§3737. НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ (НТ, § 25)
В донесении брата Иоанна о судьбе Киева говорится следующее: «Они пошли на Руссию и содеяли великие разрушения в земле Русской. Они разрушали города и крепости и убивали людей. Киев же, столицу Руссии, обложили и после долгой осады захватили ее и истребили жителей города. Посему, когда мы проходили через их землю, мы находили разбросанное по полям неисчислимое множество черепов и костей погибших людей. Был же град очень велик и многонаселен, а ныне он обращен почти в ничто. Ибо там осталось едва ли двести домов409 и жители те содержатся в великом рабстве. Далее продвигаясь с битвами, они разорили всю Руссию» (LT. V. 27). Вопрос о реальном положении дел в Киеве после взятия его монголами (замерла жизнь в городе или нет) должен рассматриваться в контексте следующего известия брата Иоанна. Папский посол в разоренном Киеве встретил богатых купцов из Генуи, Венеции, Пизы и Акры. Как показал Пелльо, перечисленные братом Иоанном имена купцов связаны с наиболее богатыми семейными кланами, владевшими значительными торговыми капиталами410. Спрашивается, что делали эти люди в разоренном Киеве?
Ипатьевская летопись сохранила рассказ об обороне Киева (ПСРЛ. Т. II. Стб. 782). «В год 6748 [1240] Батый послал Менгу-хана411 осмотреть Киев. Пришел он и остановился у городка Песочного и, увидев Киев, был поражен его красотой и величиной; отправил он послов к князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, желая его обмануть. Но князь Михаил послов убил, а сам убежал из Киева вслед за сыном в Венгерскую землю; а в Киеве взошел на престол Ростислав Михайлович, внук Давыда Смоленского. Но Даниил Романович, внук Мстислава Изяславича, выступил против Ростислава и взял его в плен; а Киев поручил оборонять против безбожных татар своему посаднику Дмитрию. В это время пришел к Киеву сам безбожный Батый со всей своей силой. Киевляне же взяли в плен татарина по имени Товрул, и сообщил он обо всех князьях, пришедших с Батыем, и о войске их; и были там братья Батыя, воеводы его: Урдю, Байдар, Бичур, Кайдан, Бечак, Менгу, Куюк (он не был из рода Батыя, но был у него первым воеводой), Себедяй-богатырь, Бурундай-богатырь412, который пленил всю землю Булгарскую и Суздальскую, и много было других воевод, о которых мы не написали. И начал Батый ставить пороки, и били они в стену безостановочно, днем и ночью, и пробили стену у Лядских ворот413. В проломе горожане ожесточенно сражались, но были побеждены, а Дмитрий был ранен. И вошли татары на стену, и от большой тяжести стены упали, горожане же в ту же ночь построили другие стены вокруг церкви Святой Богородицы. Утром татары пошли на приступ, и была сеча кровопролитной; народ спасался на церковных сводах со своим добром, и от тяжести стены обрушились. Взяли татары город шестого декабря, на память отца нашего святого Николы, в год 6749 [1240]. А Дмитрия, который был тяжело ранен, не убили из-за его мужества. Взял Батый город Киев, и, услышав, что великий князь Даниил Романович находится в Венгрии, пошел он к Владимиру на Русь» (ПЛДР. ХIII в., с. 173-175)414.
Сравним древнерусское известие с перечнем имен монгольских предводителей западного похода, которые приводит Джувейни: «В помощь и поддержку Бату он [Угедей] назначил кандидатов из принцев: Менгу-хана и его брата Бучека, из своих сыновей - Гуюк-хана и Кадагана; из других царевичей - Кулкана, Бури, Байдара, братьев Бату - Хорду и Тан-гута и несколько других, а из авторитетных эмиров был [назначен] Субетай-бахадур» (подробнее см. 39.2). Из одиннадцати монгольских имен, названных в русском источнике, восемь находят подтверждение в сведениях Джувейни (учтем также, что Кулькан был убит под Коломной в 1238 г.)415. Список имен имеется в «Истории Тартар» (НТ, § 23). В «Сокровенном сказании» о западном походе сказано, что хан Угедей «отправил в поход Бату, Бури, Мунке и многих других царевичей на помощь Субеетаю, так как Субеетай-Баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингисхане, а именно народов Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Орусут, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях, как-то: Мекетмен, Кермен-кеибе и прочих. При этом на царевича Бури было возложено начальствование над всеми этими царевичами, отправленными в поход, а на Гуюка - начальствование над выступившими в поход частями из Центрального Улуса» (Сокровенное сказание. § 270). Из сравнения трех источников следует, что наиболее полный список имен монгольских предводителей западного похода представлен в русской летописи.
В Галицко-Волынской летописи взятие Киева, по мнению А. Н. Робинсона416, изображалось в эпических тонах: «Приде Батый Кыеву в силе тяжьце, многом множьством силы своей и окружи град <...> и не бе слышати от гласа скрипения телег его, множества ревения велблуд его и рьжания от гласа стад конь его <...> стрелы омрачиша свет побежденным». Ср. с описанием Джувейни: «В пределах Булгара царевичи сошлись. От множества их войск земля содрогнулась и даже дикие звери изумились численному превосходству и шуму их войск». О продолжительности осады Киева и точной дате его падения письменные источники сообщают разные сведения. В Лаврентьевской летописи сообщается: «В лето 6748 [1240] <...> Того же лета взяша Кыевъ татарове, и святую Софию разграбиша, и манастыри все, и иконы и кресты честныя и вся узорочья церковная взяша, а люди оть мала и до велика вся убиша мечем; си же злоба приключися до Рождества Господня на Николин день» (ПСРЛ.Т. 1.С.201). Другими словами, Киев был взят монголами 6 декабря 1240 г. Эта же дата указана и в Троицкой летописи: «В лето 6748 [1240]. взяша татарове Кыевъ, декабря 6, на память святого отца Николы» (ПСРЛ. Т. I. С. 225). В Псковской третьей летописи дается другая дата - 19 ноября и указывается продолжительность осады - 10 недель и 4 дня. «Того же лета приидеша татарове к Киеву сентября 5, и стояша под Киевом 10 недель и 4 дни, и едва взяша и ноября в 19, в понедельник».
Рашид ад-Дин в главе об «Истории царевичей Дешт-и-Кыпчака» пишет о взятии Киева монголами в 1240 г.: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа черных шапок417 и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан, а затем проходили облавой туман за туманом все города Владимирские и завоевывали крепости и области, которые были на [их] пути» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 44-45). Манкеркан (Манкерман), в переводе с тюркского, буквально означает «хвалимый город»418. Венецианский дипломат конца XV в. Амброджо Контарини отметил, что Киев носит название Маграман (Барбаро и Контарини, с. 211)419.