|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

9. ИИСУС ХРИСТОС ПРИХОДИТ СИЛОЮ СВЯТОГО ДУХА

1. «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин 16, 28). Иисус Христос осознает Свое происхождение от Отца - Он Сын, так как происходит от Отца. И в мир Он пришел как Сын, посланный Отцом. Это послание (missio) основано на предвечном происхождении от Отца и в Нем утверждается. Благодаря этому Отец являет Сына, свидетельствует о Христе как о Сыне, одновременно Сын являет Отца. Ибо «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11, 27). Сын, Который «исшел от отца», выражает и подтверждает Свои сыновние отношения именно тем, что «открывает Отца» миру, являя Его не только в словах Евангелия, но и Своей жизнью, тем, что Он «живет для Отца» - вплоть до самопожертвования своей человеческой жизни на кресте.

2. Вся спасительная миссия Сына Божия как Человека совершается «силою» Святого Духа. Об этом свидетельствуют многочисленные евангельские тексты и весь Новый Завет. В ветхом завете истина о тесной взаимосвязи между посланничеством Сына и пришествием Святого Духа (то есть и Его «миссией») была сокрыта, хотя отчасти уже предсказывалась. Особым пророчеством звучат слова Исайи, на которые ссылается Иисус в Назарете, в начале Своего мессианского служения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4, 18-19; Ис 61, 1-20). Эти слова говорят о Мессии. Слово «мессия» означает «помазанник», то есть «помазанный» - приходящий силою Святого Духа. Обращаясь к землякам, Иисус из Назарета подтверждает, что слова эти относятся к Нему: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 21).

3. Истина о Мессии, приходящем силою Святого Духа, подтверждается во время крещения Иисуса в Иордане, то есть также в самом начале Его мессианского служения. Особенно выразительно это представлено в Евангелии от Иоанна, в котором приводятся слова Иоанна Крестителя: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». (Ин 1, 32-34).

Итак, Иисус есть Сын Божий, Он - Тот, Кто «исшел от Отца и пришел в мир» (Ин 16, 28), чтобы принести Святого Духа, то есть чтобы установить новую реальность рождения от Бога для сынов и дочерей Адама, обремененных грехом. Пришествие Сына Божия в мир, само Его человеческое зачатие и рождение от Девы совершилось силою Святого Духа. Сын Божий родился от Марии Девы и стал человеком - силою Святого Духа.

4. Свидетельство Иоанна об Иисусе из Назарета как о Сыне Божием тесно связано со свидетельством евангелиста Луки. Во время Благовещения Мария сначала услышала: «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего» (Лк 1, 31-32). А когда Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», то услышала в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 34-35).

Итак, слова о том, что Сын Божий как Человек (как Сын Человеческий) «исшел от Отца и пришел в мир» (Ин 16, 28), воплотились силою Святого Духа, в чем проявилась ипостасная тайна тринитарной жизни Бога. Деятельность животворящей силы Святого Духа выявляется в самом начале мессианского служения Иисуса из Назарета. Об этом свидетельствуют тексты всех четырех Евангелий, как синоптических (Мк 1, 10; Мф 3, 16; Лк 3, 22), так и Евангелия от Иоанна (Ин 1, 32-34).

5. Если уже в Евангелии детства об Иисусе сказано, что «благодать Божия была на Нем» (Лк 2, 40) - а это косвенно свидетельствует об освящающем присутствии Святого Духа, - то начиная с момента Его крещения в Иордане, в Евангелиях самым прямым образом говорится о деяниях Христа силою Святого Духа. «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню», - пишет Марк (Мк 1, 12). Там, после сорокадневного поста, Иисус позволил духу тьмы искушать Себя и одержал над ним первую мессианскую победу (ср.: Лк 4, 1-14). В течение всего служения среди народа Христос неоднократно являет ту же силу Святого Духа над бесноватыми, что выразилось, например, в словах: «Если (...) Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12, 28). Концом мессианской борьбы с силами тьмы стали пасхальные события: смерть на кресте и Воскресение Того, Кто исшел от Отца силою Святого Духа.

6. Иисус из Назарета и после Вознесения остался в сознании своих учеников Тем, Кого «Бог Духом Святым и силою помазал» (Деян 10, 38). Позднее они вспоминали, что благодаря этой силе люди, слушая Его слова, прославляли Бога и говорили: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк 7, 16), «никогда человек не говорил так, как этот Человек» (Ин 7, 46); кроме того, они свидетельствовали, что благодаря этой силе Иисус «творил чудеса и знамения» (ср.: Деян 2, 22), так что «весь народ искал прикасаться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6, 19). Во всем, что делал и чему учил Иисус из Назарета, Сын Человеческий, подтверждается истина слов пророка Исайи о Мессии (ср.: Ис 42, 1): «Се, Отрок Мой, Которого я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него» (Мф 12, 18).

7. Эта сила Святого Духа до конца раскрылась в искупительной жертве Христа и в Его Воскресении. Поистине Иисус - Сын Божий, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин 10, 36). Подчиняясь воле Отца, Он «Духом Святым принес Себя непорочного Богу, и эта жертва очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (ср.: Евр 9, 14). Тот же Святой Дух, как засвидетельствовал св. апостол Павел, «воскресил из мертвых Иисуса» (Рим 8, 11), а «через воскресение из мертвых» Иисус Христос обрел полноту мессианской силы и стал Тем, Кого окончательно явил Святой Дух, - «Сыном Божиим в силе» (как написано: «и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» - Рим 1, 4).

8. Итак, Иисус Христос - Сын Божий - приходит в мир благодаря Святому Духу и, будучи Сыном Человеческим, до конца исполняет свое мессианское служение силою Святого Духа. И если Иисус действует, «оживотворенный» этой силой, то одновременно Сам Святой Дух всеми Своими спасительными деяниями и, наконец, через крест и Воскресение открывает нам, что Иисус - Сын Божий. Итак, сегодня благодаря Святому Духу перед миром открывается Божественность Сына, Иисуса из Назарета. И «никто, - как замечает св. апостол Павел, - не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3).

05. 08. 1987

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|