"ВЫЙДИ ОТ МЕНЯ, ГОСПОДИ!"
Ап. Марк (1, 14 - 20) и ап. Матфей (4, 18 - 22) сообщают, что первые ученики Христа - Симон Петр, Андрей, Иаков и Иоанн - были призваны совместно. Однако у ап. Луки первым призывается лишь Петр (5, 1 - 11), а лишь затем, по его исповеданию, также и сыновья Зеведеевы "оставляют все".
Симон Петр уже и до этого принимал у себя Иисуса Христа, когда была исцелена его теща. После этого, как кажется, Господь еще какое-то время проповедовал "в синагогах галилейских" (Лк 4, 44). И только затем состоялась Его новая встреча с Петром. Петр вместе с другими рыбаками был на берегу, но именно в его лодку вошел Христос, и именно его Он попросил "отплыть несколько от берега". Из лодки Господь стал поучать народ, толпившийся на суше. Итак, находясь в лодке, Петр мог составить себе во второй раз представление о Христе. Если судить внешне, то Петр оказал Христу лишь небольшую любезность, протянул Ему - скажем так - мизинец, а Иисус вдруг ухватился за всю его руку. Малое облачко временами превращается в темную тучу; так и просьба, сказанная мимолетно, превратилась во всеобъемлющее приказание. "Отплыви (ты один!) на глубину, и закиньте сети свои для лова!" Сей приказ подчиняет себе два раза. Прежде всего Господь поставляет Себя выше опытных рыболовов. "Мы трудились всю ночь и ничего не поймали". В то же время мы наблюдаем и безропотное послушание: "Но по Твоему слову закину сеть". Петр, таким образом, решается выйти за пределы собственного опыта. Авторитет Христа для него настолько велик, что он отставляет собственные, личные знания, свою профессию и не считается даже с очевидностью. И вот тогда все исполняется как бы само собой. Улов настолько велик, что даже возникает опасность, потому что переполняется не только лодка Петра, но и лодки других рыбаков, позванных на помощь, переполняются и "начинают тонуть". И сколь часто в чудесах Господа мы наблюдаем эту Божественную чрезмерность, выглядящую, с обывательской точки зрения, как юродство! Вспомним, например, об изобилии отменного вина на свадьбе в Гане Галилейской, об умножении хлебов в пустыне, когда тысячи людей не могли одолеть их.
В поведении Петра перед нами та вера, за которую он признается блаженным в Евангелии от Матфея, за которую он будет избран в качестве камня для основания Церкви. Это та вера, которая заставила евангелиста Иоанна переименовать Симона, сына Ионы (или Иоанна), в Петра ("камень"), причем уже в момент его самой первой встречи с Иисусом Христом.
В рассматриваемом же эпизоде при виде совершенного Христом чуда Петр как бы повергается на землю. Он переживает глубочайший испуг: ведь он, не будучи хотя бы спрошен, вовлекается теперь в деяния Бога! Нечто подобное пережил пророк Исайя: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис 6,5). Неожиданно возникает дистанция между грешным человеком и избранничеством, на которое, не сознавая того, он согласился. А избрали его по его вере, той вере, которая совсем и не воспринималась им как некий подвиг. Эта вера как бы сама собой зародилась: ведь уже было совершено чудо в его доме и уже была произнесена проповедь из его лодки. Петр ведет себя, словно попавшее в западню животное. Но уж если он забран в плен, то никогда не будет отпущен, потому что сказано: "Не бойся, отныне будешь ловить человеков". Прежнюю натуру его теперь от него отобрали, и она возвращается к нему на совершенно новой ступени в преобразованном виде, так что он и остается самим собой, и превращается в другого человека. Что оставалось еще сказать? "Они вытащили сеть на берег, оставили все и последовали за Ним". Конечно, Симону Петру еще потребуется много времени для перехода из прежнего бытия в новое. Он еще не раз ошибется. Он даже трижды отречется от своего Учителя, Которого беззаветно любит и за Которого готов умереть. Почувствованная им уже с самого начала дистанция на более высоком уровне станет огромной. Но именно эта дистанция и создаст свободное пространство, задающее рамки для предстоящего ему служения, когда оно будет окончательно поручено ему. С этой точки зрения он есть пример любого человека, призываемого Богом на служение. Лишь абсолютная дистанцированность позволит призванному не раздумывая последовать за Христом вплоть до креста, до распятия, "стремглав", головой вниз. Даже для наиболее близкого к Господу сохраняется огромная дистанция, дабы ни у кого не было повода принять одного за другого.