|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава тридцать шестая
О необходимости неутомимого прилежания в достижении добродетелей

Для достижения предлежащей нам цели на сем духовном пути, нужно неусыпное старание о неослабном продолжении оного. Ибо, естьли кто хотя на самое малое время остановится, то вдруг вспять обратиться принужден будет. Поелику когда мы престаем ис­полнять добрые дела, то непременно, по нападению естественных склонностей или другим каким причинам, восстанут в нас неприлич­ные страсти, которые, естьли не будут укрощены, весьма опятнают на­ши добродетели, приобретенные с великим трудом, и чрез то мы ли­шимся той благодати, которую бы имели, шествуя по духовному пути.

Сие духовное путешествие весьма много различествует от обыкно­венного странствования. Ибо в последнем хотя и приостановится пу­тешественник, однако чрез то не потеряет нимало того пути, которой он уже прошел, а тот, который шествует по пути духовном, хотя бы и на краткое время остановился, уже весьма много потерять может.

У человека, странствующего на земле, от беспрестанного путеше­ствия изнемогают силы, и он ослабевает, но в духовном путешествии, чем кто далее шествует и не останавливается, тем вящую крепость и бодрость приобретает. Ибо чрез неослабное упражнение в доброде­телях чувственность наша, преграждающая и трудным делающая ду­ховный путь, от времени до времени более истощает силы свои, а ра­зум и душа тем получают крепость и мужество. Потому когда мы про­должаем свой подвиг в добродетелях, то трудности и неудобства, встречающиеся при всяком добром деле, остаются побежденными и тайное некоторое удовольствие, в тех угнетениях и бедствиях нахо­дящееся, всякий день возрастает и увеличивается.

Таким образом, с большею удобностию и удовольствием, преходя от одной добродетели к другой, достигнем высочайшей степени со­вершенства. И когда уже душа, возрастая в совершенстве, без доса­ды все с приятностию производить станет, преодолев непокорные страсти свои, то, пред прочими всеми тварями и самой собою пре­вознесшись, начнем блаженную жизнь под благословляющею дес­ницею Высочайшего Существа.

Глава тридцать седьмая
О неопущении никаких случаев,
служащих к исполнению добродетели,
поколику должно быть постоянным в совершенствовании себя

Показал я тебе, что при стремлении к совершенству нет места медлительности, но еще теперь напоминаю о неупущении ни единого случая к добродетелям.

Безрассудно делают те, которые стараются разными образами сколько возможно избегать противностей, укрывая себя от против­ных приключений, которые к счастливому успеху поспособствовать могут. Пристойно ли желающему приобресть добродетель терпения, неправильным образом убегать сообщества людей или дел или тако­вых разговоров, которые причиняют тебе досаду? Неприлично также удаляться обращения и с таковыми людьми, которые тебе неприят­ны, но надобно всегда к тому привыкать, принуждая себя к обхожде­нию с теми, к которым ты чувствуешь в себе отвращение. В таком случае нужно иметь волю, готовую к понесению всяких досад, хотя бы оные были без причины и несносны, которые с тобою случаться могут, ибо иначе никогда не приобретешь добродетели терпения.

Подобным образом, естьли тебя смущает какая-либо забава сама по себе или по одобрению другого или она тебя не допускает до дру­гой забавы, которая тебе гораздо приятнее, то не допускай себя до того, чтоб она тебя еще более возмущала, хотя бы тебе казалось, что ты в желаемой забаве можешь снискать все спокойствие, естьли сию оставишь, ибо ты таким образом никогда не научишься терпению, и оное мнимое твое спокойствие не может быть справедливым, по­неже оно происходит не от освободившегося от страстей и укрощен­ного добродетельми сердца.

Сие самое можно сказать и о неприятных мыслях или чувствова­ниях, которые тебе наносят скуку, тягость и досады. Ибо и их вовсе отвергать не должно, поелику чрез огорчения и досады, которыми они тебя обременяют, научишься сносить всякие противности. Кто тебе противное сему утверждает, тот более научает удаляться от тех противностей, которые ты сносишь, нежели приобретать вожделен­ные добродетели.

Правда, что человеку, нововступившему в сию духовную брань, нужно мужество и помощь, чтобы предаться надлежащим образом при встретившемся случае разным трудностям, а иногда бы оных и удаляться более или менее по возможности сил своих.

Однако никто не может избежать и укрыться от всякого и малей­шего случая к досадам. Ибо хотя и удастся избежать какого вреда, но после случится подпасть большей опасности и сильнейшему раз­дражению нетерпеливости, особливо когда кто не вооружен и не ук­реплен упражнением, которое противно страстям.

Глава тридцать восьмая
О том, что должны для нас быть
приятны и любезны все случаи к приобретению добродетелей, а особливо приносящие с собою великие неудобства

Не довольно того, чтоб не убегать случаев, противных встречаю­щихся на пути искателю добродетели, но паче надлежит прини­мать оные с удовольствием, более всех приемля те, которые против­ны испорченной твоей воле и чувствам.

А сие ты, с помощию Божиею, соделаешь тогда, когда токмо бу­дешь хранить следующие два пункта:

1. Поелику таковые случаи суть средства, наивяще способствую­щие к приобретению добродетелей, то, когда только просишь Гос­пода Бога внутренно о ниспослании тебе святой добродетели, тайно моли Его и о таковых приключениях, а без сего прошение твое будет тщетно и суетно, которым ты и сама себе противоречишь и искуша­ешь Бога твоего. Ибо Господь Бог не благоволит подавать доброде­тели терпения без искушений, так же как и смирения без поруганий. То же можно заключать и о других добродетелях, которые также чрез разные искушения приобретаемы бывают, они-то и нам много споспешествовать могут к нашему намерению; и потому оное тем для нас быть может приятнее, чем тягостнее исполнять его, ибо де­ла, производимые нами в таковых трудных обстоятельствах, сильнее и крепче бывают, пролагая нам удобную и благоуспешную стезю к добродетели.

Не считай сего за маловажное и не теряй без пользы и малых слу­чаев, каковы суть, поношение, бранные слова и язвительные. Ибо сии действия нередко случаются, хотя они не столько сильны и чув­ствительны, как те, которые с большею гораздо трудностию отправ­ляемы бывают.

2. К приобретению того, о чем мы ныне говорим, надобно при­нять во уважение, что всякое приключение заключает в себе добро, которое мы должны употребить в свою пользу.

И хотя нельзя сказать о некоторых случаях, равно как и о пороках и слабостях наших, о чем выше сказано, чтобы оные происходили от Бога, ибо Бог, будучи Сам греху не причастен, и нам желать оного не может, однако ж от Него зависит допускать на нас оные. Все на­казания и бедствия, от заблуждений или злобы нашей происходя­щие, от Бога бывают, ибо Он допускает сие, дабы мы сносили тер­пеливо оные для приобретения добродетели, которую из того полу­чить можно.

Почему когда уже мы точно удостоверены, что Богу приятно, да­бы мы всякие беды с охотою принимали, от чужих ли, или от собст­венных неправедных дел оные произойдут, и когда говорил, в защищение нашей нетерпеливости, что Бог не благоволит о злосчастии, то должны верить, что благоугодно Богу, чтобы мы оные сносили с терпением.

Знай, что коль скоро Бог узрит в наших сердцах истинное жела­ние и неусыпное старание в подвиге духовном, то тогда предлагает Он чашу горестей, гораздо больших, нежели прежние, и подает слу­чаи труднейшие, дабы мы претерпели чрез некоторое известное вре­мя. Почему мы должны быть благодарны за Его благодеяния, рачи­тельны о собственном благе и, с радостию оную чашу горестей при­емля, пить ее без трепета. Ибо в сей чаше горестей уготовано врачевство

десницею Того, Который обмануться никогда не может. При­обретение духовное тем бывает преизбыточнее, чем более заключает в себе горести.

Глава тридцать девятая
О разных случаях, которые могут служить к приобретению навыка в одной какой-либо добродетели

Видели мы уже, как благоуспешно бывает упражнение в одной до­бродетели в одно время, нежели во многих вдруг, видели и то, как должно встречающиеся случаи соразмерять с тою добродетелию, о которой мы стараемся, хотя оные между собой будут различны. Те­перь внемли, как сие лучшим образом в действо произвесть можно.

Случится с нами, например, что или похулят наши добрые дела, или станут на нас роптать, или в просьбе нашей, хотя и правильной, получим отказ, или не позволено будет нам то, что другим позволи­тельно, или случится, что некоторые, не находя никакой причины, станут об нас худо думать, или представят нам досадные забавы, или представят худую пищу, или подадут причину к умалению здо­ровья, или причинят нам великое какое озлобление, - в таких слу­чаях, хотя дела разных добродетелей могут быть произведены, одна­ко, сверх того, мы, сохраняя вышеупомянутые установления, станем упражняться в таковых делах, которые бы приличествовали той доб­родетели, о которой мы в то время прилагаем старание.

Например, ежели мы в то время совершаем подвиг терпения, то станем и производить такие дела, по которым бы мы могли оные сносить, увеселяя сердце, стесненное досадами, происходящими из тех случаев, дабы оное без всякого смущения их принимало.

Ежели мы занимаемся добродетелию смирения, то во всякой про­тивности думать о себе надобно, что мы достойны того наказания и заслуживаем оное.

Ежели упражняемся в послушании, то неукоснительно и с радос-тию преклоним главы наши под руку Божию и предадимся Его воле, естьли Он того от нас требует.

Ежели соблюдаем добродетель нищеты, то должны от себя отвер­гать всякие увеселения и забавы.

Ежели стараемся о любви к ближнему, то поспешим оную дока­зывать на деле, от чистого сердца любя его как орудие и основание вожделеннейшего блага; и Господа Бога возлюби от всего сердца твоего, Который тебя допустить до таковых досад и огорчений для упражнения нашего в них и духовной пользы. Из сказанного легко заключать можно и о прочих ежедневных приключениях; как-то при одном только приключении, например, в болезни или в других про­должительных бедах, можем всегда производить дела той добродете­ли, в которой тогда упражняемся.

Глава сороковая
О времени нашего упражнения в одной добродетели
и о знаках, являющих наши успехи
в духовном совершенствовании

Любезная дочь, нельзя определить времени, нужного для упраж­нения в одной какой-либо добродетели, почему можно узнавать его из наружных обстоятельств и принадлежностей оных, из успехов в пути духовном и смотря на рассудок, яко вождя духовного.

Но естьли мы прилежно станем наблюдать вышеупомянутые средства, то в краткое время чувствительным образом возымеет успех в духовном подвиге, когда при хладности сердца, помрачении ума, бедах и отъятии духовных увеселений пребудем мужественны и тверды в упражнении добродетелей, то в духе можем ощутить, ко-лико мы уже успели.

Однако надобно беречься, чтобы никогда не заключать из того, когда мы не чувствуем в себе возбуждения страстей чрез долгое вре­мя и в разных случаях, будто мы уже достигли всех добродетелей и что мы уже одержали победу над своими страстями, ибо может до того довесть хитрость диавольская или собственная природа, кото­рая удобопреклонна к заблуждениям и обманам. Почему нередко там злоба открывается, где ожидали добродетели.

Посему, ежели желаем достигнуть совершенства, к которому при­зывает нас Бог, хотя бы мы и много в пути добродетелей потруди­лись, никогда не должно так думать, будто мы уже достигли преде­лов высочайшего совершенства. И потому должна ты, яко новый во­ин, вступить паки в подвиг свой так, как будто бы ты еще доселе ни­чего не сделала. Старайся утверждаться в добродетелях, не испыты­вая себя, много ли ты уже учинила, ибо испытывать сердца есть дело единого Бога.

Он одним открывает их успехи, от других скрывает не для смире­ния их, но по причине гордости, могущей оттуда произойти. Сие творит Отец Небесный по любви своей к нам, одних предохраняет от опасности, чтобы в оную не повергнули себя, другим подает при­чину, чтобы лучше успевали в добродетелях и непременными пре­бывали в оной.

Почему хотя душа наша и не имеет о том уверения, однако долж­но предпринятое упражнение с охотою совершать, потом можно бу­дет узнать свой успех, естьли сие угодно будет Богу.

Глава сорок первая
О том, что мы не должны желать свободы от тех огорчений, которые сносим с терпением

Первое. Что хотя в сие время по твоему желанию добродетель тер­пения от тебя не будет отнята, однако удобно приуготовить мо­жешь себя к нетерпеливости.

Второе, Положим, что терпение твое было бы несовершенно и за­служивало бы таковое награждение, каковое ты употребила время на то, а, не желая свободы и поступая по воле Божией, хотя бы только одну минуту или менее пострадал, получила бы ты такое награжде­ние, как бы весьма долгое время служила Богу и тем весьма благоугодна был величеству Его.

Почему ты должна иметь желания свои свободными и отдаленны­ми от всех вещей, дабы всегда оные стремились с горячностию к ис­тинной и единой твоей цели, то есть воле Божией; сим образом жела­ния твои сохранишь добрыми и сама пребудешь спокойной и доволь­ной во всяких приключениях и бедствиях.

Без воли Высочайшего Господа ничто не бывает. Ведай, что когда ты чего-либо ищешь по воле Его, то все, чего бы ты себе ни желала, изобильно получишь. Однако не должно сего разуметь о грехах как своих, так и чужих, ибо Богу противны грехи, но только о угнетени­ях и наказаниях, которые произойти могут или от грехов, или от других причин. Положим, что угнетения и наказания толь покажут­ся тебе жестоки и несносны, что поразят сердце и истощат твое здравие.

Се есть крест, за который Господь Бог друзьям своим являет ми­лость и любовь.

Терпеливо должны мы сносить всякие беды в надежде будущей славы, которою будем вознаграждены по прошествии печалей. Не ложный знак сего есть, что так Богу благоугодно, ибо во многих употребленных средствах так не сбылось, как нам желательно было, и те средства, чрез которые стараемся освободиться от печалей, должны признаны быть противными воле Божией, Который нам да­ровал оные, показав способы и средства к тому, чтобы мы их упо­требили согласно с волею Его, а не по наклонностям и прихотям своим, и не для того, чтобы мы были свободны от противностей без благоволения Божия.

Глава сорок вторая
О средствах отражать диавола, когда он старается обмануть нас чрез неведение и неразличие

Коварный змий, видя, что мы с сильными и хорошо расположен­ными желаниями прямо шествуем по пути добродетелей, когда он не может нас преклонить к своей воле явным обманом, то, пре-образясь в светла ангела, всегда нас склоняет или приятными мыс­лями, или мнениями Священного Писания, или примерами святых, дабы мы безрассудно стремились к совершенству.

А сие не для иного чего, как токмо, чтобы низвергнуть нас в про­пасть. Возбуждает он к умерщвлению тела науками, постами, бдени­ем и тому подобным, чтобы мы чрез то возмечтали, как некоторые думают, что они много делают хорошего, или подали причину к сла­бости здоровья и сделалися неспособными к произведению добрых дел, или чтобы, по излишеству трудов и по причине болезни против­ными себе представляя упражнения духовные, отвращались их и так, от времени до времени делаясь нерадивыми и ленивыми, обратились с большею охотою к забавам и увеселениям земным. Что случается со многими, которые по гордости духа своего, следуя пламени без­рассудной ревности, победив мир довольными умерщвлениями, ос­тановились на изобретениях своих и сделались посмеянием врагу. Верно, не постигло бы их сие, ежели бы придерживались того, что доселе сказано, и употребляли бы те же наказания и умерщвления благоразумно и с рассуждением по возможности всякого и природе.

А те, которые не могут последовать строгому святых житию, долж­ны употребить старание на показание себя в другом виде сообразны­ми им, например желательно ли кому получить венец такой, кото­рый получили святые ради Имени Иисуса Христа за подвиги свои, тот принужденным себя найдет, презревши всю суету мира и самого себя, объять безмолвную и уединенную жизнь, быть пред всеми ти­хим и кротким, переносить великодушно озлобления, благотворить своим врагам и хранить, наконец, себя от всякого порока.

Все таковые действия приятнее Богу, нежели материальное умерщвление, каковое ты должна соразмерно употреблять, чтобы после, когда нужда того потребует, мог что-либо к тому прибавить, нежели чтоб после что-либо оставлять ради помянутой опасности.

Однако ж я не разумлю здесь того, чтоб ты следовал заблуждени­ям тех, которые являют токмо наружный вид своего благочестия, а в самом деле, ослеплены будучи лестию натуры, более всего любят собственное здравие, почему они бывают беспокойны и боязливы так, что и малейшее повреждение оного почитают за величайший вред, и ни о чем столько не пекутся, как о сохранении его.

Они всегда стараются о пище, услаждающей более их вкус, неже­ли полезной для желудка, ибо сей нередко расслабляется от множе­ства сладких и жирных кушаньев, и говорят: - Мы это делаем для того, чтоб можно было после в крепости сил своих охотнее служить Господу Богу, - но сим самым они к собственному вреду вооружа­ют между собою непримиримых врагов, то есть плоть и духа.

Поелику чрез таковой вымысел, производимый в действо без вся­кой нужды и против справедливости, истощевается телесное здра­вие и отъемлется расположение духа к благочестию.

Почему средство умеренной жизни полезнее всех других для челове­ка, когда оное сообразно с тем благоразумием, о котором выше сказа­но, то есть приемля во уважение обстоятельства естественных наклон­ностей и собственного преодоления. Поелику мы не можем все испол­нять оных предписаний и равно упражняться в сих умерщвлениях.

Не должно здесь прейти в молчании и того, что не только из на­ружных вещей, но и внутренних, получа добродетели, поступать должно умеренно, как уже объявлено, что добродетель самопроиз­вольно (без принуждения) и постепенно должна производима быть.

Глава сорок третья
О силе злой нашей склонности, побуждении диавольском,
возжигающем нас к осуждению ближних наших,
и как должно ее преодолевать

От несовершенства гордого нашего ума происходит дерзкое и без­рассудное осуждение, которым наносим ближнему нашему оби­ду, происходящую из непочитания и презрения его.

Сего греха начало и корень есть наша злая склонность и гордость, которыми оный хранится и питается. А что еще более, он совсем от­туда возникает и произрастает, управляя желанием, а потом довер­шая падение. Для того-то мы тем более тщеславимся гордым нашим умом, чем более других презираем, почитая себя гораздо отдаленны­ми от тех несовершенств, которые видим в других.

Но коварный враг, весьма ясно видя в нас сию безбожную склон­ность, непрестанно старается более еще открыть наши глаза и всегда содержать оные углубленными в рассматривание, испытание и пре­следование слабостей ближнего.

Редко кто узнает неусыпное старание всегдашнего нашего врага о том, как бы на мысль нашу приводить и малые других недостатки, когда нельзя больших.

А понеже душевный твой враг рачителен в нанесении тебе вреда, то и ты старайся всеми силами избегать его сетей. Следственно, естьли приметишь за ближним твоим какие пороки, то сколько воз­можно удержи мысль твою от того. А когда почувствуешь, что тебя порывает нечто к осуждению оного, то противоборствуй сему, рас­судив прежде, что не дана тебе власть судить о том, чему подпал твой ближний по слабости своей, но, положим, что и должно бы тебе сие делать, однако ты бы праведно судить не мог, поелику ты, сама по­рабощена будучи неприличными страстьми, имеешь склонность противу справедливости худо судить о ближнем твоем.

Довольным к сему врачевством служить может всегдашнее рас­сматривание собственной бедности и слабостей сердца твоего. От­куда ты узнаешь, что есть в тебе премногие недостатки, требующие прилежного исправления, и так не достанет тебе времени на рассма­тривание и осуждение чужих пороков.

Сверх сего, буде станешь так, как должно, заниматься сим упраж­нением, то будь уверена, что гораздо больше очистишь сердечное твое око от тех зловредных паров, от которых происходит сия толь заразительная болезнь.

Уверься в том, когда рассматриваешь недостатки твоего ближне­го, что в твоем сердце кроется некоторая часть, а может быть и са­мый величайший корень, по внутреннему расположению привле­кающий к себе всякую подобную себе вещь. Почему когда другие станут осуждать заблуждения и недостатки других, то ты, восшед в собственные дела и ощутив с горестью и собственные мерзости, обрати сей суд на себя тако: - Ах, сколь я мерзостна между смерт­ными, что, погружаясь в самые величайшие преступления, закосневаю в них! должна ли я рассматривать и судить несравненно мень­шие пороки других? - И так пущенные на других стрелы тебя пора­зят и, вдруг на тебя обратясь, доставят не ожидаемое врачевство ра­нам твоим.

А когда падение ближнего твоего явно будет всем, то ты с собо­лезнованием помысли, что, хотя он и пал в такое прегрешение, од­нако, может быть, имеет внутрь сердца своего многие добродетели, и видно, что Господь Бог допускает его к такому греху для сохране­ния оных, и сие кратковременное падение произошло для того, что­бы чрез поношения людские и презрения их приобрел он плод сми­рения и сделался бы угодным Богу.

Естьли учинен будет кем не токмо явный, но и весьма важный грех, являющий ожесточение сердца, то обратись к чудным судьбам Божиим, тогда узнаешь, что часто безбожники делались святыми и, напротив того, достигшие, по их мнению, высокой степени совер­шенства низверглись в пропасть адскую.

Почему ты, храня себя в страхе Божий, занимайся сама собою и испытывай свои дела, но не приступай к разбиранию чужих, не ка­сающихся до тебя.

Будь притом уверена, что духовная радость, получаемая тобою из добродетелей ближнего твоего, происходит от Святого Духа, всякое же презрение, неправедное осуждение, отвращение сердца, оказы­ваемое тобою к ближнему, проистекает от единственной нашей зло­сти и поощрения диавольского.

Почему ежели ты имеешь какое неправедное предрассуждение в сердце о ближнем твоем и его несовершенствах, то не оставляй его до тех пор, пока вовсе не истребишь в своем сердце.

Глава сорок четвертая
О молитве

Любезная дочь! Сколь нужны для нас в сей духовной брани недоверенность к себе, твердое упование на Бога и упражнение в до­бродетелях, о чем до сих пор говорено было, толь же, сверх того, не­обходима и молитва.

Она есть четвертое из тех средств, чрез которые мы, употребляя их благоразумно, можем приобресть не только все то, о чем доселе сказано, но получим также все то, о чем только благом будем про­сить Бога. А поелику оная есть орудие и средство к приобретению всех благодеяний от Божеской благости и милосердия, яко от источ­ника на нас изливаемых, то чрез нее, без сомнения, буде только ста­нешь ее хорошо употреблять, предашь оружие в десницу Божию, Который Сам, вместо тебя, будет противуборствовать врагу.

Для познания надлежащего употребления молитвы надлежит принять во уважение сии пункты:

1. Что должно тебе желание свое живо изображать, рассуждая о чудных Божиих свойствах: благости, всемогуществе, премудрости, красоте и прочих бесчисленных совершенствах Его, - по которым Он достоин всякой чести и служения.

Притом рассуди, сколь много Сын Божий страдал, пребывая в подвигах чрез тридцать три лета для того, чтобы тем тебе подать помощь и показать средство к исцелению ран, напоенных ядом гре­ха. Он исцелил их не елеем и не вином, но собственною святейшею Своею кровию, истекшею из пречистого Его тела, которое было би-емо, тернием увенчаваемо и пригвождено.

Рассуди и то, сколь нужно и полезно для нас сделалось оное Его благотворение, что мы чрез то, покорив самих себя, одержали побе­ду над диаволом и явились достойны быть сынами Божиими,

2. Дабы в душе твоей пребывала несомненная надежда и упова­ ние на Бога, что Он готов тебе подать все то, чего бы ты только от

Него ни просил нужного ко благоугождению Ему и собственному твоему избавлению.

Сия святая надежда подобна такому сосуду, который наполняет Господь Бог сокровищами благостей Своих. Почему чем оный будет вместительнее, тем больше сокровищ может содержать в себе, и так молитва наша обратится к нам с изобилием.

Ибо нелепо, чтобы Всеблагий Бог, пребывающий всегда неиз­менным, не мог соделать нас участниками благости Своей, ибо Он Сам изобразил, чтобы мы о сем Его просили, чего ради и обещал нам Духа Святого, ежели токмо с твердою надеждою будем Его просить.

3. Старайся не с другим каким намерением приступать к молит­ ве, как только с тем, чтобы тебе узнать волю Божию, отвергнув свою собственную. Итак, просить ли тебе должно, или благодарить Его, то всегда исполняй сие чрез молитву, ибо Сам Бог так благоволит, и не желай, чтобы молитва в просимом тобою услышана была, - кроме того одного, что Ему благоугодно. Притом все намерения твои устремляй к тому, наблюдая и то, чтоб вся твоя воля во всем со­ образна была воле Божией, а не инако, как то многие делывали про­ должительные свои молитвы для того единственно, чтобы прекло­ нить волю Божию к своей воле.

Да будет тебе сей, а не другой образ моления. Поелику воля твоя, будучи ослеплена самолюбием, нередко тебя обманывает, заблуждает и не ведает всегда того, чего просит, а юля Божия обмануться в том не может. Почему она, яко совершенная, будучи владычицею всякой нашей воли, требует того, чтобы всякая воля, оставивши свой предмет, ей одной, яко главной, была подвластна и покорена. Следственно, мы должны всегда просить Бога о том, что с Его волею согласно, а когда ты о просимом чем сомневаешься, таково ли оно или нет, то в таком случае проси с тем ограничением, естьли сие благоугодно воле Божией.

Но когда ты сии вещи верно узнаешь, что они Богу приятны, как то добродетели, то проси с тем единственно, чтобы ты мог воссы­лать благодарение безмерному Его Величеству и служить Ему еди­ному, а не с другим каким намерением, хотя бы то было и в рассуж­дении чего-либо духовного.

4. Когда ты приступаешь к молитве, то должно тебе исполнять такие дела, которые бы были согласны с молитвою, по исполнении же оной, будь всегда готов ко принятию от Бога той милости, о ко­ торой ты Его просишь. Кроме того, упражнение в молитве должно быть неразлучно с упражнением и в побеждении самого себя, чтобы одно от другого имело надлежащую зависимость, ибо кто просит Бога о ниспослании какой добродетели, а не хочет в оной пребы­ вать, тот, без сомнения, не имеет истинного уважения к Богу.

5. Началом твоего моления да будет благодарение сие или сему подобное: - Господи Боже мой, создавый и искупивый меня по не­ изреченной Твоей благости и по безмерному милосердию избавля­ ющий меня всегда от рук врагов моих, ускори на помощь мою! Сми­ ренно молю Тебя, прости мне - не воспоминая учиненных мною злых, как то супротивления и неблагодарности во всякое время и на всяком месте.

А ежели ты особенной какой милости от Бога просишь и не при­емлет оной, чтобы тебе упражняться в сей добродетели, то не забудь благодарить Господа Бога за те блага, которые Он тебе дарует, по­елику Он есть благ.

6. Понеже молитва наша получает крепость свою, по которой умолить можем Бога в желаемом нами, от особливой естественной Божией благости и милосердия и чрез заслуги и страдания Едино­ родного Сына Его, по которым обещал Он не отвергать наших моле­ ний, то для того должно тебе наблюдать в молитве своей одно из се­ го или и все пункты, например: - Господи Боже мой! Молю Тебя, ниспошли по неизреченному Твоему милосердию пребогатую Свою милость, да помогут мне в молении моем святейшие заслуги воз­ любленного Твоего Сына и да исходатайствуют оные то, чего сми­ реннейше прошу, помяни, Господи, милосердие Твое и преклони милостивое Твое ухо к молению моему.

Другой образ моления есть заслуги пренепорочные Владычицы нашей пречистой Девы Марии, Божией Матери, и других всех свя­тых, которые сильны пред Богом, удостоены будучи высоких почес­тей за добродетельное на земли житие и прославление Бога.

7. Надобно пребывать в молении, поелику смиренное в нем пре­ бывание удобно умилостивит Бога. По справедливости, ежели, как гласит Святое Евангелие, прошение вдовы неправедного судию пре­ клонило к разрешению ее дела, то как оное Бога многомилостивого и всеблагого не может преклонить к смирению нашему?

Почему, хотя по окончании молитвы и не услышит нас Бог и ино­гда явит противные знаки, однако, невзирая на то, пребывай всегда в молитве твоей с твердою надеждою, что Он тебя услышит и подаст тебе руку помощи, ибо Он в сем никогда не оскудевает и не умаляется из всего того ничто, что только касается к Его всещедрому даянию.

Посему, естьли ты будешь молить Его, то, верно, получишь или то, чего просишь, или еще вящее и полезнейшее.

К сему присовокуплю и то, что естьли тебе иногда покажется, что Бог не внемлет твоей молитве и отвергает ее, то ты тем больше себя укоряй, судя свои злодеяния и грехи, притом полагай великую на­дежду на Бога, ибо чем тверже и несомненнее будет твоя надежда на Него, когда ты многочисленными врагами твоими окружен, тем Бо­гу благоприятнее будет.

Наконец, приноси Богу жертву благодарения, ведая, сколь Он благ, премудр, и что благоугодно Ему было не принять твоего прошения, равно как и ниспослать то, чего ты от Него просил. По­чему ты всегда должна пребывать в веселии сердца твоего во всяком состоянии, благополучии ли или злополучии, и препоручай себя со смирением всегда и во всяком случае Божиему Промыслу и Премуд­рости Его.

Глава сорок пятая
О мысленном молении

Мысленно молиться есть возносить мысль свою к Богу, когда явно или тайно просим желаемого нами.

Явная молитва наша есть, когда мы просим чрез слова, мысль на­шу изображающие, например: - Господи Боже мой, даруй мне благоугодное Тебе и приличное к славословию Твоему, дабы я у Тебя искал сей милости и получил ее, да совершится на мне благолепие Твое!

А когда враги тебя стужают, то молися сим образом: - Ускори, Господи, помощи ми, да возмогу одолети врагов моих! Или: - При­зри благосердно, всемогущий Создателю, на удобопреклонность и слабость Твоего создания, которое Ты искупил бесценною Своею кровию! Избави меня из руки сильного! Или: - Пребудь со мною, Господи, и не укосни, Владыко, укрепить ослабевшие мои силы и изнеможение мое в сей брани!

И доколе брань сия будет производиться, до тех пор ты неотступ­но пребывай в молении, противяся всегда мужественно и с бодрое-тию врагам твоим.

А когда уже жестокость сей брани приидет в бессилие, то ты, к Богу притекши, начни порицать как сражавшегося с тобою врага, так слабость и бессилие твое сими словами: - Се, Господи, созда­ние Твое и дело рук Твоих, искупленное пречистою кровию Твоею! Се и враг Твой и мой, старающийся непрестанно пожрати меня - Твое создание! К Тебе, Владыко мой, прибегаю, в Тебе Едином по­лагаю всю мою надежду, яко Ты всесилен и милосерд. Ты зриши во мне склонность, хотящую добровольно предаться врагу моему, есть-ли Твое милосердие меня от того не избавит. Избави мя, о надежда моя и укрепление сердца и души моей!

Тайная молитва есть то, когда мы, дабы испросить милость, пы­лаем внутренне к Богу, изображая и предлагая свою скудость без всяких слов, например, когда мы мыслию своею восходим ко Богу и исповедуем пред Ним слабость свою в том, что мы сами собою не в силах избавиться зла и благое творить, или когда мы на горняя возводим мысленные очи свои, воздыхая непрестанно, чающе от­толь помощи, то таковое желание может быть толь же сильно, как и самая молитва.

Почему чем совершеннее будет таковое твое желание и непоколе­бимая надежда на Бога, тем удобнее можешь умилостивить Бога.

Есть еще другой кратчайший способ мысленного моления, и оный состоит в едином возношении мыслей к Богу с тем, дабы Он ниспослал нам руку помощи. Таковая мысль не что иное будет, как тайное Богу напоминание, дабы Он взирал на желание и прошение наше.

Старайся хорошо в памяти содержать сей способ моления и при­учаться к частому употреблению оного. Ибо сие, как опыт научит тебя, есть такое оружие, которое на защищение себя удобно упо­треблять можешь во всякое время, на всяком месте и во всяких труд­ных обстоятельствах.

Глава сорок шестая
О молитве чрез размышление

Любезная дочь! Можешь ты присовокупить к сей твоей молитве размышление о страдании Иисуса Христа, сообразуя с Его дела­ми и заслугами ту добродетель, о которой ты имеешь попечение. На­пример:

Ежели ты ищешь добродетели терпения, то возьми на размышле­ние себе тайну страдания Христова.

Рассудя:

1. Как Господь наш по дозволению Пилатову немилосердно тер­ заем был и от беззаконных воинов веден на место мучения.

2. Как Он от бесстудных и неистовых мучителей обнажен был, когда совлекли с Него ризы. Как пречистая плоть Его нага на пору­ гание всем представлена была.

3. И как раны, данные на теле Его чрез повторенные мучения, возобновляемы и растравляемы были.

Сие или подобное ты, представляя к утверждению себя в терпе­нии, размышляй так, чтобы ты могла почувствовать в себе таковые болезни и страдания.

Помысли благоговейно о терпении Его, которое Он имел в поне­сении с кротостию и незлобием толиких поруганий, желая более все­гда терпеть для прославления Отца Своего Небесного и для избавле­ния рода человеческого. Воззри на распятого Христа, благоволивше­го много терпеть в понесении твоих душевных болезней. Помысли, как Он молился Отцу Своему небесному, дабы ниспослать благодать тебе на понесение терпеливо Его креста, то есть того поругания, ко­торое ты в тягость себе обращаешь.

Склоняй всегда волю твою к терпеливому понесению бед. Благо­дари Бога за ниспослание на землю Единородного Его Сына на пре-терпение бед и ходатайствование о тебе. А притом проси Его, дабы Он ради заслуг и подвигов Сына Своего даровал тебе добродетель терпения.

Глава сорок седьмая
О втором способе моления чрез размышления

Второй способ сей молитвы есть, которая происходит при воспо­минании мучений Иисуса Христа и рассуждении о великом Его желании сносить беды и печали.

Первее воспомяни заслуги Господа нашего Иисуса Христа.

Потом неизреченную радость и славу, которую имел предвечный Отец от совершенного послушания пострадавшего Сына Своего.

И сии размышления вознеся ко престолу величества Божия, мо­ли, дабы Он ради сих заслуг Сына Своего, даровал тебе ту милость, которой ты от Него просишь.

Таковое размышление приобретать можешь не только из тайны страдания Спасителя нашего, но из всякого Его деяния, как наружно­го, так и внутреннего.

Глава сорок восьмая
О способе моления чрез Пресвятую Матерь Божию

Вознеси мысль твою горе к Предвечному Отцу, Единородному Его Сыну Иисусу Христу и к Деве Марии.

По вознесении сердца своего к Богу сохрани две вещи: неизре­ченное Его удовольствие, которое Он имел прежде век в рассужде­нии Пресвятой Девы, когда Он, по всеведению Своему зрел ее прежде, нежели произвел в мир, и когда она уже на свете произош­ла, в рассуждении великих ее добродетелей.

О сем Божием благоволении рассуждая, коснися мыслию твоею ко всем временам, обтеки все создания, даже и вечность, мыслию и приникни к Существу Самого Бога, где потом размышлять ста­нешь о величайшей благости Его, почившей на Деве Марии, и, на­конец, чрез сию благодать, обретенную Мариею у Бога, проси, да даст тебе крепость к преодолению врагов твоих, а особливо того греха, который в то время тебя теснит.

Потом размышляй о знаменитейших добродетелях и подвигах Пренепорочной Девы Марии, величии оных пред Богом, или все вдруг, или некоторые из них только и проси, дабы Он по беспре­дельному Своему милосердию и для Ее преизящных добродетелей и заслуг даровал тебе просимое.

Обратя потом мысль свою к Сыну ее, Иисусу Христу, приведи на память девическое то чрево, в котором Он находился девять месяцев, и то благоговение, с которым почтила сия возлюбленнейшая Матерь новорожденного Сына, когда, познав Его, воздала Ему честь и славу как истинному Богу и истинному человеку, так и исгинному своему Сыну и Спасителю. О печальные очи Матери Его, которые взирали на Его стенания! Объятия ее, на которых носила Его, оные приятные це­лования, которыми Его чтила, матернее млеко, которым Его питала, труды и болезни ее, которые при смерти Его поражали сердце ее. Сих ради, или подобных сему, Матерних деяний, приятных возлюбнейшему

Сыну, испросишь Его благодать.

Наконец, обратись к Пренепорочной Деве Марии и возвеличь ее, сколь она почтенна от превечного Божия Промысла, когда избрана в Матерь Сыну Его пред всеми невестами, а за нас учинилась ходатайцею и предстательницею к Богу.

Сего ради мы не можем обрести никого более, по Боге и Сыне Его, надежного пристанища и непреоборимой защиты, кроме ее единой. Ибо она по неложному обещанию своему не отвергнула ни­чьего прошения, простирающегося к ней с твердою надеждою, но всегда милостиво принимала и подавала помощь и защиту.

Потом представь ей страсти Единородного Сына, претерпевавше­го для избавления нашего, прося о исходатайствовании от Него тебе той милости, дабы Его болезни и страдания истребили в Тебе грех, за который страдал сей Искупитель наш.

Глава сорок девятая
О некоторых размышлениях, помощию которых мы можем прибегать с надежоою к Матери Божией

Ежели ты прибегнешь с несомненною надеждою к Божией Мате­ри по предписанным сим трем пунктам, то удобно достигнешь желаемого конца:

1. Подумай о том, что из опыта мы видим, как тот сосуд, в кото­ ром чрез малое время сохранялось какое-либо благоухание, долго содержят оный благовонный дух, а когда чрез долгое время помяну­ тая вопя в нем пребывает, то тем еще более и долговременнее испус­ кает от себя оный приятный запах. Но ежели хотя малая часть само­ го вещества в нем еще останется, то гораздо более. Также когда че­ ловек находится близ сильного огня, то чрез долгое время действует в нем жар, хотя бы он и отдалился от огня.

Несравненно более душа Пречистой Девы пламенеет огнем люб­ви и милосердия к роду человеческому, когда она девять месяцев во чреве своем носила и неразлучно пребывала с Тем, Который Сам по Себе всегда без умаления преисполнен любви и милосердия, не так, как огнь или благоухание, которые недолговременны. Сим образом рассуждая тогда, разглагольствуй внутренне, в сердце твоем. Естьли тот, который находится близ огня, получает оного силу и естьли со­суд, сохранивший воню благоухания, не скоро теряет дух оного, то сколь много получила Пресвятая Дева огня любви и вони мило­сердия! И кто может исчесть, коликой милости и даров помощи удо­стаиваются те грешники, из числа которых и я семь, которые прибе­гают к Матери Божией! И сие тем более, чем чаще прибегают с твер­дою надеждою.

2. Содержи в мысли своей, что никто из человеческого рода так по воле Божией совершенно не поступал и толь много не угодил Сыну Божию Иисусу Христу, как сия пренепорочная Дева. Чего для Бог Слово, кроме излиянной Своей крови за грешников, показал нам Пречистую свою Матерь помощницею и ходатайцею к Богу, да­ бы она нам благопоспешествовала. Как же она пренебрежет сие на­ мерение Сына своего и Бога нашего, чтоб нас, притекающих к ней, оставить?

Сего ради прибегай ты к сей милосерднейшей Матери нашей Ма­рии во всяких твоих нуждах с твердою надеждою, в ней наша надеж­да не тщетна, поелику она исходатайствовать может нам у Бога бога­тую милость и оставление грехов.

Глава пятидесятая
О способе размышления и молитвы чрез ангелов и святых

Любезная дочь! Дабы тебе узнать помощь и действие ангелов и избранных Божиих в молитве, то предлагаю тебе два средства:

1. Вознеси мысль твою к Превечному Отцу и жертвуй Ему тою любовию, славою, и честию, которые воздают Ему все небесные жи­ тели. Представь себе труды, болезни и страдания, претерпенные на земле святыми по любви к Нему. Наконец, проси от Него, ради за­ слуг сих Его угодников того, что необходимо к твоему спасению.

2. Прибегни к силам небесным, как таковым, которые желают те­ бе не только совершенства, но и участия в небесных селениях, прося от них помощи, избавления от врагов твоих, а наипаче о том, чтобы не укоснили предстать на охранение тебя в час смерти твоей. Приве­ ди на память себе и то, коликих почестей ангелы и святые удостое­ ны от Бога, и, рассуждая о сем, воспламени в сердце своем к ним го­ рячую любовь и радость для того самого, что они толь богатою милостию одарены от всещедрого Бога, ибо тебе должно увеселяться дарами, данными святым, как собственными своими, и всегда долж­но тебе более радоваться тому, что они удостоены таковой почести, а не ты, ибо угодно так было Богу, чтобы облагодетельствовать их таковыми дарами. Отсюда явствует, что естьли бы оные тебе даны были, то ты бы верно не мог их употребить так, как надлежит, посе­му бы оные могли быть причиною твоего зла. А когда святым даны, то сие им украшением, а тебе пользою быть может.

Почитающие святых с надлежащею святостию и прибегающие с надеждою к ним, много получили даров и милостей как в духов­ных, так и в телесных нуждах. Кроме того, что оные обыкновенно научают нас Богомыслию и благоговейному молитвоприношению, истинно сказать, что ежели Господь Бог о святых толико благово­лит, что чрез моление их ниспосылает людям всякие благодеяния, за то единственно, что они, будучи во плоти, во всем повиновалися Его воле, то, без сомнения, внемлет прошению тех из святых, кото­рых Он более возлюбил. Господь Бог не отвергал никогда молений святого Иосифа, а благословенных Иоакима и Анну так возлюбил, что избрал их быть родителями пречистой Матери Своей.

Глава пятьдесят первая
О рассматривании страданий Иисуса Христа и как много мы можем оттуда научиться состраданию

Любезная дочь! Что доселе мною сказано о страдании Господнем, то все способствует к размышлению и молению по оным приме­чаниям, теперь предложу способ, как удобнее приобресть другие Богоугодные чувствия из страдания Господня. Почему ежели жела­ешь рассуждать о распятии Иисуса Христа, то, кроме тех пунктов, можешь размышлять и о следующем.

Во-первых. Как Христос, Господь всего мира, был обнажен от не­честивых иудеев на горе Голгофе и как немилосердо биемо было святейшее Его тело.

Во-вторых. Как с святейшей главы Царя Царей снят был терно­вый венец и сколь многократно возобновляемы были Его язвы, ког­да паки возлагали оный на главу Его.

В-третьих. Как Он был пригвожден к древу и напоен оцтом, сме­шенным с желчию.

А когда уже по сим пунктам размышления возжелаешь ощутить благоговение и пламенную любовь ко Господу Иисусу Христу, то надобно тебе с одной мысли сего размышления поступать всегда к другой, из чего гораздо более познаешь беспредельную к тебе бла­гость и милосердие Божие, а особливо, что Он благоволил пойти за тебя на вольное ужасное страдание. Посему чем больше возрастать будет в тебе таковое познание, тем вящую любовь возбудит в себе к Господу Богу. Познав же из сего высочайшую Его к тебе благость и милосердие, удобно возбудится в сердце твоем истинное сокруше­ние за то, что ты многократно оскорбила Бога, Который пострадал за беззакония твои.

А чтобы утвердиться тебе в надежде, то рассуди, что всесильный и всеблагий Господь не для другой какой причины предал Себя на толь необыкновенные напасти, как только для того, чтобы, грех упразднив, избавить тебя от сетей вражих, то есть собственных тво­их похотей, и чтобы, примирив тебя с Богом, учинить наследником вечного блаженства и твердую в тебя вселить на Его надежду, дабы ты могла иметь прибежище во всяких твоих нуждах.

Чтобы ты могла возродить в себе ко грехам отвращение и нена­висть, то все пункты, по которым станешь ты размышлять, так упо­требляй, чтобы тебе увериться, что Бог страдал для того токмо, чтобы представить тебе все твои злодеяния отвратительнейшими, а особли­во те, которые в тебе владычествуют и противны величеству Божию.

Чтобы ты возбудила в себе удивление, то рассуди, что может быть удивления достойнее, как зреть на Создателя всей твари, умученного от создания Своего, созерцать высочайшего Царя величество умаленно, красоту неба и земли обруганну, милость Бога Отца презрен-ну, неприступный, свет, темнотою помраченный, сокровище вечно­го блага, всякою подлостию униженно.

И чтобы сострадать страдавшему Господу, то приступи ко внут­ренним Его болезням, которые раздирали душу Христа Господа. И когда сим жалом уязвлена будешь, то на наружные страсти взи­рай, и, верно, о болезнях внутренних Его рассуждая, прослезишься.

Как никто из нас не может постигнуть великости милосердия се­го, так равно нет никого, кто бы постигал, сколь трудны к понесе­нию внутренние досады и болезни Господа.

Кроме сего, должно знать, что Пресвятая Спасителева Душа, воз­любившая сильно род человеческий, безмерно страдала за всякий грех, - в особенности чрез который всяк имел быть вечно от Него отлучен, - за всякий смертный грех, исполненный уже или еще име­ющий быть исполненным от людей, прежде живших или настоящих или будущих. И коликратно кто из них согрешах, столькратно отпа­дал от Души Иисуса Христа, с Которою мы обручены чрез благодать.

Сие-то было для Него вящею болезнию, нежели самое отделение членов от своих составов, поелику душа, яко превосходнейшая, не­жели тело вещественное, способнее к вящему страданию.

Почему, ежели ты приступишь к разыскиванию причины сих бо­лезней, которые претерпел распятый Избавитель наш, то не обре­тешь другой, кроме наших грехов.

Из сказанного ясно, что тот истинно знает сострадать Иисусу Христу, Господу нашему, и Ему по должности благодарить, который чистосердечно раскаивается о соделанных им грехах и болезнует о том, что он прогневил Бога, и ратоборствует со злыми похотями для того, дабы совлекшись ветхого человека, облещился в нового - Иисуса Христа.

Глава пятьдесят вторая
О пользе, которая может происходить от размышления о мучениях Христовых

Между прочими благами, которые ты можешь почерпать из раз­мышления о страдании Иисуса Христа:

Первым да будет тебе сожаление о грехах твоих и о том, что до сего в тебе еще гнездилося, и отвержение укрощенных всех тех страстей, которые распяли Господа.

Вторым. Проси отпущения грехов своих и совершенного презре­ния к самой себе, дабы впредь не огорчать Его, но возлюбить и усердно служить Ему, чего ты не возможешь получить без выше­упомянутой ненависти к себе самому.

Третьим. Мужественно и до окончания твоей жизни побеждай всякую и малейшую свою злую склонность.

Четвертым. Старайся всеми силами подражать добродетелям Из­бавителя своего, Который страдал не для одного того, чтобы иску­пить нас и удовлетворить за неправды наши, но чтобы дать нам об­раз, да последуем стопам Его.

Вот способ размышления, который ты употреблять можешь на тот конец.

Ежели, например, желаешь учиниться подражателем Иисуса Христа, то сим или другим способом размышляй:

1. Как поступал во страдании Своем Иисус Христос в рассужде­ нии Бога Отца.

2. Как Бог Отец в рассуждении Иисуса Христа.

3. Как Христос в рассуждении Себя и святейшей Своей плоти.

4. Как Христос Господь в рассуждении людей.

5. Что также и мы должны делать для Него.

Рассуди первое, что Христос, взирая на Бога, пребывал в подвиге, когда Он зрел беспредельное Величество Его, до того смирися, кроме Божескому Его Величеству Существенной Славы, что Он сносил не­сносные поругания и укоризны для человека, от которого ничего не получил, кроме неверствия и неблагодарности.

Потом размышляй, как Христос воздавал честь Божию Величест­ву, как Ему благодарил и жертвовал Самим Собою. Потом воззри на то, что Бог творил в Рассуждении Христа Господа, сколь сильно же­лает и возбуждает Он Его разными образы, дабы Он претерпел бие­ния, поругания, соблазны, терния, гвозди и крест. Потом рассуди, как Он изображает благоволение о сем, видя Христа Господня, окруженна отовсюду множеством лжесвидетелей.

А от сего обрати внимание свое к Душе Христа Господа и рассуди, как Он, понеже Душа Его чувствовала, сколь сие благоугодно Богу, чтобы ей для нас страдать, подая нам образ преданности воле Божией, добровольно предал Себя в руки сонму нечестивых людей и на волю духам тьмы.

Здесь простри взор твой ко Иисусу Христу, глаголющему к тебе: - Се зришь, возлюбленный мой, колико Я стражду ради тебя и с ка­кою радостию несу все сие единственно, да обрету твою ко Мне лю­бовь? Се зришь, какой показую тебе образ терпения, терпя с удо­вольствием? Ради всех сих моих болезней напоминаю тебе: охотнее нести тот крест, к которому ты ныне приступаешь, или другой ка­кой, возложенной на рамена твои свыше, чтобы ты не досталась в руки мучителям твоим, так бессильным и низким, как жестоким и свирепым, которых Я допустил вооружиться против чести твоей? О когда бы ты ведала, коликую радость получаю Я из сего! Ты до­вольно можешь узнать из принятых Мною ран, которые возлюбил Я как драгоценнейший дар для того, дабы Мне, любезнейшую всего, бедствующую душу твою приобресть. А ежели Я восхотел умереть ради тебя, то почто ты, возлюбленная, во угождение сердцу Моему не попускаешь себя на претерпение и малых бедствий, чтобы тем ус­ладить раны Мои, к которым довела единственная твоя нетерпели­вость? Ибо от сего большее чувствует поражение сердце Мое, неже­ли от самых точных ран.

Внемли, кто вещает тебе: Царь Царей Христос, истинный Богоче­ловек. Представь глазам твоим толь жестокие Его мучения и поруга­ния, каковых и величайший злодей никогда не заслуживал.

Знай притом, что Господь твой, находясь в таковых болезнях, не только не стенает и с терпеливостию сносит оные, но еще и весь­ма радуется. Рассуди, что Он, наподобие огня, который, водою буду­чи орашаем, более испускает искры, чем больше страждет, тем боль­ше возжигается к понесению жесточайших мук. Далее поступая, рассуждай, что все то терпел Господь наш не по принуждению, или должности какой, или корысти, но из единой любви Своей и для показания нам примера, чтобы и мы подвизались таким обра­зом в добродетели терпения. А когда ты знаешь, что Христос сего желает и благоволит о нашем подвиге в добродетели терпения, то старайся возбудить в сердце своем охоту к сему, представляя себе, что ты не только терпение иметь, но с радостию и крест понесть го­това, который имеешь или еще иметь хощешь, подражая стражду­щему Господу.

Потом рассуди поругания и уничтожения, которые претерпел Христос ради тебя, и, видя Его непреклонную твердость в понесе­нии, постыдишься в своей терпеливости, которая в сравнении с тер­пением Христовым никакого подобия не имеет, равно как и болезни твои в сравнении с болезнями Его ничего не значат. Страшись, что ты ни единого знака той терпеливости не имеешь в себе, которая бы происходила из любви к Богу.

Пригвожденный ко кресту, Господь есть книгою, которая пред­ложена тебе для чтения. Отсюда можешь почерпать примеры всех добродетелей. Но как Он есть книга живота, то не только озарит ум твой истинным светом премудрости, но живым и действующим примером преклонит твою волю.

Хотя свет наполнен книгами, однако ни едина так совершенно на­учить не может и показать средства к приобретению различных доб­родетелей, как размышление о страдании Христовом. И потому те, которые теряют много времени на размышление, мало внемлют тер­пению Христа Господа, а когда случится какая противность, то с нетерпеливостию сносят, как бы о том вовсе в молитве не думали. Та­ковые подобны воинам, стоящим в станах, которые много доказать о себе обещают, но как только неприятель наступит, то, устрашась и оставя оружие, бегут с сражения. Что быть может безрассуднее, как видеть мужественные подвиги Господа нашего и оными увеселяться, а по некотором времени вовсе их забывать, а особливо, когда нам встречается случай испытать оные на деле?

Глава пятьдесят третья
О святейшем причащении

До сего я предлагал тебе четыре средства, которые нужны к низло­жению врагов твоих, представлял также некоторые предосторож­ности, по которым бы ты могла хорошо употребить оные средства, а ныне еще предлежит показать тебе новый способ оружия, то есть святейшую евхаристию (причащение) Божественного тела и крови.

Ибо евхаристия как изяществом превосходнее всех прочих, так и употребление оной пред всеми оружиями важнее и сильнее, ибо помянутые четыре средства брани заимствуют всю силу из заслуг Христовых и благодати, которые истекли к нам от Его дражайшей крови.

Ты имеешь ныне новое оружие - тело и кровь Христову, чрез Ко­торые мы ратоборствуем с помощию Божиею со врагами нашими, ибо всяк, ядый Плоть Христа Спасителя и пияй кровь Его, вечно пребывает со Христом, и Христос с Ним и в Нем.

А понеже мы употреблять можем сие духовное оружие - святейшую евхаристию - двояким образом, то есть чрез таинство испове­дания и причащения, для того и ты должна , сколько можно чрез ис­поведь приуготовя себя, всегда духовно оного желать.

Глава пятьдесят четвертая
О способе употребления святого причащения

Поелику мы приступаем к святейшей евхаристии для разных причин, то, чтобы нам удостоиться оного, старайся соблюсти разные и предосторожности, разделенные на три части времени, то есть прежде причастия, во время причастия и после оного.

Прежде причащения, когда мы приуготовляемся к принятию Бо­жественных Тайн, то должны прежде омыть нечистоту смертных грехов, от которых да сохранит нас Бог, а потом предать сердце, мысль и все силы Иисусу Христу и Его благоволению, ибо и Он пре­дается нам весь во святейшей евхаристии, то есть тело и кровь Свою Божественную со всеми своими заслугами, ведая притом, что мы не имеем ничего, чем бы могли возблагодарить Ему за оказанное бла­годеяние, должны мы Ему жертвовать всею нашею жизнию.

Почему, желая удостоиться Святых Тайн для низложения врагов твоих и Божиих, помысли в себе за день пред причастием, сколь сильно желает Сын Божий определить место для сей святейшей ев­харистии в сердце твоем, чтобы и себя соединить с тобою и способ­ствовать тебе в истреблении грехов и непотребных твоих страстей.

Истинно то, что ничей разум из смертных постигнуть не может, сколь сильно желает Господь наш обрести нас, однако чтобы ты была в сем сколько можно уверена, то сохрани в памяти твоей сии две вещи:

1. Сколь удивительно то, что премилосердый Господь наш жела­ ет с нами пребывать неразлучно: - Любовь моя да будет с сынами человеческими, - и для того Он требует, чтобы мы сердце свое ос­ вятили Ему во храм: - Даждь, - говорит, - мне сердце твое, дочь моя!

2. Что Бог отвращается от всякого беззакония, часто сие бывает препятствием к соединению Его с нами, часто оно весьма противно и Божескому Его совершенству, ибо Бог, будучи всесовершенное благо, свет немерцающий и красота неизреченная, неизреченно от­ вращается от грехов, которые не что иное есть, как только тьма, блуждение и скверность.

Так велико отвращение Божие от зла, что все Священное Писа­ние Ветхого и Нового Завета имеем целию истребление оного.

Естьли ты узнаешь из сих истин, хотя недостаточно, сколь сильно желает Бог наш войти в сердца и истребить оттуда врагов Своих и твоих, то непременно будешь стараться, чтоб возбудить в себе охо­ту приближаться к Нему с тем же намерением. И в доказательство сего должна ты в сердце возбуждать сии или подобные сему молит­вы: - Прииди, Господи Боже мой, прииди и помоги мне, бедному человеку! Прииди и победи врагов моих и Твоих. Ах, вселюбезный Господи мой, когда озарит меня вожделеннейший день, да укреплюся Тобою, Который есть живый небесный хлеб, и низвергну всех врагов моих!

Тогда с твердою надеждою, ожидая пришествия Господа и вождя твоего, вызывай к душе твоей на определенное место тот грех или страсть, которую ты преодолеть и усмирить определила чрез частые деяния, противные оной страсти. И сие ты должна исполнять преж­де принятия святых таинств.

А когда уже намерена будешь приступать к святейшему приобще­нию, то испытнейше исследуй грехи свои, начиная от прошедшего причащения даже до сего времени, и чрез то узнаешь, что ты само­вольно и дерзко грешила, так как бы ты и не знала, что есть в свете Бог и что Он страдал за тебя, ибо ты больше уважала скверные свои страсти и увеселения, нежели благоугождение и честь Бога твоего. Потом, исполнившись страха и стыда за таковую свою неблагодар­ность и дерзкие поступки, удержишься приступать к святейшей ев­харистии, как к Тому, Которого ты многократно огорчала.

Однако, приведя себе вдруг на память, что благодать Божия, не отвергая тебя, призывает недостоинство твое к себе, с твердою на­деждою приступай к Нему и предай сердце твое во храм Ему, дабы Он един был Самовластным Владыкою в тебе.

Но тогда токмо можешь ты соделаться избранным жилищем Ему, когда истребишь из сердца твоего все плотские страсти и вход в оное заключишь всем прочим непотребным злодеяниям, а единому толь­ко Богу отверзнешь внутренний вход в твое сердце.

По принятии Божественных Даров прииди в чувство и благодари Бога: - Господи! Единое сокровище души моей! Ты Сам веси, коли-ко я удобопреклонена к раздражению Тебя и коликую злобу являю противу Тебя! Ты веси, что я сама собою без Твоей благодати не мо­гу противиться злодеяниям и грехам, сего ради предаю себя Тебе, я ожидаю от Тебя единого победы на постигающего меня врага, ведая притом, что и я с ним ратоборствовать должна.

Потом, обратясь к Превечному Отцу и благодаря Его о данной Им победе над тобою самим, представи Ему и Единородного Его Сына, данного тебе в виде Тайн Божиих, и проси с твердою надеж­дою побеждения своей злости. Он, ежели будешь благоугодно сие делать, никогда не отвергает твоей молитвы.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|