|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

4. ИИСУС, СЫН ИЗРАИЛЯ, ИЗБРАННОГО НАРОДА ВЕТХОГО ЗАВЕТА

1. В конце предыдущей катехизической беседы мы напомнили о двух родословных Иисуса. Одна из них дана в Евангелии от Матфея (1, 1-17), и в ней перечислены все поколения предков Иисуса, Сына Марии, начиная от Авраама. Таким образом, эта родословная имеет «нисходящее» построение в отличие от другой, приведенной в Евангелии от Луки (3, 2-28) и имеющей характер «восхождения»: начиная от Иисуса Христа, перечисляются все Его предки, вплоть до Адама.

Родословие, представленное Лукой, отчасти выявляет связь Христа со всем родом человеческим. Евангелист же Матфей в своем повествовании указывает на непосредственную связь Христа с потомками Авраама. Иисус из Назарета является членом великой человеческой семьи, будучи частицей народа, к которому Он непосредственно принадлежит. Он является сыном Израиля, избранного Богом народа Ветхого Завета.

2. Иисус родился среди этого народа, воспитывался в его культуре и религии. Он был настоящим израильтянином, думал и изъяснялся на арамейском языке, соблюдая языковые нормы того времени, знал обычаи и нравы своей среды. Будучи израильтянином, Он был наследником Ветхого Завета и этому наследию сохранял верность.

На это обращает внимание св. апостол Павел, когда пишет в Послании к Римлянам про «Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слова, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; (...) от них Христос по плоти» (Рим 9, 4-5). А в Послании к Галатам апостол напоминает, что Христос «подчинился закону» (Гал 4, 4).

3. Согласно Закону Моисея, вскоре после рождения Иисус был подвергнут обряду обрезания, став тем самым законным членом народа Божия: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус» (Лк 2, 21).

«Евангелие детства» не так богато подробностями этого периода жизни Иисуса. Тем не менее мы узнаём, что «каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк 2, 41), что было выражением верности Закону и традициям Израиля. «И когда Он {Иисус] был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его» (Лк 2, 42-43). После трехдневных поисков «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лк 2, 46). Радость Марии и Иосифа была омрачена непонятными для них словами Сына: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2, 49).

4. Помимо этого единственного происшествия, об остальных годах детства и отрочества Иисуса Евангелие умалчивает. Это период «потаенной жизни», о которой евангелист Лука сообщает двумя фразами: «Он пошел С ними [то есть с Марией и Иосифом] и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк 2, 51); «Иисус Же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2, 52).

5. Евангелия сообщают нам, что Иисус жил в своей семье, в доме Иосифа, который к Нему, Сыну Марии, относился как земной отец: заботился о Нем и постепенно обучал Его ремеслу плотника. Жители Назарета считали Иисуса «сыном плотника» (ср.: Мф 13, 55). Когда Христос начал проповедовать, они с удивлением спрашивали: «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Мк 6, 2-3). Жители Назарета вспоминают также о Его «братьях и сестрах». Вероятно, речь идет о родственниках Иисуса (о «двоюродных братьях и сестрах», живущих в Назарете), о которых, впрочем, евангелист Марк говорит, что они пытались «взять Его», то есть отговорить от наставнической деятельности (ср.: Мк 3, 21). Видимо, они не находили в Нем ничего такого, что давало бы Ему право взять на Себя это новое дело. Они считали Иисуса «обыкновенным» израильтянином и полагали, что таковым Он и должен оставаться.

6. Общественное служение Иисуса началось, когда Ему исполнилось 30 лет. Тогда Он впервые выступил в Назарете: «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи» (Лк 4, 16-17). Иисус прочитал фрагмент, начинающийся словами: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4, 18). Дочитав до конца слова пророка, Иисус обратился к собравшимся: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 21).

7. За время Своей наставнической деятельности сначала в Назарете, затем в Галилее и Иудее и, наконец, в столичном Иерусалиме, Иисус собрал обильные плоды религиозных традиций народа Израиля. В то же время Он обогатил эти традиции новой мудростью, раскрывая их жизненно важные ценности и заложенный в них пророческий смысл. Он также решительно выявлял отклонения от предначертаний Завета с Богом. Таким образом, в Своем учении Он совершил переход - в пределах того же самого Откровения Божия - от «старого» к «новому», не отменяя при этом Закона, но исполняя его (ср.: Мф 5, 17). Та же мысль выражена в самом начале Послания к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший (...) в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1, 1-2).

8. Этот переход от «старого» к «новому» проявляется во всем учении «Пророка» из Назарета. Особенно ярким примером может служить Нагорная проповедь, изложенная евангелистом Матфеем. Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано древним: "не убивай" (...) А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5, 21-22). «Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5, 27-28). «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5, 43-44).

Проповедуя это, Иисус в то же время утверждает: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5, 17).

9. Это слово «исполнить» имеет ключевое значение. Оно относится не только к проповеди Богооткровенной истины, но и ко всей истории Израиля, к истории народа, Сыном которого был Иисус. История эта, наполненная удивительными событиями, которые с самого начала направлялись Провидением Божием, находит в Иисусе Христе свое завершение. Замысел Божий, согласно которому все эти события с самого начала были предусмотрены как история спасения, устремлен к той «полноте времени» (Гал 4, 4), которая воплотилась в Иисусе Христе. И Пророк из Назарета прямо говорит об этом Своим слушателям, начиная с первой проповеди, произнесенной в синагоге родного города.

10. Особенно знаменательны слова Иисуса, обращенные к Его противникам и засвидетельствованные в Евангелии от Иоанна: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался». На это сказали Ему Иудеи: «Тебе нет еще и пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?». Иисус еще более открыто заявляет: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь (Ин 8, 56-58). Иисус прямо говорит, что в Нем не только воплотились искупительные замыслы Бога, вписанные со времен Авраама в историю Израиля, но и Его существование предшествует времени Авраама, а Сам Он отождествляется с Тем, Который «есть Сущий» (Исх 3, 14). Именно поэтому Он, Иисус Христос, является завершением истории Израиля, поскольку Он с самого начала «перерастает» Своей тайной эту историю. Однако здесь мы затрагиваем другой аспект христологии, о котором мы поговорим позже.

11. В заключение задумаемся немного над родословиями Иисуса Христа, приведенными евангелистами Матфеем и Лукой. Из этих родословий следует, что Иисус Христос - истинный Сын Израиля - вместе с тем принадлежит всему роду человеческому. И если в Иисусе, потомке Авраама, воплощаются пророчества Ветхого Завета, то в Нем же, как в потомке Авраама, мы находим - следуя за наставлениями св. апостола Павла - начало и средоточие, своего рода «квинтэссенцию» всего человечества (ср.: Еф 1, 10).

04. 02. 1987

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|