|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

6. Молитва Дщери Сиона

На избрание и призвание Богом быть Матерью Его Единородного Сына, на облагодатствование Ее Духом Святым и дружбой Господа, Мария сначала ответила верой и готовностью, а потом молитвой (Лк 1, 46-56). Дщерь Сиона - олицетворение лучшего Остатка Израиля - как же Она похожа на Свой народ! Видя великие дела Божии, происходившие в истории спасения, которая была также и его историей, Израиль не оставался нем и бесчувственен. Он прославлял Бога за эти дела, благодарил Его, жаловался Ему на свои горести. Все это есть в псалмах. Они - ответ народа на великие дела Бога. "Потому что Бог избрал Себе народ не как бессловесный объект исторического предопределения, но как участника диалога" (Г. фон Рад). Псалмы, будучи ответом Израиля, показывают, какое влияние оказали на него деяния Божии, каким образом он понимал свое бытие и близость Бога. В этом контексте молитва приобретает особый смысл. Это не только некое психологическое действие, она содержит в себе и нечто объективное: великие события и священные слова Бога. Бог первый начал диалог молитвы. Молитвословие народа - ответ Богу. В этом и заключается своеобразие библейской молитвы. Мария - Дщерь Сиона - молится так же, как избранный народ. «Песнь Богородицы» (Лк 1, 46-55) это Ее псалтирь, Ее ответ на великие дела Господа, совершенные Им в Ее жизни и в жизни Ее народа. Давайте сначала посмотрим на те части молитвы Дщери Сиона, в которых Она особым образом отождествляет Себя со Своим народом.

«Величит...»

"Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем" (Лк 1, 46). Эта первая строфа имеет большое значение для понимания «песни Богородицы». Первая строка определяет литературный жанр песни, а вторая приоткрывает тайну души Марии, радующейся о Господе.

"Величит душа Моя Господа..." (Лк 1, 46). Эти слова ясно указывают на литературный жанр: величание Бога, незаметно переходящее в благодарственную песнь. Израиль славил Бога в псалмах хваления, составляющих основную часть Псалтири. Эти псалмы - наиболее чистая и совершенная форма молитвы, полностью бескорыстная жертва. В псалме человек не просит Бога ни о чем, а только прославляет в простоте сердца, радостно и воодушевленно. Он прославляет Его святое Имя, Его качества, а также великие дела, совершенные в мире и в истории, в особенности, в истории Израиля. В центре величания находится Бог; это совершенное приношение благочестия, зрелый плод веры... Ребенок только протягивает руку и просит, зрелый же в вере человек прежде всего прославляет, благодарит. Величание построено чрезвычайно просто. Оно начинается призывом к восхвалению великого Бога; этот призыв обращен к себе или к другим. За призывом идет основная часть псалма, в которой перечисляются поводы для прославления Господа. Ими могут быть качества Бога, напр. Его святость, милосердие (Лк 1, 49, 50, 54), или великие дела Божии, сотворенные для народа (Лк 1, 54, 55) или псалмопевца (Лк 1, 49). Иногда псалмы заканчиваются призывом к прославлению Бога. Хваления пелись во время храмового богослужения; тогда они приобретали соборный характер. Кроме того, они читались отдельно, вне общественного богопочитания; тогда у них появлялись индивидуальные черты. Мария своеобразно соединила одно с другим.

"И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем" (Лк 1, 47). Из второй строки видно, что молитва Марии не была лишь молитвой уст, осужденной впоследствии Ее Сыном: "Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф 15, 7-9; ср. Ис 29, 13). Ее песнь прославления была одновременно и молитвой сердца и молитвой духа. Она воспевала, радуясь о Боге-Спасителе. Так же и Сын Ее, Иисус Христос, будет с радостью прославлять Отца: "В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче..." (Лк 10, 21). Одно и то же слово определяет радость Марии и Иисуса, а именно глагол agalliasthai - радоваться, веселиться. Источник радости Иисуса - Святой Дух и благоприятные вести, принесенные учениками, которых Он посылал на проповедь (Мф 10, 17-20). Источник радости Марии - Святой Дух, исполнивший Ее в Благовещении (Лк 1, 35; ср. 1, 41, 44), и величие, сотворенное Ей Сильным (Лк 1, 49). Где действует Бог, там есть повод для подлинной радости.

Опыт Бога

Радость о Боге придает песне Девы Марии особый лиризм и ощущение подлинного опыта Бога. Как Его образ проступает в строфах песни Богородицы? Бог Марии - прежде всего Господь и Спаситель: Он - Владыка мира и истории спасения. Имя "Спаситель" напоминает об освобождении народа из египетского рабства "силой мышцы Своей" (Лк 1, 51). Именуя Бога "Спасителем Своим", Мария провозглашает, что Она спасена особенным образом. Ради будущих заслуг Спасителя в момент своего зачатия Она была избавлена от первородного греха. У Нее было исключительное право обращаться к Богу: "Спаситель Мой" (Лк 1, 46). В образе Бога Марии два полюса: Бог есть Господь, Сильный (ho dynatos) и Святой (Лк 1, 46), т.е. отделенный от мирского, земного и грешного. Эти определения обозначают величие, святость, трансцендентность Бога. Бог прежде и превыше мира. Он - Всемогущий Творец, Трисвятой. Но в образе Бога Марии присутствует и другой полюс: Бог милостив (Лк 1, 50, 54). На Синае Бог явился Моисею как "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ... прощающий вину и преступление и грех..." (Исх 34, 6сл). Милосердие означает здесь свойство Бога, Его нежную и любвеобильную заботу о Своем народе, постоянную готовность прощать. Бог многомилостивый призирает на Свой народ, особенно же на боящихся Его, алчущих и смиренных (Лк 1, 50.52.53). Бог есть Бог для людей, склонившийся над ними с любовью. Бытие Божие есть для-бытие. Мария особенно испытала на себе милосердие Божие: Он призрел на Ее смирение, приклонился к Ней, облагодатствовал Ее Своим присутствием и Своей дружбой (Лк 1, 28), сотворил Ей величие и сделал так, что Ее будут ублажать все роды. Мария испытала на себе милость Господа, Она стала «странноприимницей» Его человеколюбия. «Песнь Богородицы» это сжатое изложение богословия Бога, основанное на полноте опыта Бога в Ветхом Завете, в особенности в Псалмах, а также на единственном и неповторимом опыте Бога Матери Господа.

"Ибо призрел на смирение Рабы Своей" (Лк 1, 48). Этой строкой начинается основная часть песни. На это указывает причинный предлог "ибо". «Песнь Богородицы» отчетливо делится на две части: в первой от первого лица говорится о великих делах, сотворенных Сильным для Девы Марии (Лк 1, 48-50), во второй говорится о делах, совершенных Богом для избранного народа (Лк 1, 51-55). Во второй части Мария предстает эсхатологической Дщерью Сиона, которая видит и переживает исполнение обетований, данных Богом отцам, особенно Аврааму.

Главный повод для прославлению Бога: "сотворил Мне величие (megala) Сильный" (Лк 1, 49). Слово "величие" тесно связано с началом песни: "величит" (megalinei). Тем самым начало предваряет главный повод величания Бога.

Что значит это "величие", часто называемое magnalia Dei (великие дела Божии)? Что это за великое дело, которое Бог сотворил Марии? Великие дела, megala, в Ветхом Завете означали чудеса Бога, совершенные Им в истории избранного народа. У слова megala в Ветхом Завете есть много синонимов: чудное (thaumasta), страшное (phobera), славное (endoksa), доброе (agatha). Эти действия не требуют вознаграждения, это просто благодать. Они были совершены для всего избранного народа (напр. Втор 6, 22; 10, 21; Пс 78, 12; 98, 1-3; 105, 5-6; 106, 7, 21; 111, 4, 6; 126, 2-3) или отдельных людей из среды этого народа (напр. Быт 12, 2; 50, 20; Втор 34, 12). Если Бог совершает величие отдельным людям, то Он все равно имеет в виду благо всего народа. «Великие дела» всегда "соборны" и, в конечном счете, направлены к спасению избранного народа. Чудеса Божии - не магия; они служат человеку, его обращению и сохранению верности Завета с Богом. Они основаны на встрече милосердного всемогущества Бога с верой человека, который приготовил место Богу, служит Ему, боится Его, живет словом Его. Домостроительство великих дел Божиих предполагает свободу Израиля (ср. Втор 4, 35, 40).

То же понимание великих дел Божиих и у св. Луки. Он видит величие Божие, сотворенное в Иисусе и через Иисуса (5, 26; 7, 16; 13, 17; 19, 37; Деян 2, 22; 26, 26). Чудеса Иисуса, в особенности исцеления, он связывает со Святым Духом (4, 14, 18; 5, 17; Деян 1, 8; 10, 38). Чудотворная сила, которая была в Иисусе, когда Он совершал великие дела (Лк 13, 17), передалась двенадцати и их ближайшим сподвижникам (Деян 4, 29-30). Поэтому именно через апостолов "совершалось много чудес и знамений" (Деян 2, 43; ср. 5, 12; 14, 3; 19, 11). Чудеса апостолов совершались прилюдно и сопутствовали проповеди Евангелия (Деян 10, 42). Господь творил эти великие дела "во свидетельство слову благодати Своей" (Деян 14, 3), и они приводили к вере.

Наконец и Матерь Иисуса в Своей песни исповедует, что Сильный также сотворил Ей "величие" (1, 49). Великое дело, которое Сильный (ho dynatos) сотворил Марии - чудо зачатия Сына Божия без семени; столь великое могла совершить только сила (dynamis) Всевышнего (Лк 1, 35). Это чрезвычайное дело основано на том, что у Бога нет бессилия (ouk adynatesei - Лк 1, 37). Стоящее непосредственно после "величия" слово dynatos (сильный - ст. 49) напоминает нам два однокоренных слова из Благовещения: dynamis (сила - ст. 35) и ouk adynatesei (не бессильно - ст. 37). Это явное подтверждение того, что "великие дела", сотворенные Сильным Марии, и есть те самые "дела", совершенные силой Всевышнего в Благовещении, т.е. девственное зачатие Сына Божия. По домостроительству Ветхого Завета "величие", которым была облагодатствована Мария в момент зачатия Сына Божия, освятило Ее. Эти великие дела Божии Мария приняла с верой (Лк 1, 45). Однако, они были предназначены не только Ей одной, но и всему народу Божию, - они были осуществлением обетований, данных Аврааму и семени его. Мария была введена в средоточие истории спасения.

Слов без любви на небе не приемлют

Перечислим в заключение основные черты молитвы Марии - Дщери Сиона. «Песнь Богородицы» глубоко укоренена в молитве народа Ветхого Завета, соткана из ветхозаветных слов (1Цар 2, 1-10; 2Цср 22, 28; Пс 112, 5; Мих 7, 20; Быт 17, 7). Этим Лука хотел сказать, что Мария жила Библией и молитвой Своего народа. Она дышала воздухом Псалтири. Мария была восприимчива к великим делам Божиим, совершавшимся в истории избранного народа и в Ее жизни. Она умела распознавать знамения и действия Бога. Чудеса, совершенные Всемогущим, рождали в Ее сердце бескорыстную песнь восхваления. Неслучайно Лука на первом месте ставит «Песнь Богородицы». Мария прежде всего величит Бога, Великого и Милостивого. Свою молитву Она воспринимала как ответ на слова и дела Бога. «Песнь Богородицы» свидетельствует о близости к Господу. Наконец, молитва Марии была исполнена Бога, исполнена опыта Бога, и одновременно наполнена человеком. Во второй части песни видна чуткость Марии к общественным проблемам. Дева славит Бога за то, что Он "низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем" (Лк 1, 52-53). Богословы освобождения считают песнь Марии чуть ли не революционным гимном бедных и отверженных. Эта общественная чуткость «Песни Богородицы» напоминает прекрасные и мудрые слова Гамлета: "Слов без любви на небе не приемлют". Самые великолепные молитвословия без любви - тщетны, они не достигают престола Всевышнего. Тщетной была молитва фарисея, презиравшего других людей. Но молитва мытаря была исполнена любви (Лк 18, 9-14).

Многому можно научиться у Марии. Она - истинная Наставница, а Ее песнь - пример подлинной молитвы, молитвы сердца, а не уст, молитвы во Святом Духе. Ее молитва - зрелый ответ на великие дела Господни в истории и в Ее жизни.

«Песнь Богородицы» включена в ежедневное богослужение. Важно, чтобы мы пели эту песнь вместе с Марией и по образу Марии, чтобы Ее молитва все больше проникала внутрь нас: Дева, величающая Бога, молись о нас!

"Величит душа моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение рабы Своей
ибо отныне будут ублажать Меня
все роды,
что сотворил Мне величие Сильный".
(Лк 1, 46-49а)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|