|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ ВКРАТЦЕ

«Фарра родил Аврама... И взял Фарра Аврама, сына своего (...) и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там... и умер Фарра в Харране» (Быт 11.27-32).

Город Ур лежит на юге - в нижнем течении Евфрата, хотя сегодня устье реки из-за илистого русла переместилось почти на 200 километров вглубь моря. Ур - один из шумерских городов, принадлежащий позднее Аккаду и Вавилону. Харран (ныне уже за турецкой границей) - в 100 километрах на север от Ракка.

Аврам - отец высокий. Ав - отец, рам - ствол, быть высоким. Имя, широко распространенное у семитских народов Месопотамии.

Это был именно XX век до Р.Х., время переселений семитских племен, которые вторгались в Месопотамию. Часть из них поселилась здесь, а часть двинулась к Сирии и Палестине, до самого Египта. В контексте этих переселений народов и следует в первую очередь понимать решение Авраама, а также воспринимать его богословское толкование.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ. (...) И пошел Аврам, как сказал ему Господь (...) Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. (...) и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую. (...) В этой земле тогда (жили) Хананеи. И явился Господь Авраму, и сказал (ему): потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт 12.1-7).

От Харрана начинается странствование рода Авраама: вдоль Евфрата к реке Оронт, а потом по этой реке к Ханаану (Ханаан - это Палестина).

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал: Я - вот завет мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт 17.1-5). Авраам приносит жертву на Ханаанской земле, а потом идет далее, в Египет, чтобы потом опять вернуться в Ханаанскую землю. Недалеко от Хеврона, к югу от Иерусалима, он покупает пещеру, предназначенную для захоронения его и его жены.

Потом было пребывание в Египте (в земле Гесем), продолжавшееся свыше трехсот лет. Несмотря на такое долгое пребывание, народ не сумел сродниться с этой новой землей. Здесь к ним относились как к чужим, в конце концов в них стали видеть угрозу для всего государственного устройства. Начался период притеснений. Затем Моисей вывел свой народ из Египта, вероятнее всего, в XV веке. Годы скитаний по пустыне (символические сорок лет). Захват Ханаанской земли, переход к оседлому образу жизни. Формирование государственной структуры: период Патриархов, Судей. Наконец, Саул - первый царь (1040 год). Потом самый великий -Давид и, наконец, Соломон. Блестящий политик и хозяин, строитель. Он строит храм. Центром его является алтарь для жертвоприношений, который, несомненно, был построен на том месте, где Давид приносил жертвы Богу: на скале размером 17 х 13 м. Теперь на ней высится «мечеть Омара», которая не является ни мечетью, ни тем более Омара. Ее настоящее название - «Купол Скалы». И это самое удачное название. У меня перед глазами этот красивый позолоченный купол и прекрасные мозаики, покрывающие стены круглого здания. Оно одиноко стоит на огромной плоскости, где когда-то было святилище, которое римляне сровняли с землей сначала в 70 году, а окончательно в 135 году по Р.Х. Но вернемся к Соломону. В Книге Царств сказано, что это он построил Пальмиру, известную сегодня своими раскопками.

В 927 году из-за неуступчивости Ровоама, сына Соломона, наступает раздел царства Соломонова. Это, наверное, одно из важнейших событий в истории еврейского народа. Раздел на Южное царство колена Иуды и на Северное царство остальных десяти колен, названное Израилем (от Иакова, которому Бог дал имя Израиль). Двенадцатое колено - колено Левия - не получило какой-либо определенной части страны в свое владение. Оно жило разбросано среди других одиннадцати. В 735 году начинается братоубийственная война: Израиль вошел в состав коалиции арамейских государств, которые во главе с Дамаском хотели освободиться из-под ассирийского ига. Царство Иуды отвергло предложение участвовать в заговоре. Оно подверглось атаке коалиции. Побежденный царь Ахаз укрылся в Иерусалиме. Он призывает на помощь ассирийцев. Тиглатпаласар III вступает в Сирию, захватывает Дамаск. Разбивает союз. В 732 году ассирийцы вторгаются в Северное царство, захватывают Галилею и Заиорданию, переселяют местное население. Но царь остальной части Израиля, Озия, думает о мести. Он поддерживает тайные связи с врагом ассирийцев - Египтом. Он поднимает восстание. В 722 г. ассирийцы захватывают и разрушают Самарию, столицу Северного царства. Они жгут селения, массово истребляют население, сажая людей на кол. Богатых ссылают, уводят в плен на восток к Тигру (граница с Ираном) в Халах, недалеко от Харрана, откуда вышел Авраам. Из летописи Саргона: «В начале моего правления я захватил Самарию (...) Я захватил 27.290 человек. Деревенское население я оставил на месте». Захваченные, то есть израильтяне, никогда не вернутся. Они растворятся в море малоазиатских племен. На их место приезжают поселенцы из Ассирии, арабские и вавилонские племена. Согласно обычаю, они принимают религию страны, в которой поселились, то есть веру в единого Бога Ягве, которая вместе с их собственной религией создает удивительный синкретический конгломерат. Это будут самаряне, которых евреи будут ненавидеть. Так с лица земли исчезло десять поколений Авраама. А поколение Иуды? Здесь династия Давида не прерывается и является единственным продолжателем и хранителем принятой религии. (Остальная часть Израиля начинает называть Иудейское царство Израильским царством). Вся династия только и мечтает о том, чтобы избавиться от обременительного друга, каким являлась для Иерусалима Ассирия, стремящаяся подавить национальное самосознание евреев и навязать им свой религиозный культ. Царь Езекия ведет тайные переговоры с Египтом. Совместно с другими небольшими государствами Палестины он объединяется против ассирийцев. Сеннахирим, правитель Ниневии, принимает вызов, побеждает Египет и приступает к уничтожению его союзников.

Ненависть к Ассирии была иррациональной. Когда ее могущество пошатнулось, а Египет принял решение спасти ее от гибели, чтобы сохранить равновесие сил, иерусалимский царь Иосия преградил путь фараону Нехао, но потерпел сокрушительное поражение при Мегиддо в 609 г. Фараон, однако, в 605 году был разбит под Кархемисом новой могущественной державой - Вавилоном, и Палестина в результате оказалась составной частью Вавилонской империи. И снова Иерусалим обратил свой взор в сторону Египта. Тогда царь Вавилона Навуходоносор вторгся в страну, чтобы отомстить злоумышленнику. В первый раз в 597 г. во время правления царя Иоакима вавилонская армия взяла в плен 7 000 иудеев знатного происхождения и 1 000 ремесленников. Второе нашествие было во времена правления последнего царя Седе-кии. Войска вавилонян захватывают Иерусалим, уничтожая при этом его жителей. Они сжигают святыни, полностью разрушают город. Это был 587 год. Именно тогда исчезает Ковчег Завета. Говорят, что Иеремия спрятал его в горах. Седекия был ослеплен. Третий раз вавилонские войска нападают на Иудею в 582 году, в наказание за бунт они пленяют оставшуюся часть населения. Так Иудея становится полностью опустошенной. В стране остается лишь небольшое количество деревенских жителей. Знать, оставшаяся в живых, вывезена в вавилонское государство. В большинстве своем ее использовали на работах в самом городе Вавилоне.

«При реках Вавилона, там сидели мы, и плакали, когда вспоминали о Сионе... Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя». (Пс 137/136/. 1-6)

Спустя 70 лет, в 538 году, царь Кир захватывает Вавилон, уничтожает Вавилонскую Империю, возвращая иудеям свободу. Тогда около 30 тысяч человек возвращается в Иудею и Иерусалим. Эти люди со своим религиозным и национальным самосознанием, говорящие по-арамейски, но помнящие еще древнееврейский язык, становятся тем зародышем, из которого вновь возрождается народ. Их идеологической силой являются книги, тщательно собираемые и редактируемые. Другим важным элементом их силы были субботние богослужения. Синагога. Горстка евреев там над рекой Евфрат ввела обычай собираться каждую неделю - возник институт синагоги; содержанием этих встреч были молитва, размышления над прошлым и над судьбой избранного народа. Этот обычай продолжает соблюдаться после возвращения в Иудею. Тогда же вернувшиеся приступают к восстановлению храма в Иерусалиме. И что знаменательно - самаряне хотят в этом помочь иудеям, население Самарии добровольно предлагает свое участие в работах. Иудеи же во имя чистоты религии и расы отвергают эту помощь и изолируются от них. С этого времени самаряне ведут самостоятельную жизнь, ненавидя иудеев, которые в свою очередь также отвечают им враждой. Храм был восстановлен в 515 году. Это был период царствования персов. Потом иудеи подпадают под владычество сначала династии египетских Птолемеев, а потом греческих Селевкидов, наследников империи Александра Македонского.

Если посмотреть на историю этого народа «со стороны», историю, полную политической незрелости, а иногда и глупости царей, не умеющих оценить своих сил и подставляющих бессмысленно свою голову, если посмотреть на эту историю, полную жестокости, коварных убийств, несправедливости, произвола, измен и обманов, более или менее похожую на историю других современных ему народов, то не многое в ней понять. Потому что, по сути дела, основная идея этого народа - это вера в единого Бога. Бога духовного. Верность и неверность этого народа по отношению к Ягве, заключившему с ним союз, является действительным смыслом этой истории. Конечно, на фоне политических интересов и борьбы за трон эта ведущая идея была подчас едва заметна, но она присутствовала постоянно.

На протяжении всего существования еврейского народа его религия никогда не подвергалась массовым преследованиям извне. Это произошло лишь позже, во время правления греческих Селевкидов. Сознавая, что единственным способом эллинизации евреев является уничтожение их религии, греки начали систематические гонения на них. 15 декабря 167 года по повелению греческих правителей из Антиохии в храм Ягве доставили статую Зевса - «устроили на жертвеннике мерзость запустения» (1 Макк 1.54). Начинаются преследования тех, кто не хочет поклоняться этому божеству. Одновременно запрещается совершать обряд обрезания. В ответ на это вспыхивает восстание под предводительством братьев Маккавеев. Борьба идет с переменным успехом, но восставшим удается все же добиться религиозной свободы. Храм был очищен и освящен 25 декабря 164 г.

Бывали периоды, когда Маккавеи завоевывали полную независимость, но временами это была лишь кратковременная автономия. Их преемник Иоанн Гиркан в 106 г. захватывает всю территорию Палестины, принуждает население Галилеи совершать обязательное обрезание и вернуться к старой вере. В те времена «постоянно приходили римляне». Так случилось и в этот раз. В борьбе за власть сталкиваются две стороны, чем воспользовались римляне в 63 году до Р.Х. Когда к ним обратились за помощью, они стали поддерживать одну из сторон. С беспощадной жестокостью они захватывают город. Вторгаются в храм Божий. В результате иерусалимское государство становится провинцией Римской империи.

Далее следуют годы римского владычества, полные волнений и мятежей, и, наконец, в 70 году по Р.Х. происходит восстание. Римский полководец, позднее император Тит, после трех месяцев изнурительной осады захватывает Иерусалим. Он берет в плен 97. 000 жителей. Число погибших -1.100.000 человек. (В Риме у Святой Дороги (Via Sacra), между Палатинским холмом и Форумом стоит Триумфальная Арка, на которой я когда-то с удивлением заметил рельеф с изображением меноры и жертвенника, захваченных римлянами в качестве военной добычи). Но этим дело не кончилось. Император Адриан издает указы: запрет обрезания, перестройка и переименование Иерусалима на Элия Капитолина. Вновь вспыхивает восстание - под предводительством Симона Сына Звезды. Погибло 581.000 евреев, а в Иерусалиме на месте Божьего храма был возведен храм Юпитера Капитолийского. Это произошло в 135 году по Р.Х.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|