|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

8. ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ХРИСТА НА КРЕСТЕ: «СЕ, МАТЕРЬ ТВОЯ»

1. В послании креста есть слова, в которых выражается любовь Христа к Матери и возлюбленному ученику, присутствовавшим на Голгофе во время Его крестных страданий.

Св. Иоанн говорит в своем Евангелии, что «при кресте Иисуса стояла Матерь Его» (ср.: Ин 19, 25). Женщина, стоящая у креста, вероятно, уже много лет бывшая вдовой, теперь лишается и Сына. Она была до глубины души потрясена тем, что видела в последние дни страданий Иисуса, и тем, что чувствовала и предчувствовала, стоя у креста. Можно ли отказать Ей в праве плакать и страдать? Христианская Церковь глубоко прониклась трагедией этой Жены, исполненной достоинства и с сердцем, разрывающимся от боли, предающейся размышлениям над драматическими событиями и духовно в них соучаствующей: Stabat Mater dolorosa iuxta crucem lacrimosa, dum pendebat Filius.

Присутствие Марии у креста вызвано не только кровным родством, не только чувствами, несомненно благородными, но все-таки человеческими. Это присутствие свидетельствует также о Ее самом полном участии в искупительной жертве Сына. Мария желала до конца соучаствовать в страданиях Иисуса, поскольку Она не отвергла меча, предсказанного Симеоном (ср.: Лк 2, 35), но - вместе со Христом - приняла сокровенный замысел Отца. Она стала первой сопричастницей искупительной жертвы, дабы уже навсегда остаться совершенным образцом для тех, кто без колебаний присоединяется к этой жертве.

2. С другой стороны, Ее материнское сострадание, о котором говорит Ее присутствие у креста, углубляло трагедию крестной смерти, столь похожую на трагедии многих семей, матерей и детей, соединившихся в смерти после долгой разлуки, вызванной работой, болезнью или насилием, к которому прибегают отдельные лица или группа людей.

Иисус, глядя на стоящую у креста Мать, вспоминает времена Назарета, Каны, Иерусалима. Может быть, Он мысленно возвращается к смерти Иосифа, думает о Своей удаленности от Матери, о Ее одиночестве в последние годы, которое теперь углубится. Мария же размышляет обо всех событиях, которые все эти годы Она «сохраняла в сердце своем» (ср.: Лк 2, 19. 51) и которые лишь теперь, в свете креста, сумеет лучше понять. Боль и вера сливаются в Ее сердце воедино. Но вот Мария замечает, что Иисус смотрит на Нее с высоты креста и говорит с Нею.

3. «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой» (Ин 19, 26). Это доказательство нежности и сыновней привязанности. Иисус не хочет, чтобы Мать осталась одинокой, и поэтому вместо Себя Он дает Ей как сына Своего ученика, о котором Мария знает, что это Его любимый ученик. Так Иисус вверяет Марии новое материнство и просит Ее считать Иоанна своим сыном. Однако торжественная форма этого акта («Жёно! се, сын Твой») и то, что он совершается в кульминационный момент драмы креста, а также весомость и краткость слов, которые звучат подобно сакраментальной формуле, позволяют судить, что речь идет о чем-то большем, чем просто семейные дела, и что этот факт следует рассматривать в перспективе дела Спасения, искупительной миссии, в которой вместе с Сыном Человеческим участвует Жена - Мария. Завершая это дело, Иисус просит Марию окончательно примириться с Его Самопожертвованием в умилостивление и считать с этою момента Иоанна Своим Сыном. Так ценой материнской жертвы Мария обретает новое материнство.

4. Однако значение этого сыновнего, исполненного мессианского смысла жеста намного шире, чем просто препоручение Марии любимого ученика в качестве сына. Иисус желает наделить Марию более богатым потомством, Он желает установить для Нее материнство, охватывающее всех людей, современных Ему и будущих, Его последователей и учеников. Таким образом, этот жест имеет символическое значение. Это жест не только Сына, озабоченного судьбой Матери, но и Искупителя мира, Который вверяет Марии - «Жене» - миссию нового материнства, охватывающего всех людей, призванных к сообществу Церкви. Итак, в этот момент Мария, с высоты креста, была утверждена, как бы «рукоположена» Матерью Церкви.

5. Дар, полученный Иоанном, а через него - исповедниками Христа и всеми людьми, является как бы дополнением жертвенного дара, принесенного Христом в момент крестной смерти. Мария и Иисус составляют некое «единство», не только потому, что они Мать и Сын «по плоти», но и потому, что в Своем предвечном замысле Бог видел Их, предназначил и поставил Их обоих в центре истории Спасения. И поэтому Иисус знает, что Мария должна быть включена не только в Его жертву, принесенную Отцу, но и в Его посвящение людям. В свою очередь Мария, в акте жертвы и посвящения, являющемся как бы продолжением fiat, сказанного в момент Благовещения, сохраняет полную гармонию с Сыном.

Во время Своих крестных страданий Христос был лишен всего. На Голгофе у Него оставалась только Мать, но и Ее, в акте наивысшего самоотречения, Он отдал миру, прежде чем завершить Свою миссию жертвой собственной жизни. Иисус осознавал, что пришел тот момент, когда все исполнится, - как сказал евангелист: «Иисус знал, что все уже совершилось» (ср.: Ин 19, 28). И Он хочет, чтобы в том, что «совершилось», был и дар Матери для Церкви и всего мира.

6. Здесь имеется в виду духовное материнство, которое, согласно христианской традиции и вероучению Церкви, дано «по благодати». II Ватиканский Собор называет Марию «Матерью по благодати» (СН 61). Таким образом, по своей сути, Ее материнство является «надприродным», принадлежит к сфере действия благодати, рождает в человеке Божественную жизнь. Поэтому Ее материнство является предметом веры, как и благодать, с которой оно связано, что вовсе не исключает, а - напротив - влечет за собой богатство мыслей и сердечных чувств надежды, упования и любви, наполняющих этот дар Христа.

Иисус, зная, что представляет собой материнская любовь Марии, желал, чтобы и в духовной жизни Его учеников присутствовала радость, проистекающая из этой любви как одна из нитей, связующих с Ним Самим. Итак, необходимо видеть в Марии Мать, относиться к Ней как к Матери и позволить Ей воспитывать в нас истинное послушание Богу, истинное единение со Христом и истинную любовь к ближнему.

7. И этот аспект связи с Марией можно увидеть в послании креста. Как пишет евангелист, Иисус «потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин 19, 27). То есть Христос повелел ученику вести себя по отношению к Марии как сын по отношению к матери - на Ее материнскую любовь отвечать взаимной сыновней любовью. И если ученик должен заменить Марии Иисуса, то он действительно должен любить Ее как родную мать. Иисус как бы сказал ученику: «Люби Ее так, как Я любил». А если Иисус видит в Своем ученике представителя всех людей, которым Он оставляет Свое завещание любви, то призыв возлюбить Марию как родную мать относится ко всем. Иначе говоря, эти слова Иисуса положили начало культу Марии в Церкви. Иисус через Иоанна объявил Церкви Свое желание: пусть каждый из Его учеников одаряет Марию искренним сыновним чувством - как Мать, препорученную Им Самим. Слова, произнесенные Иисусом в момент смерти, раскрывают значение культа Марии, существующего в Церкви с ее начала.

8. В заключение евангелист пишет: «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 27). Это значит, что он немедленно исполнил волю Иисуса. Он принял Марию у себя: с тех пор, взяв Марию в свой дом, он выказывал Ей сыновнюю любовь, окружил Ее заботой, дал Ей возможность сосредоточенно и спокойно ожидать нового соединения с Сыном, помогал Ей в исполнении той миссии, которую Сын предназначил Ей в рождающейся Церкви - как в день Пятидесятницы, так и в последующие годы.

Отношение Иоанна к Марии - это исполнение последней воли Иисуса, но кроме того оно имеет символическое значение для каждого из учеников Христа, призванных принять Марию и уделить Ей место в собственной жизни. Ибо, в силу слов умирающего Христа, в жизни каждого христианина всегда должно быть особое «место» для Марии, Она должна присутствовать в жизни каждого человека.

В заключение наших размышлений в рамках катехизических бесед о послании креста я хочу призвать всех задуматься над тем, как принять Марию, ввести Ее в свою жизнь. Одновременно я обращаюсь ко всем с призывом, чтобы мы старались как можно лучше оценить тот дар, которым наделил нас Иисус Христос, препоручая нам в Матери Свою Матерь.

23. 11. 1988

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|