|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Часть первая
Христос призвал его

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея,
брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете
ловцами человеков.
И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
(Мк 1,16-18)

1

Иисус из Назарета

Когда ангел возвестил Марии, что она зачнет от Духа, он сказал ей лишь:

«...и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк 1,31).

На иврите же это имя - Иегошуа - означает: Бог спасает. Следовательно, это имя обозначает не только Его миссию, но и Его глубочайшую реальность. По своей природе Иисус есть спаситель. Его миссия заключается в спасении всего человечества. В Марии Он воспринимает не просто какую-то человеческую природу, но самое человеческой природы. Таким образом, Воплощение Глагола Божьего охватывает не каких-то избранных из миллиардов других, а все в целом человечество.

Младенец, которого зачала Мария, есть Спаситель. Следовательно, Иисус пришел спасти человечество от состояния греха, в котором оно находилось с тех пор, как восстало против Бога. Иисус пришел не для того, чтобы даровать некое частное примирение, но для того, чтобы даровать благодать обращения всему человечеству.

В конечном счете, это спасение есть удел малого числа избранных? К такому выводу можно прийти после прочтения некоторых текстов Евангелий. Спасение предложено всем, но большинство, или же, по крайней мере, многие, откажутся от него. Таково истолкование многих богословов. Наоборот, другие богословы с не меньшей настойчивостью утверждают, что Христос в конце концов восторжествует и что все человечество будет спасено. И так сбудутся слова апостола Павла: «...да будет Бог все во всем» (1 Кор 15, 28).

Рассматриваемая проблема обсуждается от начала христианства. Если Иисус есть Спаситель только для некоторых избранных, заслуживает ли Он по праву наименования - «Иисус, Бог спасает»? Однако это имя Ему дано Самим Богом. Б таких обстоятельствах каким образом некоторые богословы смогли придумать учение о предопределении, согласно которому Бог от вечности определил, что некоторые будут осуждены на вечные мучения, и при этом провозглашать, что Бог есть любовь? И что следует думать о тех, кто дерзает говорить, что если Бог «сотворил» ад, то именно потому, что Он нас любит?!

Необходимо различать две вещи. Неоспоримо, что Иисус раскрыл Себя как Спасителя лишь очень немногим. Никогда еще духовный учитель не был признан столь малым числом учеников. Многие слышали Его слова и некоторое время следовали за Ним. Но после Вознесения Иисуса сохранившие Ему верность образовали лишь очень малую группу. Поистине Он, подобно другим пророкам, не был признан среди своих. Таков исторический факт. Иисус ограничил свое апостольство рамками иудейского народа, а внутри него - малым кругом Своих учеников. Однако в чем состояла Его Весть?

В Евангелии содержатся многие вести, и каждая историческая эпоха выбирает ту или иную из них. В настоящее время раскрывают или заново открывают содержащиеся в Евангелиях призывы к установлению справедливости и мира. Однако является ли это высшей вестью? Что говорят Евангелия относительно нашей окончательной судьбы? Сподоблюсь я спасения или же, чего многие страшатся, подвергнусь вечному осуждению, иначе говоря - вечной разлуке с Богом? Возможно, многие не захотят задаваться подобными вопросами, но, когда оказываешься лицом к лицу с миллионами верующих других религий, невозможно уклониться от этой проблемы. Эти миллионы чад Божьих, неужели они лишены надежды на спасение? Мы можем ответить им, что вне Христа спасения нет, но подобный ответ способен навсегда упразднить всякую возможность диалога.

Уже в этой первой главе мы оказываемся в самом центре проблемы. Глагол Божий, Спаситель мира, стал человеком в Иисусе из Назарета. Этот человек, вышедший из галилейского городка, о котором нет никакого упоминания в Ветхом Завете, есть Спаситель всего человечества. В конечном счете, мы сталкиваемся со следующей проблемой: необходимо ли для обретения спасения иметь опытное познание связи с этим пророком из Назарета, рожденным женщиной по имени Мария, супругой Иосифа - потомка царя Давида?

Этот Назаретский младенец притязал на то, что он - Сын Божий и Спаситель мира. Именно это религиозные вожди Израиля не могли принять!

2

Ибо так возлюбил Бог мир

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...» (Ин 3, 16)

Если мы хотим понять историю спасения, необходимо исходить именно из этой истины. Здесь «мир» обозначает именно все в целом человечество и творение во всей его полноте. Бог возлюбил мир потому, что Сам Он есть Любовь, об этом дважды говорит нам Иоанн в своем Первом послании (4, 8 и 16). Несомненно, лишь после долгого размышления над миссией Христа в истории спасения Иоанн пришел к этой формулировке Божественной тайны.

В великих религиях, которые не сподобились того, что мы называем личным откровением, Высшее Существо может пониматься лишь как некая отдаленная реальность, неопределенная и непроницаемая. Оно настолько удалено, что может быть «увидено» как нечто неличностное. Откровение, данное Израилю Богом, состоит в том, что Бог есть Великий Живой. Он не представляет собой какую-то нейтральную силу. Он озабочен судьбой народа, Им избранного. Именно поэтому Он раскрывается Моисею как «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх 3, 15). Это Бог любящий, но между Богом любящим и Богом Любовью пока еще пролегает «дистанция огромного размера». Эту дистанцию преодолел апостол Иоанн, который помогает и нам ее преодолеть. Если Бог есть Любовь -Он не может любить одних и отворачиваться от других. Поэтому-то Иоанн говорит нам, что Бог так возлюбил мир, что отдал ему Своего Сына Единородного; в Нем Он отдал Самого Себя.

В Своем «Logos'e», Глаголе, Бог раскрывается как «жизнь», затем как «свет» (см. Ин 1, 1-4). После слов о Воплощении Глагола Божьего - Бог «стал плотию» - Иоанн продолжает:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1, 18).

Именно этот Глагол Божий стал плотию в Иисусе из Назарета, Который в беседе с Никодимом раскрывает нам великую любовь этого Бога, Который есть Любовь:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (3, 16-19).

Следствия, вытекающие из этого текста, суть необозримы. Первое заключается в том, что Бог задумал спасти всех людей. Второе - в том, что для обретения спасения необходимо верить в Того, Кого послал Отец. Вместе с тем это никоим образом не связано с обязательным познанием и принятием в Иисусе из Назарета Воплощенного Глагола, ибо невозможно, чтобы каждый человек знал Иисуса и его принял. Третье -в том, что для обретения спасения необходимо прилепиться к Иисусу и его Вести. Однако здесь возникает вопрос: каким образом воспринимается эта Весть? Для тех, кто познал Христа, ответ прост, но для тех, кто Его не познал и не имеет возможности Его познать, ответ не очевиден.

Мы постоянно видим, что Христос вопрошает последовавших за Ним, веруют ли они в Него. Он вопрошает об этом тех, кого научал, и тех, кого Он исцелил. Таким образом, Он предстает в самом центре тайны спасения, подобно тому, как Он есть средоточие Божественного замысла, есть Тот, в Кого Отец призывает веровать, ибо Он есть Его Сын Возлюбленный... С высоты неба слышен глас, говорящий толпе:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3, 17).

В первой части нашего эссе мы представим этот аспект Откровения: обращенный на Сына взор Отца и Его, Отца, просьба ко всем обратить взор к Сыну и уверовать в Него. Все и вся на небе, на земле и в безднах ада должны обратить свой взор ко Христу. Это - первый шаг на пути к спасению. Такова христоцентрическая перспектива первой части нашего исследования.

Во второй части мы увидим, что всякий раз, когда ученики Иисуса и те, кто Его слышат, желают «зафиксировать» свой взгляд на Нем, Иисус призывает их обратиться к Отцу, ибо сам Иисус не есть ни источник, ни окончательная цель. Чем более человек привязывается к Иисусу, тем с большей настойчивостью Иисус его призывает сконцентрироваться на Отце.

В третьей части мы представим связь между спасением и Откровением Глагола Божьего в сердце каждого человека, ибо Глагол Божий воспринял человеческую природу и тем самым явил спасение всему человечеству.

3

Верить во Иисуса Христа

Согласно Евангелиям, первый шаг в деле спасения есть признание Иисуса из Назарета как «Того, Кто должен прийти», как Мессию и Спасителя. Первое свидетельство принадлежит Иоанну Крестителю. Священникам и левитам, посланным из Иерусалима, чтобы спросить его: кто ты, - Креститель отвечает со всей определенностью:

«...я не Христос.

И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин 1, 20-23).

Иисус находится здесь, в толпе иудеев, пришедших сюда принять крещение. Иоанн узнает Его и указывает на Него находящимся рядом с Ним:

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (29-30).

Креститель свидетельствует об Иисусе, но и сам он нуждается в свидетельстве Духа, чтобы узнать в Иисусе, своем двоюродном брате из Назарета, Агнца Божия, пришедшего спасти мир. Креститель вполне сознает несовершенство своего крещения, ибо, по его же словам: «...я крещу в воде» (Ин 1, 26); но Тот, Кого я возвещаю, «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф 3, 11).

И Креститель восклицает:

«...я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин 1,32-34).

Именно во время этого небесного знамения толпа, присутствовавшая при крещении Иисуса, услышала слово, свидетельствующее об Иисусе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17, 5).

Во время крещения ничто не выделяло Иисуса в толпе кающихся; Креститель же сразу предстает как пророк, странный вестник Господа. И теперь, после того, как он получил свидетельство свыше, Креститель свидетельствует о находящемся в толпе Иисусе:

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин 1, 35-37).

Услышав слова Крестителя, эти два ученика поверили в Иисуса и целый день провели с Ним. Затем Андрей, один из этих двух учеников, встретил Симона и возвестил ему, что он нашел Мессию. На другой день Иисус встретил Филиппа и призвал его следовать за Ним. В тот же день «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Нафанаил не верит: «...из Назарета может ли быть что доброе?» В конце концов, после встречи с самим Иисусом, Нафанаил проникается убеждением и говорит Ему: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин 1, 45-49).

Первая задача Иисуса - быть признанным как «Тот, Кто должен прийти». Для этого Он нуждается в свидетельстве Своего Отца, в свидетельстве Крестителя и тех, с кем Он встретился. Задача трудная, ибо какого-либо «чина» у Него нет. Он - не левит, не священник и не вероучитель. Именно поэтому столь важно свидетельство, которое дает Отец во время крещения Иисуса: этот человек не занимает какого-либо важного места в израильском обществе и иудейской Церкви, однако Он - «Сын Мой возлюбленный». Это свидетельство Отца содержит в себе нечто хватающее за душу, ибо Он знает, что Его Сын не будет признан и принят духовными вождями Израиля. Иисус должен будет опереться на малое стадо верных, которые поверят, что Он - истинный Мессия, Спаситель мира.

4

«Пойдите и увидите» (Ин 1,39)

Первая задача Иисуса - быть признанным как «Тот, Кто должен прийти». Свыше Отец свидетельствует о Нем -представляя Его толпе как Своего Сына Возлюбленного и возглашая Ему из глубины Своего сердца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1, 11). В некоторых списках Луки мы находим еще более ясное свидетельство Отца: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Лк 3, 22; Пс 2, 7; Евр 1, 5). Эта последняя версия свидетельства Отца раскрывает перед нами необозримые перспективы, ибо позволяет проникнуть в саму тайну рождения Сына от Отца.

Обратившись к двум ученикам, которые смиренно следовали за Ним, Иисус их вопросил не о том, чего они ищут, но о том, чего им «надобно». Этим объясняется их вопрос: «Учитель, где живешь?» (Ин 1, 38). Иисус не приказывает им следовать за Ним, но просто говорит им: «Пойдите и увидите». Он не желает их принуждать. Они - первые ученики, пожелавшие встретиться с Ним. И Он просто приглашает их пойти и посмотреть.

В случае Симона, сына Ионина, Иисус действует куда более энергично. Петр резко отличается от своих двух друзей. Христос привлекает этого «сына Ионина» - изменяя его имя. И через это он являет силу, которая принадлежит лишь одному Богу. Человек может давать имена животным и вещам, но не человеческим существам. Как только Симон оказывается перед Ним, Иисус говорит ему: «...ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа», и Иоанн добавляет для своих читателей: «...что значит: камень (Петр)» (Ин 1, 42). Изменяя имя «Симон» на имя «Петр» - Христос полагает камень, который ляжет в основание Его Церкви. Симон, сын Ионин, нестойкий человек, становится несокрушимым основанием Церкви Христа.

Позднее, когда Иисус, проходя по берегу озера, призвал своих первых четырех учеников, Петр, поддавшись вполне человеческому чувству, попытался уклониться от влияния Христа и сказал: «...выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Мф 4, 18). Действительно, он и его сотоварищи пришли в ужас от чудесного забрасывания сети. Но Петр еще не знает, что он - первый попался в сеть. Он может оказать сопротивление. Но все усилия бесплодны. И он это знает... Иисус успокаивает Петра и его сотоварищей:

«...не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк 5, 8-11).

Действительно, Петр может сказать: Ты меня покорил, Ты меня связал. Отныне они будут следовать за Иисусом, жить вместе с Ним. Он будет у них на глазах с утра до вечера, на всем продолжении Его каждодневного существования. Именно через это Иисус формирует Своих учеников. Евангелия описывают Петра как человека импульсивного и часто нестойкого. Возможно, именно поэтому он был избран Христом. Силой дара веры и любви Христос соделает из него скалу несокрушимую.

Иисус не основал «школы», как это сделали Конфуций или же Сократ. Он образовал небольшую группу, где Его ученики формировались благодаря общению с Ним, разделяя Его жизнь. Иисус собрал учеников не ради защиты какого-то дела; также Он не делал каких-либо публичных заявлений, дабы явить Свою подлинную суть. Он дал познать Себя в ходе Своего существования. Когда первые ученики последовали за Ним, они оказали Ему лишь, так сказать, временное доверие. Они, должно быть, говорили между собой: «Пойдем и увидим!».

Как-то Иисус сказал им: мы приглашены на свадьбу. И они пошли с Ним, думая лишь о свадьбе!

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

Был также зван Иисус и ученики Его на брак» (Ин 2, 1-2).

Именно здесь Иисус претворил воду в вино.

«Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (11).

Они увидели знамение и поняли его смысл.

5

«Господи! к кому нам идти?..» (Ин 6,68)

Есть нечто мучительное в ответе Петра на вопрос, который Иисус задал Двенадцати: «...не хотите ли и вы отойти?» (6, 67). Говоря от имени Двенадцати и прежде всего лично от себя, Петр признает, что если он безоглядно последовал за Иисусом, то все же, скорее всего, его избрал и покорил Сам Иисус. Петр как бы говорит: мы зашли столь далеко, что возвращаться нам некуда...

«Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:

и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» (6, 68-69).

Прекрасные слова Петра оправдывают состояние Петра и Двенадцати. Однако в этих словах следует усматривать выражение привязанности Петра к Иисусу, привязанности умственной, эмоциональной и бессознательной. Привязанность Двенадцати к Иисусу объясняется тем фактом, что Он их избрал: «...не двенадцать ли вас избрал Я?» (6, 70). С большим основанием, нежели другие, Петр может сказать: Ты возложил на меня руку Свою, и я не могу убежать. Ты дал мне новое имя, и я не могу уклониться от Тебя.

Умножая хлеба и рыб, дабы накормить толпу, Господь пожелал дать знамение. Толпа расценила это как возвещение мессианского времени и восстановление царства Израиля. Поэтому иудеи захотели «овладеть» Иисусом и сделать его своим Царем. Однако для Иисуса умножение хлебов и рыб было знамением, возвещающим иное умножение - умножение Его Тела и Его Крови.

Тон главы шестой Евангелия от Иоанна впечатляет. Христос повторяет, позитивно и негативно, что Он дает Свое Тело в пищу, а Свою Кровь в питие. Тот, кто будет их есть и пить, будет иметь жизнь вечную, а тот, кто не будет их есть и пить, лишится жизни вечной. Христос настаивает на этом, не смягчая Свои слова и не прибавляя: Не удивляйтесь, ибо Я говорю вам посредством символов. - Все чего Он желает - это полного и всецелого присоединения к Своим словам и поступкам.

Когда толпа спрашивает у Иисуса:

«...что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (6, 28-29).

Таков первый шаг веры - вера в Того, Кого послал Отец. Когда апостолы исповедали веру в Иисуса, Иисус призвал их уверовать в Того, Кто Его послал, в Того, Кого Он называет Своим Отцом.

Иисус настаивает, а в это время:

«...Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (6, 52).

Иисус не пытается смягчить Свои слова:

«...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?.. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (6, 53, 60, 66).

Здесь возникает проблема. Если апостолы остались, то в силу верности Тому, Кто их избрал. Действительно, Иисус говорит им:

«...не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (6, 70-71).

Почему Он избрал Иуду? Чтобы и ему дать возможность спасения. Однако необходимо подняться выше. Иисус провел всю ночь в молитве к Отцу, дабы избрагь двенадцать апостолов. В Своей молитве Он каждому уделил значительное время. В конечном счете, именно Отец привел Иуду к Иисусу, ибо, говорит Иисус, «...никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (6, 65). Однако невозможно поверить в то, что Отец привел Иуду к Иисусу для того, чтобы навлечь на него вечное проклятие. Отец поручил Иуду Иисусу именно для того, чтобы в конце концов, несмотря на все его заблуждения, он был спасен. И если есть грех против Духа, то этот грех есть именно грех Иуды! Иисус сделал все для того, чтобы воспрепятствовать Иуде совершить предательство. Но Иисус, Который любил Иуду, простил ему, ибо тот явил знаки раскаяния.

И опять-таки мы задаемся вопросом, что хотел сказать Христос, когда Он провозгласил: «...лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26, 24). Церковь чрезвычайно осторожно интерпретировала эти таинственные слова Христа и никогда не заключала из них, что Иуда обречен на вечные мучения. Кроме того, Матфей со всей определенностью говорит нам: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную» (27, 3-4). Явив свое раскаяние, Иуда предался Христу. И Христос не мог не простить его. Вторить некоторым богословам, что мы можем лишь надеяться на то, что Иуда может быть спасен, означает, что мы как бы говорим Христу: «Я не уверен в том, что Ты его простил». У кого найдется дерзновение подвергать сомнению прощение, дарованное Христом Своему апостолу? Если мы обращаемся к истории мысли на Западе, мы не можем не обратить внимания на тот факт, что христианский Запад неизменно испытывал трудности во всем том, что касается доверия к бесконечному милосердию Господа; ибо сознательно или бессознательно христианский Запад рассматривал спасение под углом зрения законничества. Быть может, в этом сказалось наследие римского законодательства.

6

«...да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16,22)

Призыв Христа носит личный характер. Его апостолы последовали за Ним потому, что Он их избрал и призвал. Отныне Он знает, что они целиком и полностью приняли Его. И они Ему полностью доверяет. Они верят в каждое Его слово. «Я дам вам мою Плоть в пищу и Мою Кровь в питие». Они не понимают, но принимают. Несомненно, в основе их согласия лежит тот факт, что они видят в Нем «Того, Кто должен прийти». Наступит день, и Он раскроет им смысл Своих слов.

В свою очередь, Иисус ясно сознает суть того, что определяет их личную привязанность к Нему. Он не заставляет их принять участие в реализации какого-либо проекта. То, что очевидно в случае Петра, справедливо и по отношению к другим апостолам, и даже по отношении к Иуде. Итак, именно Его Отец дал Ему апостолов и учеников. И Христос их всех любит.

Теперь Он желает узнать, что люди думают и говорят о Нем. Все это Ему хорошо известно, но Он желает, чтобы Ему сказали об этом. На берегу Иордана Иисус получил подтверждающее свидетельство от Своего Отца, а в Кане Галилейской - от Своей Матери. Разве нуждается Он в других свидетельствах? Ему ведомо тайное сердца человеческого. Но Он тоже человек, и, подобно всякому мужчине и всякой женщине, Он нуждается в подтверждении, произнесенном на человеческом языке. Не из праздного любопытства Он спрашивает апостолов, что люди думают о Нем. Это именно тот вопрос, какой Он задает Самому Себе: «Кто я?» Он знает, что Он -Сын Божий, но по-настоящему Он постигнет смысл этого лишь после возвращения к Своему Отцу.

Во время короткой передышки в Кесарии Филипповой, населенной не евреями, Он как бы невзначай спрашивает апостолов: «...за кого люди почитают... Сына Человеческого?» (Мф 16, 13), то есть: «...за кого почитают Меня люди?» (Мк 8, 27). На этот прямой вопрос они в один голос отвечают: «...одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф 16, 14).

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах...» (Мф 15-17).

Именно Отец дал Иисусу Петра, и Отец же даровал Петру узреть в Иисусе - Христа, Сына Бога Живого. И сразу же следует данное Христом Петру обетование, что Петр станет «камнем», на котором Христос создаст Свою Церковь (Мф 16, 18). Нам неизвестны помышления Петра после этого провозглашения. Подвергся ли он искушению гордыни? Иисусу не понадобилось напоминать Петру о том, что именно Он, Иисус, дал ему это имя во время их первой встречи. Все есть дар Отца и Его Сына. Именно Отец вдохновил Петра, когда тот признал в Иисусе - Христа.

Но вот, несколько дней спустя, Иисус возвещает о Своем намерении идти в Иерусалим, где Ему должно:

«...много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16, 21-23).

Слова Петра проникли в самую глубину сердца Христа. И если Он называет Петра Сатаной, то именно потому, что видит в нем искусителя, способного удалить Его от возложенной на Него миссии.

Почему Петр «прекословил» с такой уверенностью? Можно полагать, что после своего исповедания Иисуса Христом, Сыном Бога Живого он не мог согласиться с мыслью о страданиях Иисуса. Он принял лишь одну из сторон призвания Мессии. Он не смог различить связь между страданием и славой. Также можно полагать, что Петр не мог согласиться с тем, что подобное может случиться с Иисусом, Которого он любил. Или же Петр считал, что он может как-то повлиять на Христа и на Его судьбу? Иисус сразу же ставит его на место, говоря ему. Петр, тебе не дано указывать Мне, что Я должен делать. Моя миссия возложена на Меня Моим Отцом.

Благодаря этому кризису Петр и апостолы еще более глубоко проникли в тайну Христа. Постепенно Христос раскрывается перед ними. Он передает им Свою Весть; Он совершает это не через проповеди и речи, а приобщая к Своему деланию, вводя «во внутренняя своя».

7

Следовать за Христом

Иисус только что сказал Петру: «...отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф 16, 23). Для Иисуса наступил решающий момент. Он сознательно идет на тяжкую смерть, о чем столь проникновенно говорит Лука:

«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк 9,51).

Однако Иисус не желает вовлекать Своих учеников в столь рискованное предприятие, цель и последствия которого им неведомы. Поэтому перед дорогой в Иерусалим Он определяет условия, которые необходимо принять каждому, кто желает следовать за Ним.

Следовательно, дело идет не просто о вере в то, что Он -Мессия, Тот, Кто, отдавая Свое Тело в пищу, а Кровь Свою -в питие, приобщает к жизни вечной. Единение со Христом требует абсолютного самопожертвования.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16, 24-26).

Евангелист Лука продолжает, подчеркивая (сильнее, нежели Матфей) личный характер единения со Христом:

«Ибо, — говорит Иисус, — кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (9, 26).

И через несколько дней после возвещения о Своем решении идти в Иерусалим, дабы здесь пострадать, умереть и на третий день воскреснуть, Он просит трех Своих апостолов быть свидетелями Своего Преображения. Итак, Иисус берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна и возводит их на вершину «горы», находящейся далеко в стороне:

«...и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф17, 2-5).

Апостолы нуждались в этом явлении славы Христа для укрепления своей веры, ибо через это они получили предвкушение славы и радости, которые обретет их Учитель после Страстей, - радости, участниками которой станут и они. Однако более всех нуждался во всех этих явлениях и в этом свидетельстве Отца Сам Иисус.

Преображение приобщило апостолов к опыту Христа: опыту смерти и воскресения. Однако главная задача Преображения заключалась в укреплении Христа в Его решении мужественно двинуться навстречу страданиям и смерти. Отныне Он может сказать: в Моей ночи появились проблески света. Отец дал Ему ощутить всем существом Преображение, которое произведет в Нем Его Воскресение, Преображение, которое есть образ и предзнаменование. Ночь смерти уже раскрылась навстречу свету.

Отец говорит апостолам: Слушайте Его, следуйте за Ним, соединяйтесь с Ним всеми силами вашей веры и любви, ибо Он есть Сын Мой Возлюбленный.

Рассказав о том, что Иисус принял твердое решение идти в Иерусалим, Лука, чуть ниже, повествует:

«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные -гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»

(57-58).

Человеку, который просил разрешения «прежде пойти и похоронить отца», Иисус ответил:

«...предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (59-60).

Другому, просившему позволения проститься с родственниками, Иисус ответил:

«...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (61-62).

Евангелист Лука сохраняет внеличностный контекст и в качестве основной цели указывает на Царствие Божие.

Евангелист Матфей значительно больше подчеркивает личностный аспект. Человеку, просившему разрешения похоронить своего отца, Иисус отвечает:

«...иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8, 22).

Действительно, речь здесь идет именно об этом: или до конца следовать за Иисусом, или оставить Его в одиночестве на дороге в Иерусалим. В Его тайну проникнет только тот, кто последует за Ним.

8

Бесконечная Любовь

Христос желает, чтобы ученики безоглядно последовали за Ним. Таков способ Его действия. Он становится центром всего, - Тем, ради Кого необходимо пожертвовать всем:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10, 37-39).

На подобное притязание имеет право только Тот, Кто сознает Себя Глаголом Божьим. И действительно, Он - центр истории человечества и всего творения. Его цель - привлечение к Себе учеников, дабы они, насколько это возможно для человека, отождествились с Ним. Впоследствии Его устремление четко выразил апостол Павел: «...и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20), или еще: «Ибо для меня жизнь - Христос» (Флп 1,21).

Желающих следовать за Ним Христос призывает не к стяжанию добродетелей; нет, Он призывает возлюбить Себя все и вся превышающей любовью! Действительно, можно спросить Его: за кого ты себя принимаешь? И Он мог бы ответить: Я принимаю Себя за Того, Кем Я являюсь, ибо Я Есмь.

Стиль евангелиста Луки более резок, нежели стиль процитированного выше евангелиста Матфея:

«С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 25-27).

Подобный образ речи ставит перед экзегетами небольшую проблему. В этом контексте какой смысл следует придавать слову «возненавидит»? Евангелист Лука вкладывает это слово в уста Христа, дабы раскрыть всеобъемлющий характер принадлежности ко Христу, подобно тому, как Христос «возненавидел» Свой Божественный статус для того, чтобы стать человеком среди людей. Он упразднил Свои Божественные прерогативы. Он в прямом смысле слова отбросил Свою Божественную жизнь ради того, чтобы «пожить» нашей жизнью. Итак, в процитированном пассаже самое важное - это отвержение собственной жизни. Это основополагающее учение неоднократно раскрывается в Евангелиях:

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Лк 34-37).

Согласно многим экзегетам, этот текст подразумевает следующее: тот, кто в этом мире пожертвовал всем ради Христа, после своей смерти обретет жизнь более реальную, нежели земная жизнь со всеми ее радостями и богатствами.

Но можно в иной перспективе интерпретировать слова Иисуса. Человеческая жизнь может быть пережита на разных Уровнях с той или иной степенью интенсивности и богатства. То, что мы называем «душой», есть живительный принцип человеческого существа. Она животворит мое существо исходя из того наиболее глубокого уровня, каким является наш дух. Из глубин духа эта жизнь переходит в психику, а отсюда распространяется по всему человеческому существу, оживляя наше тело со всеми его элементами, даже наиболее плотскими.

Итак, не следует рассматривать душу как нечто такое, что Бог «вливает» в эмбрион на определенной стадии его развития. Если можно так выразиться, она принимает определенную форму в самый момент зачатия. Став основанием новой жизни, эта «душа» живит эмбрион от начала его зачатия. Однако трудно установить, в какой момент он достигает «личностного», то есть человеческого, уровня. Изнутри эта «душа» созидает тело, затем, в один прекрасный день, из последней глубины души возносится дух, «эманация» Духа Божественного.

Следовательно, жизнь существует в нас на разных уровнях: духовном, душевном и перстном, говоря языком апостола Павла (см. 1 Кор 15, 44-47). Отказываясь от жизни на «перстном» уровне, человек обретает возможность жить на душевном уровне сердца, а еще более глубоко - на уровне духовном. Именно об этом учит Христос. Так совершается переход от «перстного» к душевному и, наконец, к духовному - уровню, на котором во всей напряженной полноте переживается единение с Богом, которое Христос называет вечной жизнью.

9

«...Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11,16)

По дороге в Иерусалим апостолы ясно сознавали, что Иисус идет на смерть и что, может быть, их ожидает та же участь. Такова цена близости со Христом. Они должны «потерять» свою жизнь, дабы обрести вечную жизнь, о которой говорил их Учитель.

Иногда беспокойство апостолов становилось совершенно явным, как это случилось в эпизоде, повествующем о смерти Лазаря. Когда Иисус узнал о его болезни, Он еще два дня оставался в том месте, где Он находился. И только напоследок Он сказал ученикам: «Пойдем в Иудею». Ученики сказали Ему: «Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин 11, 14-16). Сначала Иисус сказал, что Лазарь спит и что Он идет его разбудить. Но несколько позже Он им прямо сказал:

«Лазарь умер;

и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11, 14-16).

Следование за Христом вплоть до смерти - именно такой идеал предлагает Фома. Легко сказать, но как трудно исполнить! Петр на собственном опыте познал это, как и другие апостолы.

После Тайной Вечери, закончившейся пением Псалмов, они отправились на гору Елеонскую. И тогда Иисус им сказал:

«...все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;

по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Мф 26, 31-35).

Евангелист Лука дает другую версию, и создается впечатление, что события происходят не по дороге на Елеонскую гору, а в помещении, где происходила Тайная Вечеря:

«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22,31-34).

Следование за Христом вплоть до смерти - таково основное условие для того, кто хочет стать Его учеником. Ибо Его Весть не словесная, Его Весть - жизнь. Однако мы знаем, что Фома, который призывал пойти и умереть со Христом, оказался в полной растерянности из-за смерти Христа и не хотел поверить в Его Воскресение. Что же касается Петра, то он, движимый любовью к своему Учителю, пошел за Ним до двора первосвященника, чтобы «видеть конец».

Несчастный Петр совершенно сбит с толку. Иисуса потащили в суд. И это не тот Иисус, которого он видел на горе Фаворской погруженным в свет и окруженным сиянием славы. Теперь это обвиняемый, преступник. Петр ничего не понимает. Он не понимает того, что произошло с Иисусом, и он не узнает себя самого. Он не обратил внимания на слова Иисуса, возвещавшие его Страсти: «...ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лк 22, 37).

Иисус, за Которым апостолы пошли, ибо признали в Нем Мессию, ныне предстал не только как Мессия страждущий, но как Мессия - отвергнутый своими и преданный в руки иностранной власти, покорившей их родину. Позднее мы увидим презрение Пилата к иудейскому народу, который он должен держать в узде. Тот, кто называет себя другом Иисуса, не только подвергает себя смертельной опасности, но отныне выглядит как наивный человек, простак, слабоумный, погруженный в мечту о волшебном царстве.

Первый ответ Петра на вопрос подошедшей к нему служанки раскрывает нам нечто в томлении Петра. Служанка посмотрела на Петра, греющегося у огня вместе с другими служителями, и сказала: «и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его» (Лк 22, 57).

Петр, ты говоришь правду, ты еще Его не знаешь, ибо ты еще не прошел вместе с Ним через смерть, дабы достичь Воскресения.

10

«...я не знаю Его» (Лк 22,57)

Вхождение в группу учеников ничего общего не имеет с вхождением в какую-нибудь ассоциацию или политическую партию. Христос избрал Своих учеников, дабы они жили вместе с Ним. Евангелист Марк так повествует о «поставлении» Двенадцати:

«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь...» (3, 13-14 ).

Иисус их обучал и формировал каждый день. Постепенно между Иисусом и Его учениками стала возрастать близость, которая затем перешла в дружбу. Он ожидал долгое время, прежде чем сказать им об этом. И совершил Он это во время прощальной беседы после пасхальной трапезы, беседы, в которой Он раскрыл Свое сердце:

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15, 15).

Именно в этом контексте следует рассматривать поведение Петра, когда служанка сказала ему, что он член «банды» Иисуса. Часто Иоанна отождествляют с учеником, которого «любил Иисус». Однако Иисус любил Петра иначе, подобно тому, как Его любовь к Марфе отличалась от Его любви к Марии. Петр любит Иисуса, поэтому-то он с риском для себя следует за Ним, «чтобы увидеть конец». Иоанн был вхож в дом первосвященника, у Петра же этой возможности не было. Итак, иудеи отвели Иисуса к первосвященнику Каифе.

«Петр же следовал издали.

Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними» (Лк 22, 54-55).

Ответив служанке, что он не знает Иисуса, Петр остался у огня, как бы желая показать, что он говорит правду. Но чуть позже -

«...другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк 22, 58-62).

Этот рассказ о Петре и Иисусе в доме первосвященника раскрывает саму суть их отношений. Петр следует за Иисусом, ибо он Его любит. Но когда надвигает опасность, Петр не решается сказать, что он знает Иисуса. Странное поведение, резкое отречение! Евангелист Матфей говорит, что Петр «клялся и божился, что не знает Сего Человека». Петра охватывает ужас при виде того, что произошло с его Другом. И ужас охватывает его, когда он осознает свой поступок (см. Мф 26, 74-75).

Мы вновь встречаем Петра после Воскресения, около Гроба Господня. Он вглядывается в него, но ничего не понимает. Именно это желает сообщить нам Евангелист Лука, когда пишет: Петр «...пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (24, 12). Несколько позже Иисус лично явился ему, а затем -в тот же вечер в Иерусалиме, когда Он предстал перед Своими собранными вместе учениками.

Вера Петра была подтверждена через любовь. Петр находится в Галилее. Вечером он вместе с друзьями пошел ловить рыбу. Ночью они ничего не поймали. Рано утром на берегу появился Иисус и спросил, поймали ли они что-нибудь... Ответ краток: «Нет». По просьбе Христа они совершают последнюю попытку... Сто пятьдесят три огромных рыб! Последующее нам известно. Обед на берегу, вкушали трапезу, приготовленную на огне, зажженном Самим Господом:

«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему. так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин 21, 15-17).

Отныне Петр утвержден в вере и любви. Он стал верным свидетелем Христа, дабы раскрывать людям Его Весть.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|