|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

11. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПЛОДОТВОРНОСТИ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ СМЕРТИ

«Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк 15, 39).

1. Евангелист Марк пишет, что когда Иисус умер, стоявший у креста сотник, видя смерть Иисуса, воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Значит, в этот момент сотник со всей ясностью почувствовал подлинную природу Христа, и ему стала открываться основная истина веры.

Сотник слышал ругательства и оскорбления, которыми осыпали Иисуса Его враги. Он слышал, как они насмехались над тем, что Тот, Кто называл Себя Сыном Божиим, теперь не может сойти с креста и не может ничего сделать для Своего спасения.

Сотник, глядя на Иисуса, возможно, бывшего уже в агонии, несомненно, продолжал пристально и внимательно всматриваться в Него и в момент Его смерти. Его взгляд мог встретиться со взглядом Иисуса, и тогда он почувствовал, что Иисус прав. Да, Он - человек и Он действительно умирает. Но Он больше, чем человек. Он человек, и в то же время - как Он Сам говорил о Себе - Сын Божий. Его страдания и смерть, Его Самоотдача духа Отцу и безоглядное Самопожертвование ради наивысшей цели, которой Он посвятил всю Свою жизнь, - все это произвело потрясающее впечатление на этого воина, оказавшегося на Голгофе, как предполагают некоторые писатели, после многих лет военной службы, после многих душевных испытаний и могущего быть прообразом любого язычника, ищущего свидетельства тех, кто откроет ему Бога.

2. Описанное событие имеет важное значение еще и потому, что в этот момент ученики Иисуса растеряны, вера их колеблется (ср.: Мк 14, 50; Лк 16,32). Именно тогда сотник становится первым из тех многих язычников, которые вскоре станут просить апостолов принять их в круг учеников Человека, в Котором они - особенно после Воскресения из мертвых - признают Сына Бо-жия, о чем свидетельствуют Деяния Апостолов.

Сотник на Голгофе не ожидает Воскресения из мертвых: для исповедания своей веры ему достаточно этой смерти, этих слов и этого взгляда. Как же не увидеть в этом действия благодати, которую силой Своей жертвы Христос Спаситель стяжал для римского воина?

Со своей стороны, сотник исполнил основное условие для получения благодати веры: он отнесся без предвзятости к увиденному, а в этом, главным образом, и проявляется благомыслие. Он смотрел, увидел и поверил в подлинность фактов, и поэтому ему дано было уверовать. Он не задумывался над выгодами, которые мог бы извлечь, оставаясь на стороне синедриона, не позволил запугать себя, как Пилат (ср.: Ин 19, 80); он смотрел на людей и на события, присутствовал при смерти Иисуса как беспристрастный свидетель. При этом душа его была чиста, была готова принять истину. Вот почему он покорился силе этой истины и уверовал. Он не колеблясь исповедовал также, что Иисус - Сын Божий. Его свидетельство стало первым знамением совершённого Искупления.

3. Иоанн отметил еще одно знамение этого события: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19, 34).

Известно, что в это время Иисус уже был мертв. Он скончался раньше распятых вместе с Ним двух разбойников, что указывает на безмерность Его страданий.

Итак, рана в боку не была новым страданием, причиненным Иисусу, а скорее знамением полного Самодарования Себя, запечатленным на Его теле, знамением пронзенной плоти и, можно сказать, открытого сердца, символическим выражением той любви, во имя которой Иисус отдал и будет отдавать человечеству все.

4. Из открытого сердца Иисуса истекла кровь и вода, что можно объяснить с точки зрения физиологии. Но евангелист пишет об этом факте, имея в виду его символическое значение, - это знамение и предвестие плодотворности жертвы. Евангелист придает такое большое значение этому событию, что заканчивает описание следующими словами: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин 19, 35). Таким образом, евангелист ссылается на виденное им самим, чтобы подчеркнуть важность события, относящегося к мотивам и следствиям жертвы Христа.

5. Действительно, в этом событии евангелист видит исполнение двух пророческих текстов. Первый относится к еврейскому пасхальному агнцу: «И костей (...) не сокрушайте» (Исх 12, 46; Числ 9, 12; Пс 34 [33], 21). Для евангелиста распятый Христос является пасхальным агнцем, «агнцем жертвенным» - по выражению св. Екатерины Сиенской, агнцем Нового Завета, которого символизировал ветхозаветный пасхальный ритуал, - «действенным знамением» нового освобождения из рабства греха, не только Израиля, но и всего человечества.

6. Вторая библейская цитата, на которую ссылается св. Иоанн, - это таинственный текст, приписываемый пророку Захарии: «И они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах 12, 10). Пророчество относится к освобождению Иерусалима и Иудеи Царем, с появлением Которого народ осознает свою вину и будет оплакивать Того, Кого он сам пронзил, как оплакивают потерю единственного сына. Евангелист относит этот текст к распятому и пронзенному копьем Иисусу, на Которого теперь смотрят с любовью. Враждебные взгляды недругов уступили место исполненному любви созерцанию обращенных. Такая интерпретация позволяет понять бо-гословско-пророческую перспективу евангельских событий, источник которых евангелист видит в открытом сердце Иисуса.

7. Символическое значение крови и воды объясняли по-разному.

В Евангелии от Иоанна можно заметить некоторую связь между водой, истекающей из пронзенного тела Иисуса, и теми словами, которые были сказаны Им во время праздника кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7, 37-38; ср.: 4, 10-14; Откр 22, 1). Евангелист уточняет: Иисус «сказал [это] о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7, 39).

Некоторые рассматривают кровь как символ искупления грехов посредством жертвы умилостивления, а воду - как символ очищения. Другие связывают кровь и воду с Евхаристией и крещением.

Оснований для более точной интерпретации евангелист нам не дает. Однако, как нам кажется, его текст указывает на то, как следует понимать рану в боку, из которой истекает кровь и вода; излияние благодати происходит благодаря жертве Воплощенного Слова, как об этом говорит евангелист уже в начале своего Евангелия: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин 1, 16).

8. В заключение обратим внимание на то, что свидетельство любимого ученика обретает всю полноту своего значения, если вспомнить, что во время Тайной Вечери этот ученик возложил голову на грудь Христа. А сейчас он видел эту грудь пронзенной. Поэтому он ощущал потребность подчеркнуть символическое значение безграничной любви, которую он открыл в этом сердце, и побудить читателей своего Евангелия и всех христиан к созерцанию этого сердца, «так возлюбившего людей» и принесшего себя в жертву за них.

14. 12. 1988

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|