В результате такого акта Бог становится для этого человека, для всего народа, началом которого был Авраам, для всего человечества, примером для которого был Израиль, ЛИЧНОСТЬЮ, трансцендентным ТЫ. Этим актом Бог явно вступает в диалог с человеком: обращается к нему со своей Истиной, со своей Любовью и ждет одобрения, ответа, доверия. Малый народ, ведущий еще недавно кочевой образ жизни, занимающийся скотоводством, отгородившийся, из боязни обмануть доверие Бога, от культурных и религиозных влияний соседних народов, объединенный вокруг одной святыни, был твердо убежден, что безгранично превосходит все народы, более могущественные, чем он, в культурном, хозяйственном и военном отношении, так как именно он является народом Истинного Бога.

В этих специфических условиях множится число откровений Божьих. Прежде всего это происходит при посредстве избранных патриархов - таких как Авраам, Самуил, Моисей, царей - Давида, Соломона, пророков - Исайи, Иеремии. Избранники эти в конкретной жизненной обстановке требовали от народа, от царя поступков и действий во имя откровения, которое им было ниспослано Богом. Свидетельством того, что они говорят по поручению Господа, были они сами, их жизнь и чудеса, которые сопровождали их деятельность.

Изоляция израильского народа наилучшим образом способствовала также сохранению явленной истины и передаче ее последующим поколениям.

После изнурительного дня - возвращение со стадом в стойбище. Быстро насупает ночь. Все собрались у костра. На вертеле жарится баран... Нельзя постоянно жить лишь делами и заботами общины и стада. Следует знать нечто более важное. Патриарх рода - тот, кто обладает знаниями, переданными от предков из уст в уста. Он воспринял их, слушая старших, как теперь его слушают другие. Он всегда говорит одно и то же, но всегда нечто значительное, важное, существенное. О делах, которые касаются каждого лично, но одновременно выходят за пределы маленького мирка отдельного человека. О делах, которые принадлежали как его народу, так и всему человечеству, представителем которого этот народ был перед Богом. Память слушающего, не обремененная никакими сведениями, с математической точностью сохраняла слышанные слова, для того чтобы когда-нибудь передать их следующим поколениям.

С тех пор как умение читать и писать стало более распространенным, фиксировались важнейшие подробности устных рассказов, и записи эти заботливо хранились народом.

Еврейский народ то был верен своему Богу, то изменял Ему. В первом случае щедро вознаграждался, во втором - сурово карался. Теперь, по прошествии времени мы видим, что в этом диалоге была своя закономерность. Конкретные указания, повеления, вознаграждения, наказания проецировались на другие, подобные им события. То, что было актуально для людей - непосредственных участников событий, становилось всеобщей ценностью, достоянием всего народа, откровением, выходящим за исторические рамки одного происшествия, одного случая.

С течением времени евреи учились все лучше понимать, каков Бог, что Он от них хочет, какова эта новая действительность. Это было задумано как грандиозное воспитательное мероприятие. Теперь мы можем наблюдать, как с течением времени все более уточнялись такие понятия, как любовь Бога, справедливость, грех, небо, ад; как от примитивных представлений, от аллегорических темных понятий совершался переход к понятиям ясным и точным; как устранялись олицетворения, а метафоры получали подлинное значение.

Этот огромный процесс воспитания и самосовершенствования был одновременно периодом приготовления к приходу Того, кто мог сам о себе сказать: Я есмь Истина.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|