2. "Родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли" (Лк 2, 7)
Мы переходим к размышлению о видении Богоматеринства Марии у Луки. Здесь переплетаются два мотива: заботливость и нежность Матери - "спеленала Его", - и тяжелые обстоятельства Рождества - "положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".
Забота Матери
Лука подчеркивает заботливость Марии, представляя Ее как мать. Она не только зачала, родила и дала имя Младенцу (Мф 1, 18-25; Лк 1, 31), но также спеленала Его и положила в ясли (Лк 2, 7). Евангелист очень конкретно описывает, как Мария исполняет свое призвание Матери Иисуса, Сына Всевышнего (Лк 1, 31-32). Материнство Марии Лука представляет тремя простыми действиями.
"Родила Сына своего Первенца" (Лк 2, 7). Лука пишет о Елисавете, что "она родила сына" (Лк 1, 57), о Марии также, что Она родила Сына Своего, Первенца (Лк 2, 7). Младенец, рожденный от Марии, - Ее настоящий Сын; так исполнилось предсказание ангела (Лк 1, 31). Однако этот Сын как Первенец по Закону (Исх 13, 12; 14, 19; Лк 2, 23) также принадлежит Господу и должен быть принесен Ему в жертву. Иисус Христос есть наследие Господа не только как первенец, принадлежащий к избранному народу, но и как Первородный Всевышнего (Лк 1, 31), Сын Божий (Лк 1, 35). Мария признает это двойное право Бога на Своего Сына, приносит Его в Иерусалим, чтобы "представить Его пред Господа" (Лк 2, 22). Посвящение Иисуса в Храме скрывает в себе крестную жертву, в которой будет участвовать также Его Матерь (Лк 2, 25-35). Первое путешествие в Иерусалим предрекает последнее.
Будущее заключается и в слове "Первенец" (prototokos). Это слово отсылает нас к прошлому избранного народа - истории исхода из египетского рабства, но также бросает луч в будущее первоначальной Церкви, именовавшей Иисуса prototokos как "первородного между многими братьями" (Рим 8;29), "первородного всякой твари" (Кол 1, 15) и "Первенца из мертвых" (Кол 1, 18). Рождество и посвящение Первородного Господу предрекают полноту Пасхальной тайны: уничижение, смерть и прославление. Крест и воскресение освещают Рождество и детство Иисуса. В эту перспективу Пасхи изначально включена Богородица.
О втором действии Матери Иисуса Лука говорит с нежностью: "спеленала Его" (Лк 2, 7). Призвание каждой матери не ограничивается рождением ребенка; в него также входит забота о жизни и развитии младенца. Изображая эту заботу Лука описывает действие Матери - пеленание. Знаменательно, что, говоря о рождении у Елисаветы Иоанна Предтечи, автор вообще не упоминает об этом действии; сообщая же о рождестве Иисуса, он дважды говорит о пеленании Его Матерью (Лк 2, 7.12). По мнению многих экзегетов, это двойное упоминание придает действию Марии глубокий богословский смысл. У пеленания есть как бы два измерения. Во-первых, оно означает нежную любовь Матери, Ее исключительную заботу о Своем Первенце. По восточному обычаю, ребенка заворачивали в две пеленки: маленькая закрывала голову, а большая - тело новорожденного. Защищенного таким образом младенца можно было взять на руки, не подвергая опасности. Более глубокий смысл этого действия - в явном намеке на обвитие плащаницей мертвого тела Иисуса; обосновывая такое толкование, экзегеты приводят два вида аргументов: первый - сходство первого и последнего дня земной жизни Иисуса (Лк 2, 1-7 - Лк 23, 50-53); второй - похожесть действий (ср. Лк 2, 7 и Лк 23, 53). Такое толкование вписывается в общий пасхальный мотив третьего Евангелия.
Третье материнское действие Марии Лука описывает так: "и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк 2, 7). Мария не удерживает Сына, но дарит Его миру, в котором для Него нет места. Через это действие Матери Иисус тайно начинает Свою миссию, во время исполнения которой Он будет лишен места, где приклонить голову (Лк 9, 58; 19, 41-44; ср. Ин 1, 11). Придя в мир, Он не имел даже колыбели, поэтому Матерь вынуждена была положить Его в ясли. После смерти у Него не будет собственного гроба: Его положат в семейной гробнице друга, Иосифа Аримафейского (Лк 23, 53). Между этими двумя событиями протекает жизнь, исполненная жертвенности, даже до смерти (Лк 12, 50-22, 19). Ясли для скота и чужой гроб - это повествовательный образ кеносиса воплощения Христа, описанного св. Павлом на языке богословия (Флп 2, 5-8). Такое же истолкование яслей встречается в христианской иконографии. На русской иконе Рождества Христова XVI века новгородской школы Иисус лежит в яслях, изображенных в форме гроба. Тайну Воплощения и Рождества Христа Лука видит в перспективе Пасхи.
Величие Матери
Лука по-особому подчеркивает величие и достоинство Марии, сопоставляя Ее с родителями Иоанна Предтечи. Благовещение Марии (Лк 1, 26-38) параллельно благовещению Захарии (Лк 1, 5-26). Евангелист сравнивает Иоанна Крестителя с Иисусом, а родителей Предтечи - с Матерью Христа. При этом он показывает, что Мария превосходила Елисавету и Захарию. Во вступлении к первому благовещению (Лк 1, 5) Лука, по иудейскому обычаю, упоминает сначала Захарию и только потом - его жену Елисавету. Этот порядок изменен в описании благовещения Марии (Лк 1, 27), где Она упоминается прежде Иосифа. Это первенство сохраняется за Ней и в последующих текстах Евангелия (Лк 2, 4.16); Иосиф всегда будет находиться в Ее тени.
В обоих благовещениях есть хвала родителям, но и эти отрывки отличаются друг от друга: родители Иоанна "были праведны пред Богом, поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Лк 1, 6), Мария же была kecharitomene, т.е. особо возлюбленная Господом (Лк 1, 28). В первом случае - соблюдение Закона, во втором - благодать Всевышнего. Первые принадлежали к домостроительству Закона, вторая же начинает домостроительство благодати. Это противопоставление Лука продолжает и в последующих стихах. Ангел обращается к Захарии, чтобы тот не боялся, ибо услышана молитва его (Лк 1, 13); взывая к Марии (Лк 1, 30) Гавриил исходит из другой посылки: "ибо Ты обрела благодать у Бога". В первом случае - услышана молитва, во втором - почин Божий. Зачатие Иоанна Предтечи было естественным и земным (Лк 1, 23-24), зачатие же Иисуса Марией было сверхъестественным и небесным (Лк 1, 35). Захария был порицаем за неверие (Лк 1, 20), Мария же ублажается за веру в сказанное от Господа (Лк 1, 45). Первое благовещение завершается печальным событием: Захария не может говорить (Лк 1, 22), второе же - радостным ответом Марии: "Се, Раба Господня..." (Лк 1, 38). Лука, сопоставляя эти два благовещения, очень выразительно показал, как Мария превосходила родителей Иоанна. Захария и Елисавета еще в Ветхом Завете, Мария же возвещает уже домостроительство благодати.
Достоинство Сына Марии
Третий евангелист обращает особое внимание на достоинство и величие Сына Марии. Иудеи времен Нового Завета считали, что матери великих раввинов заслуживают особого благословения и почитания. Величие сына возвышало достоинство его матери. Лука, говоря о славе и достоинстве Иисуса, преумножал величие Его Матери.
Величие Сына Марии автор подчеркивал, применяя к Нему определения, в Ветхом Завете относившиеся к Самому Богу: по слову Гавриила Иисус будет велик (Лк 1, 32). Это прилагательное, без добавлений и изменений, в Ветхом Завете относилось непосредственно к Богу (Пс 47, 1, 95, 4; 134, 5; 144, 3). Иоанн Креститель "будет велик пред Господом" (Лк 1, 15), Христос же будет вообще велик, как Бог. Рождаемое от Марии будет Свято (Лк 1, 35; ср. Лев 20, 26; 21, 8; Ис Нав 24, 19; Ис 6, 3; 12, 6; 30, 11; 43: 3, 14, 15), как Бог Свят. Наконец, Иисус есть Господь и Спаситель всех (Лк 2, 11, 31); эти два имени в Ветхом Завете употреблялись для определения Бога (напр. Быт 28, 16; 29, 23; Исх 5, 1; 17, 7; 29, 46; Руф 2, 4; Пс 49, 1; Ис 30, 18; Иов 13, 16; Пс 24, 5; Ис 12, 2 и т.д.). В перенесении имен Бога на Иисуса выражена вера Луки и вера Церкви, для которой он писал, веруя в Божество Сына Марии. Это подтверждают еще два названия: "Сын Всевышнего" (Лк 1, 32) и "Сын Божий" (Лк 1, 35). Матерь такого Сына вполне заслуживает имени "Матери Господа" (Лк 1, 43). Лука называет Рожденного от Марии также мессианскими именами: Он Помазанник из рода Давида (Лк 1, 32; ср. 1Цар 7, 12-16), Которому дана царская власть во веки (Лк 1, 33). Сияние имен Сына Марии озаряет и Его Матерь; Она есть Раба Господня, Матерь Сына Божия, Христа и Царя. Древняя Церковь, с верой размышляя об источниках откровения, нарекла Ей имя Богородица (Theotokos).
Парадоксы Рождества Христова
Сын Всевышнего не имеет, где приклонить голову. Пришел к людям как Спаситель, а люди не приняли Его. Рождается в хлеву, среди животных. Крестный путь Иисуса начался с самого рождения.
С судьбой Спасителя связана судьба Его Матери. Ее избрание и призвание не направили Ее на легкий и удобный путь. На того, кого Бог любит, Он возлагает крест. Не бывает полностью осуществленного призвания без страданий. Польский поэт Юлиуш Словацкий был прав, говоря о своем призвании: "Ты знаешь, как я должен страдать, чтобы петь". Песнь величания нуждается в искуплении страданием.
Еще один парадокс. Как тесно связаны в жизни Иисуса и Марии радость и горе, слезы и смех. Быть может, мы призваны и к радости, и к страданию? Великие дела требуют великих жертв и большого напряжения сил. Мы спасены именно такой ценой. Но то, что дорого стоит, особенно ценно. Чем больше стоит, тем дороже.
Мария кладет в ясли Своего Первенца и Возлюбленного Сына, как дар миру. Это трогательное и красноречивое движение. Чрезвычайно трудно понять это действие Богородицы человеку-потребителю, привыкшему только брать.
"По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
- А кто вы такие? - спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества".
(Б. Пастернак)