|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

2. «УПОДОБИВШИЙСЯ НАМ ВО ВСЕМ, КРОМЕ ГРЕХА»

1. Сегодня мы продолжим предыдущее катехизическое наставление на тему: Иисус Христос - истинный человек. Это основополагающая истина нашей веры. Веры, опирающейся на Слово Самого Христа, подтвержденной свидетельством апостолов и учеников, передаваемой из поколения в поколение в учительстве Церкви: Credimus (...) Deum verum hominem verum (...) поп phantasticum, sed unum et unicum Filium Dei (Cone. Lugdenense II: DS 852).

В наше время об этом вероучении напомнил II Ватиканский Собор, в Пастырской Конституции которого особо подчеркнут новый род отношений, сложившихся между Словом, Которое, воплотившись, стало Человеком, - таким же как мы, и каждым из нас, всеми нами: «Ибо Сам Сын Божий, через Свое воплощение, соединился неким образом с каждым человеком. Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим Своим разумом Он мыслил, человеческой волей Он действовал, человеческим Своим сердцем Он любил. Рожденный от Девы Марии, Он истинно стал Одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» (РН 22).

2. В предыдущей катехизической беседе мы уже попытались показать «уподобление» Христа людям, исходя из факта, что Он был истинным человеком: «Слово стало плотию», «плоть» же (sarx) указывает на физическое измерение человеческого существа (sarkikos), которое приходит в мир через рождение «от жены» (ср.: Гал 4, 4). Как и каждый человек, Иисус из Назарета в Своей телесности испытывал усталость, голод и жажду. Тело Его было слабым, восприимчивым и чувствительным к физической боли. Именно это тело (sarx) было предано мучительным истязаниям и, наконец, распято: «был распят, умер и погребен».

В уже цитированной выше Соборной Конституции этот образ дополняется следующими словами: «Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим Своим разумом Он мыслил, человеческой волей Он действовал, человеческим Своим сердцем Он любил» (РН 22).

3. В сегодняших размышлениях обратим особое внимание на последнее утверждение, которое вводит нас в психическую сферу жизни Иисуса Христа. Он испытывал подлинно человеческие чувства: радость, печаль, гнев, изумление, любовь. На страницах Евангелия мы читаем, например, что «возрадовался духом Иисус» (Лк 10, 21), что плакал над судьбой Иерусалима: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк 19, 41-42). Он заплакал также после смерти Своего друга Лазаря: «Иисус, когда увидел ее [Марию] плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился» (Ин 11, 33-35).

4. В Гефсимании Им особенно сильно овладело чувство скорби, о чем мы читаем: «взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно» (Мк 14, 32-33; ср. также: Мф 26, 37-38). У Луки же мы читаем: «И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22, 44). И это проявление психофизических свойств также подтверждает реальность человеческой природы Иисуса.

5. Мы можем также прочесть о гневе Иисуса. Так, например, когда в субботний день перед Ним предстал человек с иссохшей рукой, Иисус сначала спрашивает присутствующих: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул; и стала рука его здорова, как другая» (Мк 3, 4-5).

Подобное произошло в храме, когда Иисус изгнал из него торговцев. Евангелист Матфей пишет: «выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: "дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21, 12-13; ср.: Мк 11, 15-17).

6. В другом месте Священного Писания мы читаем, что Иисус «дивится»: «И дивился неверию их» (Мк 6, 6), или же восхищается, когда, например, говорит: «Посмотрите на лилии, как они растут (...) и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Лк 12, 27). Христос восхищается также верой ханане-янки: «О, женщина! велика вера твоя» (Мф 15, 28).

7. Но прежде всего Четвероевангелия говорят нам о том, что Иисус любил. Во время разговора с юношей, спросившим, что делать, чтобы «наследовать жизнь вечную», «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк 10, 21). А евангелист Иоанн отмечает, что «Иисус (...) любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря» (Ин 11, 5), а самого себя Иоанн называет учеником, «которого любил Иисус» (Ин 13, 23).

Иисус любил детей: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним (...). И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк 10, 13. 16). А провозглашая заповедь любви, Он сослался на ту любовь, какой Сам возлюбил: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12).

8. Крестные страдания Христа и особенно Его смерть на кресте - это как бы вершина проявления той любви, которою Иисус, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13, 1). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13). Одновременно это момент наибольшей скорби и одиночества во всей земной жизни Иисуса, которая проявилась в пронзительных словах: «"Элой, Элой! ламма савахфани?" что значит: "Божей Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"» (Мк 15, 34). В этих словах, заимствованных из Псалма (22 [21], 2), Иисус выразил самые сильные страдания Своей души и плоти, страдания, которые проникнуты также мистическими переживаниями души, временно покинутой Богом. Это наиболее драматичный и потрясающий момент всех Его Страстей.

9. Таким образом, Иисус действительно уподобился людям, «приняв образ раба», как гласит Послание к Филиппийцам (2, 7). Послание же к Евреям, называя Его «Первосвященником будущих благ» (ср.: Евр 9, 11), подтверждает и уточняет, что Он не такой первосвященник, «который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (ср.: Евр 4, 15). Воистину, Он «не знал греха», но, как пишет апостол Павел, Бог сделал Его, «незнавшего греха (...) для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (ср.: 2 Кор 5, 21).

Итак, Иисус мог бросить вызов: «Кто из вас обличит Меня в неправде [грехе]?» (Ин 8, 46). Церковь исповедует: Sine peccato conceptus, natus et mortuus. Эту же истину, согласуясь с Преданием, возглашает Флорентийский Собор (Deer, pro lacob.: DS 1347): «Иисус был зачат без греха, родился без греха и умер без греха». Поистине, Он праведный и справедливый человек.

10. Итак, в заключение повторим слова Нового Завета, Символа и Собора: «Он истинно стал Одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» (ср.: Евр 4, 15). И именно благодаря этому подобию «Христос, последний Адам, (...) в полноте являет человека самому человеку и ясно показывает ему его наивысшее призвание» (РН 22). Можно сказать, что этим утверждением II Ватиканский Собор еще раз отвечает на главный вопрос, ставший заглавием известного трактата св. Ансельма Кентерберийского: Cur Deus homo? («Почему Бог вочеловечился?») Это вопрос пытливого ума, погруженного в тайну Бога-Сына, ставшего, как мы исповедуем в Никео-Константинопольском Символе Веры, истинным человеком, «ради нас, людей, и ради нашего спасения».

Христос «в полноте» явил человека человеку именно потому, что Сам он «не знал греха». Ибо грех никогда не обогащает человека, а наоборот - обесценивает его, умаляет, лишает присущей человеку полноты (ср.: РН 13). Возвращение этой полноты, спасение падшего человека - вот основной ответ на вопрос о смысле Воплощения.

03. 02. 1988

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|