|< в начало << назад к содержанию

Приложение 1

О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ12 «Gaudium et Spes»

2. Поэтому Второй Ватиканский Собор, приложив усилия к тому, чтобы более глубоко проникнуть в тайну Церкви, без колебания обращается уже не только к чадам Церкви и ко всем, кто называют себя причастниками Христовыми, но и ко всем людям. Он желает всем им раскрыть своё разумение присутствия и деятельности Церкви в современном мире.

Мир, который Собор таким образом имеет в виду, есть мир людей, вся в целом общечеловеческая семья и вселенная, в лоне которой она живет. Это своего рода театр, где разыгрывается история рода человеческого, - мир, запечатленный трудами человека, его поражениями и победами; по вере христиан, этот мир сотворен и храним любовью Творца; конечно, этот мир пал и оказался в порабощении греху, но Христос силою Своего Креста и Воскресения сокрушил власть Лукавого и освободил мир, дабы он преобразился согласно замыслу Божию и чрез это достиг своего завершения.

Приложение 2

ОБ ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ К НЕХРИСТИАНСКИМ РЕЛИГИЯМ

«Nostra aetate»

1. В нашу эпоху, когда род человеческий с каждым днем всё теснее объединяется, когда умножаются связи между различными народами, Церковь углублённее размышляет над тем, каково должно быть её отношение к нехристианским религиям. Исполняя свою задачу, которая состоит в утверждении единства и милосердия между людьми и даже между народами, она прежде всего рассматривает то общее достояние людей, которое побуждает их совместно разделять общую судьбу.

Действительно, все народы составляют одно сообщество; они одного происхождения, так как Бог расселил весь человеческий род по всему лицу земли, у них также одна конечная цель — Бог, Чьё провидение, свидетельство благости и домостроительство спасения распространяются на всех13, доколе избранные не соберутся во Святом Граде, который озарит слава Божия и где народы будут ходить в Его свете14.

Люди ожидают от различных религий ответа на сокровенные тайны условий человеческого существования, которые ныне, как и встарь, глубоко тревожат сердца людей: что такое человек? каковы смысл и цель жизни? что есть добро и что есть грех? почему возникает страдание и в чем его цель? где путь к обретению истинного счастья? что такое смерть, суд и воздаяние после смерти? и, наконец, что представляет собою последняя и неизреченная тайна, окружающая наше бытие, от которой мы ведём своё происхождение и к которой стремимся?

2. Уже с древности и вплоть до нынешнего времени у различных народов мы различаем некое ощущение сокровенной силы, присутствующей в ходе вещей и в событиях человеческой жизни, а иногда и познание Верховного Божества, или даже Отца. Это ощущение и это познание наделяют их жизнь глубоким религиозным смыслом. Религии же, связанные с прогрессом культуры, стараются отвечать на те же вопросы понятиями более утончёнными и языком более разработанным. Так, в индуизме люди исследуют божественную тайну и выражают её в неисчерпаемых по своей многообразности мифах и в прозорливых философских построениях. Они ищут освобождения от тревог нашего существования либо в тех или иных формах аскетической жизни, либо через углублённое созерцание, либо с любовью и упованием прибегая к Богу. Буддизм, независимо от его различных форм, признаёт коренную недостаточность этого изменчивого мира и учит тому пути, на котором люди с благочестивой и уповающей душой могут либо обрести состояние совершенного освобождения, либо достичь наивысшего озарения собственными усилиями или благодаря помощи свыше. Так и другие религии, находящиеся повсюду в мире, по-разному стремятся упокоить мятущееся сердце человеческое, предлагая пути, то есть учения и правила жизни, а также священные обряды.

Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает тот образ действия и жизни, те предписания и учения, которые, во многом отличаясь от того, чего она придерживается и чему учит, все же нередко доносят луч Истины, просвещающей всех людей. Однако она возвещает и обязана непрестанно возвещать Христа, Который есть ««путь и истина и жизнь»« (Ин 14, 6), в Котором люди находят полноту духовной жизни Бог всё примирил с Собою15.

Итак, она призывает своих чад, дабы они осторожно и любовно, через диалог и сотрудничество с последователями иных религий, и одновременно свидетельствуя о христианской вере и жизни, признавали, сохраняли и продвигали присущие им духовные и нравственные блага, а также социально-культурные ценности.

3. Церковь с уважением относится и к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли16, говорившему к людям. Всей душой они стремятся подчиниться изволениям Бога, даже если они и сокровенны, как подчинился Богу Авраам, на которого охотно опирается исламская вера. Хотя последователи Ислама и не признают Иисуса Богом, они всё же почитают Его как пророка и чтят Его девственную Матерь, Марию, а иногда даже благочестиво призывают Её. Кроме того, они ожидают Судного дня, в который Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и через молитву, милостыню и пост воздают хвалу Богу.

Хотя в течение веков между христианами и мусульманами возникали немалые разногласия и вражда, Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию, а также совместно оберегать и продвигать ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу.

4. Исследуя тайну Церкви, Священный Собор памятует об узах, духовно соединяющих народ Нового Завета с потомством Авраама.

Действительно, Церковь Христова признает, что начатки её веры и избрания обретаются, по спасительной тайне Божией, у Патриархов, Моисея и Пророков. Она исповедует, что на всех верующих во Христа, сынов Авраама по вере17, распространяется призвание этого Патриарха и что спасение Церкви таинственно предызображается исходом избранного народа из земли рабства. Поэтому Церковь не может забыть, что она приняла откровение Ветхого Завета через народ, с которым Бог по Своему неизреченному милосердию соизволил заключить древний Союз, и что она питается от корня «хорошей маслины», к которой привиты были ветви «дикой маслины», то есть языческие народы18. Действительно, Церковь верует, что Христос, мир наш, на кресте примирил иудеев и язычников и из обоих сотворил в Себе одно19.

Церковь также всегда помнит о словах Апостола Павла о сродниках его, «которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти» (Рим 9, 4-5), Сын Девы Марии. Она памятует также, что в иудейском народе родились Апостолы, утверждения и столпы Церкви, как и большинство первых учеников, возвестивших миру Христово Евангелие.

По свидетельству Священного Писания, Иерусалим не узнал времени посещения своего20. Иудеи в большинстве своём не приняли Евангелия, а многие из них даже воспротивились его распространению21. Тем не менее, согласно Апостолу, ради своих отцов иудеи доныне остаются любезными Богу, Чьи дары и призвание непреложны22. Вместе с Пророками и с тем же Апостолом Церковь ожидает дня, ведомого одному лишь Богу, когда все народы единогласно призовут Господа и будут служить Ему единодушно (ср. Соф 3, 9)23.

В силу того, что столь велико духовное наследие, общее христианам и иудеям, Священный Собор желает беречь и поощрять взаимопонимание между ними и уважение друг к другу, достигаемое прежде всего в библейских и богословских исследованиях и в братских беседах.

Хотя иудейские власти и их приверженцы настояли на смерти Христа24, однако то, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным. Хотя Церковь и есть новый Народ Божий, однако иудеев не следует представлять ни отверженными Богом, ни проклятыми, утверждая, будто бы это вытекает из Священного Писания. Поэтому в преподавании катехизиса и в проповеди слова Божия всем следует стараться не учить тому, что несообразно с истиной Евангелия и с духом Христовым.

Кроме того, Церковь, осуждающая всякие гонения на кого бы то ни было, памятуя об общем с иудеями наследии и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и обо всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против иудеев.

Впрочем, как Церковь всегда утверждала и утверждает, Христос по Своей безграничной любви добровольно принял страдания и смерть за грехи всех людей, чтобы все пришли ко спасению. Поэтому проповедующая Церковь должна возвещать крест Христов как знамение всеобъемлющей Божией любви и как источник всякой благодати.

5. Мы не можем призывать Бога, Отца всех людей, если отказываемся вести себя по-братски в отношении некоторых из них, сотворённых по образу Божию. Отношение человека к Богу Отцу и отношение человека к людям-братьям столь тесно связаны друг с другом, что Писание говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога» (1 Ин 4, 8).

Этим подрывается основание всякой теории или практики, вводящей различия в человеческом достоинстве и в проистекающих из него правах, различия между одним человеком и другим, между одним народом и другим.

Вот почему Церковь осуждает как противные духу Христову всякую дискриминацию и притеснение людей, творимые из-за их национальной принадлежности, цвета кожи, общественного положения или вероисповедания. Поэтому Священный Собор, следуя по стопам святых Апостолов Петра и Павла, горячо умоляет христиан по возможности «провождать добродетельную жизнь между язычниками» (1 Петр 2, 12) и, насколько это от них зависит, быть в мире со всеми людьми25, чтобы действительно стать детьми Отца, Который на небесах26.

Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Отцов

|< в начало << назад к содержанию