|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

4. ТОТ, КТО «УНИЧИЖИЛ САМОГО СЕБЯ»

1. «Се, Человек!» (Ин 19, 5). В предыдущей катехизической беседе мы вспомнили эти слова, с которыми Пилат обратился к первосвященникам и служителям, выходя с Иисусом из претории, где Его подвергали истязаниям. Затем он предал Христа на распятие. Иисус Христос, израненный, увенчанный терновым венцом, одетый в багряницу, униженный надругательствами воинов, стоящий перед лицом приближающейся смерти, - это символ страдающего человечества.

«Се, Человек!» В этих словах заключена как бы вся истина о Христе, подлинном человеке, Который, «уподобившись нам во всем, кроме греха», «соединился неким образом с каждым человеком» (РН 22). Его называли «другом мытарям и грешникам», так как, пожертвовав Собой за грехи людей, Он был солидарен со всеми - также и с грешниками - вплоть до крестной смерти. Но именно тогда, когда Христос стал жертвой за грехи, нам открылась последняя из сторон Его человеческой природы - ее необходимо воспринять и рассмотреть во всей глубине в свете тайны «уничижения» (kenosis). Апостол Павел говорит: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 6-8).

2. Текст Послания апостола Павла к Филиппийцам вводит нас в тайну уничижения Христа. Говоря об этой тайне, апостол употребил сначала слово «уничижил», которое относится прежде всего к реальности Воплощения: «Слово стало плотию» (Ин 1, 14). Бог-Сын принял человеческую природу, человечность, стал истинным человеком, оставаясь Богом! Истину о Христе-Человеке необходимо всегда относить к Богу-Сыну. Именно эта постоянная соотнесенность подчеркивается в тексте св. апостола Павла. Выражение «уничижил Себя Самого» ни в коем случае не означает, что Иисус перестал быть Богом - это было бы абсурдом! Но это означает, - о чем апостол Павел говорит со свойственной ему проницательностью - что Христос «не почитал хищением быть равным Богу», но, «будучи образом Божиим» (in forma Dei}, как истинный Бог-Сын принял человеческий образ, лишенный славы, обреченный на страдания, приговоренный к смерти, дабы смиренно исполнить волю Отца, вплоть до величайшего самопожертвования.

3. В свете всего этого, решение стать подобным людям повлекло за собой добровольный отказ даже от тех «привилегий», которые полагались Ему как человеку. Ибо Он принял «образ раба». Иисус не хотел стать одним из сильных мира сего, Он хотел быть тем, кто служит другим: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45).

4. И действительно, как мы читаем в Евангелиях, земная жизнь Христа с самого начала отличалась скромностью и нищетой. Повествуя о рождении Христа, евангелист Лука подчеркивает, что «не было им (то есть Иосифу и Марии) места в гостинице», что Он родился в хлеву, и Мария положила Его в ясли (ср.: Лк 2, 7). В свою очередь, евангелист Матфей сообщает, что уже в первые месяцы жизни Христос испытал судьбу беженцев (ср.: Мф 2, 13-15). Его потаенная жизнь в Назарете протекала в исключительно скромных условиях, поскольку глава семьи был простым плотником (ср.: Мф 13, 55), и Иисус работал вместе со Своим названым отцом (ср.: Мк 6, 3). Он жил в крайней бедности и тогда, когда приступил к служению, о чем Иисус отчасти Сам свидетельствовал, говоря о тех трудных условиях жизни, каких требовала от Него проповедь Евангелия: «лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк 9, 58).

5. Мессианское служение Иисуса, несмотря на совершаемые Им знамения, с самого начала сталкивалось с сопротивлением и непониманием. За Ним постоянно следили, Его преследовали власть имущие, влиявшие на народ. В конце концов Иисус был обвинен, приговорен и предан распятию - самому позорному из всех наказаний, которым наказывали за самые тяжкие преступления, особенно если их совершил человек, который не был римским гражданином или же был рабом. Так что еще и по этой причине мы можем утверждать, повторяя слова апостола, что Христос принял «образ раба» (Флп 2, 7) в полном значении этого слова.

6. Через это «уничижение Себя Самого», знаменующее всю глубину правды о Христе - истинном человеке, вновь обрела изначальную чистоту истина о человеке - во вселенском ее понимании. Она была обновлена и исправлена. «Не почитал хищением быть равным Богу», - в этих словах нельзя не заметить намека на первое, первородное искушение, перед которым мужчина и женщина не устояли «от начала»: «И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3, 5). Человек поддался искушению, чтобы стать таким, «как боги», хотя был всего лишь тварью. А Бог-Сын «не почитал хищением быть равным Богу», но, становясь человеком, «уничижил Себя Самого» и тем самым возвратил каждому человеку, даже самому бедному и униженному, его изначальное достоинство.

7. Но говоря о тайне kenosis Христа, апостол Павел употребляет кроме того и другие слова: «смирил Себя».

Это выражение он помещает в контексте реальности Искупления и пишет, что Иисус Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 8). В этих словах выражается вся полнота «уничижения» (kenosis} Христа. В человеческом понимании «уничижение» Христа выразилось в мучительной и позорной Его смерти. В Божественном измерении - это Искупление, совершенное по милосердной любви Отца через Сына, Который по собственной воле, из любви к Отцу и людям, нуждающимся в спасении, стал послушным воле Отца. Это новое начало славы Божией в истории человека - славы Христа, Сына Божия, Который стал человеком. У апостола Павла мы читаем: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп 2, 9).

8. Св. Афанасий следующим образом комментирует текст Послания к Филиппийцам: «Выражение "превознес Его" не означает, что была превознесена природа Слова, ибо Оно было и всегда будет таким же, как и Бог. Но выражение это указывает на превознесение человеческой природы. Оно было высказано лишь после Воплощения Слова именно для того, чтобы стало ясно, что слова "смирение" и "превознесение" относятся исключительно к человеческому измерению. Ибо только то, что унижено, может быть возвышено» (Adversus Arianos Oratio, 1, 41). К этому можно лишь добавить, что человеческая природа (и все человечество), уничиженная и падшая в грехе, в превознесении Христа-Человека обретает источник своей новой славы.

9. В заключение следует вспомнить, что Иисус, говоря о Себе, употреблял прежде всего выражение «Сын Человеческий» (например: Мк 2, 10. 28; 14, 21; Мф 8, 20; 16, 27; 24, 27; Лк 9, 22; 11, 30; Ин 1, 51; 8, 28; 13, 31 и т. д.). Согласно принятым тогда языковым нормам, это могло означать только то, что Он был истинным человеком, таким, как и все другие люди. И, без сомнения, выражение Сын Человеческий заключает в себе соотнесение с подлинной человеческой природой Христа.

Однако строго библейское значение этого определения и в данном случае следует рассматривать в историческом контексте, неразрывно связанном с традицией Израиля, которая сформировалась и нашла свое выражение в пророчестве Даниила, ставшем основой мессианской идеи (ср.: Дан 7, 13-14). В этом контексте определение «Сын Человеческий» не только обозначает обыкновенного человека, представителя человеческого рода, но и относится к Тому, Кто должен получить от Бога вселенскую власть, выходящую за пределы исторического времени, охватывая собой эсхатологическую эру.

Таким образом, в высказываниях Христа и в евангельских текстах это определение обретает всю свою полноту, объемля собой Божественность и человечность, небо и землю, историю и эсхатологию. Сам Христос дает нам это понять, когда, представ перед Каиафой и свидетельствуя о Своем Богосыновстве, Он предсказывает: «Отныне езрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 64). Итак, сила и слава Божия являются имманентными чертами Сына Человеческого. И вновь мы оказываемся перед лицом Богочеловека, истинного человека и истинного Бога. Катехизические наставления постоянно обращают нас к Нему, дабы мы уверовали, а уверовав, - молились Ему и воздавали честь Богочеловеку.

17. 02. 1988

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|