"Я ПОКАЖУ ЕМУ..."
"Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое" (Деян 9, 16). Эти слова сказаны Господом при обращении и избрании ап. Павла. В речении есть нечто насильственное, как и во всем произошедшем с фанатичным преследователем христиан.
Фраза "Я покажу ему" охватывает не только удар молнии с неба, повалившей его на землю и ослепившей его. Она относится ко всему его существованию. Апостол хорошо понимает суть случившегося, и в дальнейшем он предъявляет общинам, в качестве доказательств своей веры и как основание для похваления, единственно свои "страдания за имя Мое". "А я не желаю ничем иным хвалиться, разве только крестом Господа нашего" (Гал 6, 14). "И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами... обидами, нуждами, гонениями, притеснениями за Христа, ибо когда я немощен, тогда я силен" (2 Кор 12, 9 и сл.). Господь подчеркнул, что апостол "должен" пострадать, и слово этого обетования оказалось крепче стали.
"Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Павлов вопрос: "Кто Ты, Господи?" - редакционная ремарка, обрамляющая речения Христа: "Трудно тебе идти против рожна" (как будто апостол был ослом или мулом); "Я Иисус, Которого Ты гонишь" (Деян 26, 14). Животное не пойдет против рожна. Сильнейший, как говорится в Деяниях, называет Свое имя, но и само событие таково, что поверженный в нем непосредственно понимает, Кто с ним глаголет из света, Кого представляет собой этот свет. Событие врезалось апостолу в память, и в нем содержалось непосредственное прозрение всей тайны Божественной славы: распятия на кресте и воскресения. Свидетельство о крестной смерти Христа, которым наполнены все послания ап. Павла, берет свое начало в этом прозрении, равно как здесь же начинается его свидетельство о воскресении Господа. Если на протяжении сорока дней по воскресении Христос являлся в прикровенном образе, то ап. Павлу Он явился во всей Своей славе, причем не как личное видение, а как всеобщее. Действительно, все спутники Павла так или иначе причастны к нему: одни слышали голос, но никого не видели (Деян 9,7; отсюда можно заключить, что сам ап. Павел Господа видел); другие же видели свет, но голоса не воспринимали (Деян 22,9); наконец, часть из них вместе с Павлом повалилась на землю (Деян 26, 14).
Удар света или открывающегося в нем облика настолько силен, что поражает слепотой. Начальник, отдававший приказы, становится беспомощнее ребенка. Теперь ему самому отдаются короткие приказания, как поступать: "Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать" (Деян 9,6). Подняться с земли Павел еще способен, но он ничего не видит, так что его взяли за руку и повели в город. Там и сидел он три дня в темноте, не ел и не пил. Когда же на него были возложены руки и он получил крещение (которое первые христиане называли "просвещением"), как бы пелена спала с его глаз, и он воспринял от Св. Духа. Ап. Павел буквально познал, что такое слепое послушание, - как подобает следовать подчиняющему закону, да еще при этом не имея возможности идти самому, а будучи ведомым. На нем сбылось выражение: "Слово Мое не подобно ли молоту, разбивающему скалу?" (Иер 23, 29).
Апостол, безусловно, вполне сознавал, что он обладает даром, и он умел при случае пользоваться им. Но одновременно он ни разу не попытался приписать себе хотя бы малейшую заслугу в Своем обращении. Он определенно говорит: "Если бы я проповедовал Евангелие по своей воле, то за что же мне награда?" (1 Кор 9, 17). Он, таким образом, отказывается от любого земного вознаграждения за свои труды. Он может, конечно, сослаться на них, но при этом он немедленно прибавляет, что к успеху дело приводит не он сам, а "благодать Божия, которая со мною". Более того, по его словам, он лишь "благодатию Божию есть то, что есть" (1 Кор 15, 10).
Итак, на него возложено: "должен пострадать". Это определение относительно себя апостол принимает как знак Христовой любви и отвечает соответственно (Гал 2, 20). Он уподобляет себя духовной нечистоте: сам себя называет "последним сором"; поставляет себя на "последнее место", словно преступника, "приговоренного к смерти" (1 Кор 4, 13.9). Сказано: "Я ему покажу". И апостол действительно до конца смотрит, что ему показывают. Он отмечает: в страданиях "никого не было со мною, но все меня оставили" (2 Тим 4, 16). Чем он больше любит церковную общину, тем меньше она отвечает ему взаимностью (2 Кор 12, 15). Защищая свое дело, ап. Павел, бывает, жестикулирует, взмахивает руками, проклинает своих противников (Гал 1,8), но если взглянуть глубже, он не способен к истинному возмущению, поскольку - "Я сораспялся Христу" (Гал 2, 19). "Им для меня мир распят, и я для мира" (Гал 6, 14).