11. Встреча с Богом приносит плод в жизни
Размышление о Благовещении-призвании дает нам повод к раздумью о плодах и следствиях этого события. О вере, о служении, о готовности пред Богом, о девственности, о молитве. Посмотрим еще раз на это великое древо Благовещения и на его живительные плоды. Это будет обобщение и подведение итогов первого цикла размышлений, где будет предложен еще один способ чтения Писания. Хороший писатель что-то сообщает читателю не только с помощью определенных слов и предложений, но также используя структуру своего произведения. Struсtura revelat - структура открывает. Подобно тому, как архитектура готического собора о многом говорит человеку, восприимчивому к красоте, также много говорит и построение литературного произведения. Такой писатель - Лука, им мы в основном и занимаемся.
Триптих Луки
Св. Лука сознательно расположил подряд Благовещение, посещение Елисаветы и песнь Богородицы. Можно точно определить скрепы, соединяющие этот триптих. Сначала Благовещение с Посещением: "И отошел от Нее Ангел... Встав же Мария во дни сии" (Лк 1, 38-39). Лука явно связывает эти события. Вторая скрепа: "И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа... И сказала Мария..." (Лк 1, 45-46). Эти два момента тоже объединены Лукой. Прежде, чем спросить, зачем он прибег к такому методу, присмотримся повнимательнее к каждой части триптиха.
Правая створка триптиха. Можно написать над ней: "Встреча Бога с человеком". Встреча Всемогущего Бога, творящего величие (Лк 1, 49), с человеком, безвестной девушкой из Назарета, города, презираемого в Палестине (Ин 1, 47). Встреча Святого (Лк 1, 47) со "смиренной рабой" (1, 38, 48); встреча милостивого Спасителя со слабым человеком. Это не безликая встреча; это - призвание. Смиренная раба призвана стать Матерью Сына Всевышнего, Сына Божия, Царя дома Давидова. На это таинственное призвание Мария ответила "да..." Грамматическая форма (genoito) указывает на ответ воодушевленный и радостный. На взывающий глас Божий Она откликнулась верой.
Центральная часть триптиха. Ее можно озаглавить: "Встреча с человеком". "Вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету" (Лк 1, 40). Та, которая только что встретила Трисвятого, с поспешностью идет на встречу со старыми людьми, с беременной женщиной. Старики и нерожденные дети - величайшая проблема нашего времени. Первые - брошенные или запертые в домах престарелых, вторые - убитые во чреве матери. Матерь Иисуса, спешащая к таким людям - это знамение и призыв. Не пришла ли пора возникнуть братствам во имя Матери Посещения для помощи старикам и спасения нерожденных детей? Иоанн Предтеча во чреве матери назван младенцем, носителем радости. Прекрасная и трогательная библейская подробность богословия нерожденных. Эмбрион это не кусок мяса, которое можно и уничтожить, а радостный младенец, исполненный Святого Духа во чреве матери (Лк 1, 15, 2, 41, 44).
Зачем Мария отправилась к пожилым людям? Она несла им Святого Духа, а вместе с Ним - радость и помощь. Роман Брандштеттер11, глубоко проникшийся евангельским духом, изобразил Марию на кухне в доме Захарии: Она пекла булочки, которые с удовольствием ел Захария. Названная Елисаветой "Матерью Господа" (Лк 1, 43) работает на кухне, а потом Она наверняка стирает пеленки. Помогающее, освящающее, радостное посещение.
Левое крыло триптиха соответствует правому. Оно возвращает нас к встрече с Господом. Слава Трисвятому и благодарение за призвание, за великие дела, которые Бог может сотворить среди обыкновенных людей. В первой части триптиха евангелист говорил о воодушевлении, с каким Мария ответила Богу, здесь же он говорит о восторженном величании всемогущего Бога: "...и возрадовался дух Мой о Боге" (Лк 1, 47). Иоанн Павел II, объясняя эти слова, справедливо замечает, что в них виден личный опыт Марии, восхищение Ее сердца (RM 36). И Христос возрадовался, также славя Отца. В правом крыле триптиха - встреча с Богом, в центральной части - с человеком, здесь же в молитве Мария объединяет обе встречи. Прославляя Бога и благодаря Его, Она говорит о том, кто Она в глазах великих мира сего и в глазах бедных. "Предпочтение Церковью бедных" удивительным образом вписано в Песнь Богородицы (RM 37).
Смысл триптиха Луки
Эта композиция неслучайна. Лука был достаточно хорошим писателем, чтобы и не мог так произвольно объединять события. Какой же смысл заключен в этом триптихе? Почему Мария после Благовещения не пошла с поспешностью, скажем, в Иерусалим, чтобы в Храме возблагодарить Господа за призвание? По человеческой логике, Она должна была прежде благодарить Бога. Однако, Она, минуя Иерусалим, отправляется в горы в дом Захарии. Почему?
Ответ ясен. Встреча с Богом должна быть дополнена встречей с человеком. Тот, кто отвечает "да" на призвание Божие, всегда будет спешить служить людям. Скажем больше: в этой "поспешности" и в "да", сказанном человеку, проявляется подлинность встречи с Богом - она становится достоверной для других. Открытость Богу и служение человеку. Такое толкование обосновано всем текстом всего третьего Евангелия, более других сосредоточенного на Боге, наполненного молитвой и в то же время самого человечного и открытого к социальным проблемам. Это Евангелие бедных, грешников, мытарей и блудниц. Ко всем ним приходит Христос. В триптихе Лука показывает, что Мария полностью воплотила в Своей жизни Евангелие Сына: открыться Богу и приблизиться к человеку. Она первая целиком осуществила евангельский идеал. Поэтому Она - пример жизни по Евангелию.
Таким же образом посещение Девой Марией Елизаветы толкуется и в богослужении Церкви. В Литургии Часов среди молитв, предрождественского времени (именно после 16 декабря) есть прекрасный гимн перед молитвой дневного Часа12. Две строфы этого гимна объясняют смысл и значение посещения:
"В час, когда Солнца лучи
опаляли страну Галилеи,
поспешно шла Она в горы
служить матери Пророка.
Сподобь нас сердца раскрыть
на нужды наших ближних,
испроси нам ревностную любовь,
терпение в трудах и мир".
Раба Господня в посещении предстает Рабой человека. Взирая на Ее пример, Церковь просит, чтобы Она помогла открыть сердца верных к нуждам братьев и испросила для них деятельную любовь. В простых стихах Литургии Часов сквозит повеление Ватиканского Собора подражать Матери Иисуса.
Благовещение было облагодатствованием Марии; Благодатная (Лк 1, 28), исполненная Святого Духа (Лк 1, 35), Богоносица (Лк 1, 43). Человек, так облагодатствованный Богом должен делиться с братьями благодатью и своими дарами. Мария с поспешностью пошла, чтобы разделить с другими благую весть, радость, Святого Духа. Когда человек соглашается со словом Божиим, то понимает, что оно обращено не только к нему. Она пошла с поспешностью, чтобы поделиться радостью, чтобы сорадоваться. Здесь мы почти опытно прикасаемся к т.н. дарованию общины (Рим 1, 11): "Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею". Павел сообщает о своем прибытии в Рим. Он едет, чтобы увидеть римских христиан и преподать им свой духовный дар к их утверждению; и тотчас же прибавляет, что он едет к ним не только для того, чтобы дать им дарование, но и для того, чтобы взаимно утешиться общей верой. Переводя буквально: "сорадоваться", Павел обещает преподать римлянам дар апостольского слова, надеясь на то, что и он утвердится их верой. Встреча верующих во Христа это не просто дружеская встреча или собрание в клубе, но это - встреча духовных даров: это обмен самым ценным, что у них есть, общей верой. Таким было посещение Марии: Она принесла в дом Елисаветы Святого Духа, радость и поддержку; Елисавета же первая почтила Марию, приветствуя Ее как Матерь Господа (Лк 1, 43), называя Ее благословенной (Лк 1, 42) и блаженной (Лк 1, 45).
Еще одна подробность заслуживает внимания. Почему радостное величание следует за встречей с Богом и с человеком? Только тот имеет право воспевать «Песнь Богородицы», кто встречается с Богом в вере и с человеком в любви. Путешественники рассказывают, что в странах, где у людей отобрали Бога, жители - очень грустные и ищут утешение в алкоголе. "Что за злая скорбь у вас? Нету Бога, Бог не спас" (Л. Штафф). Тому же, кто верует в спасение Божие и встречается с человеком в любви, на уста просятся слова «Песни Богородицы».
Размышляя о триптихе Луки, зададим себе несколько вопросов. Как я открываюсь Богу? Восприимчив ли я к Его слову? К нуждам другого человека? На примере триптиха Луки мы видим, какое принципиальное значение имеет для нас образ Марии. Она - словно живое олицетворение Евангелия Ее Сына. У Нее нет дешевой набожности. Необходимо чаще задумываться о триптихе Луки. Он образно представляет и кратко излагает все Евангелие. Это истинная Biblia pauperum, Библия нищих, которую читают "смиренные" (Лк 1, 52) нашего времени, перебирая четки Розария. Созерцание триптиха Луки освещает их, наполняет радостью и Духом Божиим. Будем просить Марию, чтобы Она научила нас восторженно отвечать "да" Богу и с поспешностью идти к человеку.