|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

КТО ИЗ ФИЛОСОФОВ ПРАВ

У тротуара стоит автомобиль. Мимо проходят двое мальчишек. Один легко толкает другого: «Смотри-ка! Новый ситроэн. Пойдем посмотрим, сколько он может выжать в час».

Проходит художник. Он издали увидел небывалую линию кузова, отличающуюся от всех, виденных ранее. Он остановился, его радует простота, соразмерность, новое решение такой, казалось бы, банальной темы, какой является кузов автомобиля.

Проходят шоферы. Один из них, обращаясь к остальным, говорит: «Не знаю, слышали ли вы: эта модель более устойчива на шоссе, чем прежние».

Проходит директор с женой и говорит: «Тебе бы не помешало иметь такую машину, ведь у нее самые удобные гидравлические рессоры, а ты любишь комфорт».

Я боюсь скептицизма, вызванного тем, что существует множество философских систем: «Ведь существует и экзистенциализм, и феноменология, и томизм. Каждая философия утверждает свое. Поэтому все это вздор и чепуха».

Нужно сразу же уяснить, что не бывает полностью ошибочных философий. Поэтому прав и художник, который обращает внимание на красоту линий, и конструктор, для которого силуэт кузова продиктован в первую очередь требованиями аэродинамики. Одного интересует технология материалов, из которых сделан автомобиль, другого - удобство, безопасность, емкость цилиндров, скорость. Ошибочно лишь забывать во имя одной из сторон действительности о других ее сторонах. Факт существования множества философий обусловлен прежде всего фактом существования разных точек зрения на действительность. Таким образом, возникает многообразие представлений о мире. Их создавали все народы: египтяне, индусы, европейцы. Последние - от древнегреческих «физиков», Платона, Аристотеля, Сократа, позднее св. Фомы Аквинского, Декарта, Лейбница, Локка, Юма, Канта, Гегеля, Маркса, Кьеркегора до Карнапа, Хартманна, Сартра, Ясперса, Ингардена. Название философии происходило или просто от фамилии автора, или от слова, которое в какой-то степени отражало главное направление этой философии, например: эмпиризм, сенсуализм, позитивизм, идеализм, натурализм, материализм, эволюционизм, феноменология, экзистенциализм.

Существуют философские течения, которые занимаются исключительно внешним миром, бывают и такие, которые занимаются исключительно внутренним миром человека. А Габриель Марсель, например, анализирует переживания человека при контакте с внешним миром.

Одни философы интересуются тем, каков мир, другие зачарованы фактом бытия и ограничивают им свои рассуждения, а третьи занимаются двумя этими аспектами действительности.

Томист говорит о силах, владеющих душой, марксиста интересует влияние экономических условий на поступки, для экзистенциалиста важно то, что принятие решения является огромной мукой для человека.

Существуют разные философии, потому что в каждую эпоху существуют разные подходы к действительности. Последующим поколениям они будут если не чужды, то, по крайней мере, безразличны. Иначе говоря, каждая эпоха создает свою, характерную для нее философию, так и для нашей эпохи, несомненно, характерны экзистенциализм и феноменология.

Существуют разные философии, существуют разные подходы к действительности, охватывающие лишь материальный мир, но есть и такие, которые охватывают Бога. Такую философию мы называем религиозной. Христианской философией мы называем такую философию, которая включает в состав своих истин христианское Откровение. Поговорим подробнее на эту тему.

Среди христианских философий на первом плане находится томизм. Это философия, созданная св. Фомой Аквинским в начале XIIIвека на основе философии Аристотеля. Развитая на протяжении веков его последователями, она жива и в наше время. Но христианская философия не исчерпывается томизмом. Назову одно из направлении, которое представляет Габриель Марсель.

Мое первое столкновение с его философией ассоциируется у меня с переживанием, которое я когда-то испытал, открыв для себя, что и современные храмы могут быть шедеврами архитектуры: что современным языком можно выражать свои религиозные переживания, и притом на самом высоком уровне. Габриель Марсель - современный французский философ, умерший несколько лет тому назад, которого называют христианским экзистенциалистом. Некоторые его книги были изданы в польском переводе. Добавлю еще, что в них можно найти, среди прочего, замечательный феноменологический анализ таких переживаний, как любовь, надежда, верность.

Вернемся, однако, к нашей главной мысли - к тому, что различные философские направления порождаются различными воззрениями на действительность.

Существуют и ошибочные философские тезисы. По какой причине? Во-первых, из-за неверных отдельных предпосылок, а во-вторых - из-за неточных выводов, чересчур широких обобщений. Впрочем, сейчас для нас неважно почему они возникают, важно то, что они есть, что ты с ними встретишься.

Ты должен научиться отвергать ложные философские тезисы и принимать верные. Ведь, в конце концов, это ты творишь свою философскую систему. Ты ее творишь, пользуясь традицией, которую передали тебе родители, на основании собственного жизненного опыта, школьных знаний, а также всего того, что получаешь благодаря книге, радио, фильму, телевидению, газете, фотографии. Не все эти утверждения верны, хотя временами поражают, производят огромное впечатление и могут восприниматься как необыкновенное открытие.

Ты должен научиться выбирать. Это серьезная проблема. За ошибки расплачиваются жизнью. Эта книга может помочь тебе, если ты будешь полагаться на Откровение, если будешь проверять им истины, которые будут стремиться овладевать тобой.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|